ПОБЛИЖЕ К СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Есть старая солдатская мудрость: «подальше от начальства, поближе к кухне». Применительно к машиностроению это можно перефразировать, как «поближе к сельскому хозяйству». И теперь, в конце марта «Тонар» представил две полностью новых модели для сельскохозяйственных перевозок: Тонар-95235 с донным транспортером и Тонар-9826 – трехуровневый, для перевозки некрупного скота. Первый – собственная разработка, выполненная с оглядкой на зарубежные аналоги и в тесном содружестве с транспортниками. С этого полуприцепа и начну.
МЗ «Тонар» позиционирует его как «полуприцеп-самосвал». С одной стороны, сам разгружается, значит – «самосвал». С другой стороны, у него ничего не поднимается, нет жестких ограничений по ровности разгрузочной площадки и высоте помещения. И в этом смысле такой «самосвал» – совсем даже не самосвал в привычном нашем понимании. История его появления сама по себе заслуживает внимания.
Хотя обыватель и пребывает в убеждении, что сельского хозяйства в России нет, некоторое количество вполне успешных агропромышленных компаний в стране есть. А «Программа продовольственной безопасности» – одна из немногих реально работающих правительственных программ. Да и статистика говорит, что таких успешных компаний не так уж и мало. И наиболее успешные из них работают по европейским или американским технологиям. Американские производительнее, да и лучше «ложатся» на российские просторы. С другой стороны, техника-то нужна под них тоже европейская или американская! И если с обслуживанием первой еще где-то как-то, то у второй по части сервиса и запчастей сплошь и рядом совсем грустно.
Идею полуприцепа с донным транспортером подал директор компании «Докагенные технологии», ориентированной на европейские методы, Виктор Петрович Коньков. Позднее многое подсказал директор агрокомпании «Светлана» Андрей Павлович Синицин. Так, с его подачи сплошную резиновую ленту заменили цепным транспортером, снабженным резиновыми пластинами. Привод обеспечил гидромотор, что логично: гидромагистраль есть практически на любой сельскохозяйственной тянущей технике. Если, конечно, она достаточно велика.
Полуприцеп весьма универсален. Предназначенный для перевозки корнеплодов, он прекрасно справляется и с транспортировкой щебня, керамзита… Вообще любого достаточно «крупнокускового» навалочного груза. Проблем, как водится, две: не допустить перегруза и не увлекаться универсальностью. Мокрый песок или влажную глину донный транспортер едва ли вытянет… Зато можно разгружаться под крышей, не заботясь о высоте потолков.
Сегодня «Светлана» ориентируется на американскую технику. Но зачем же тащить из-за океана, если можно и тут сделать? Да и с обслугой как-то проще… Опять же, не одна же она такая.
Вторая новинка – демонстрация диаметрально противоположного подхода. Понимая, насколько сложна перевозка домашних животных, «Тонар» не стал заниматься самостоятельными поисками американского континента. Завод занялся поисками европейского партнера. Тем более, что нормы Евросоюза в этой области более, чем жесткие. Им стала германская фирма Stehman. Тонар-9826 – трехуровневый полуприцеп для перевозки некрупного скота, рождался непросто. Зато результат превзошел все ожидания. Этакий трехуровневый «свинский» «люкс» (данная версия адаптирована к перевозке свиней) с освещением, поилками, душем и электровентиляцией. Полы-уровни поднимаются цепными подъемниками.
Для обеспечения работы всей этой роскоши полуприцеп снабжен парой аккумуляторных батарей внушительной емкости. То есть погрузку-разгрузку, а также обслуживание между ними можно выполнить и при отсутствии тягача. Полуприцеп на собственном шасси полностью собрали на «Тонаре». Надстройки первых пяти экземпляров будут собирать из германских комплектов, далее подмосковный прицепостроитель начнет использовать отечественные профили, продолжая закупать у Stehman только высокотехнологичные компоненты.
Как прозвучало на пресс-конференции, сотрудничество наладить было не легко. Stehman традиционно пользовалась германскими шасси, а с российскими компаниями дел не имела. В компании вообще не представляли себе, что такое российский рынок. Но недоверие и настороженность были преодолены. А в ходе совместной работы по адаптации надстройки на шасси «Тонар» все сомнения и вовсе рассеялись. В результате обоюдный выигрыш.
При личном знакомстве трехуровневый полуприцеп для перевозки свиней оставляет сильное впечатление. Особенно на фоне воспоминаний о том, как «на уборке» вывозил поросят «на дачу» на автомобиле ГАЗ-53. Нагнали друг на дружку… Чуть не в три слоя. А потом: «Ах-ох! Жопа выскочила!!!» А тут можно вполне цивильно. Кстати, Тонар-9826 полностью отвечает всем европейским требованиям по охране животных при перевозке.
Разумеется, МЗ «Тонар» не упустил возможности продемонстрировать и другую, уже известную технику для сельскохозяйственных перевозок и работы в пищевой промышленности. Здесь были Тонар-97461 со сдвижными полами для перевозки как насыпью, так и на паллетах; Тонар-9746 для перевозки туш в подвешенном состоянии. Крыша выдерживает 20 т; Тонар-9746 двухъярусный изотермический; Тонар-9523 самосвал с надставными бортами (без бортов 35 м3, с бортами 45 м3) и разгрузочным лючком в заднем откидном борту; Тонар-95234 – полуприцеп с тремя самосвальными кузовами увеличенного объема с двускатной ошиновкой 17,5``; Тонар-ПТ-1 – тракторный бункер-перегрузчик для зерновых культур; Тонар-ПТ-2 – тракторный самосвальный прицеп с задней разгрузкой.
В целом получилось впечатляюще. Помнится, в преддверии распада Союза у нас вышла книга Ли Якокки, озаглавленная в переводном варианте «Карьера менеджера». И там был такой пассаж: «…как бы ни были плохи дела, каждому человеку требуется пища». Далее американский родственник знаменитого управленца рекомендовал заниматься ресторанным бизнесом. Но «Тонар» смотрит на вопрос шире. Он занимается сельским хозяйством.