НОВАЯ R-SERIES УЖЕ В РОССИИ
Про «интерьер – экстерьер» разговор уже был. Разве сказать пару слов о личном восприятии… Новейшие веяния «вертикального дизайна», похоже, не миновали никого. Не миновали они и новую R-series. Но к чести шведских дизайнеров, на новинке эта новая идея очень гармонично вписана в традиционные для четвертого поколения формы. «Вертикаль» чудесно выливается в традиционную «сканиевскую» подоконную линию. Получилось очень узнаваемо. В интерьере все солидно. Огибающая панель приборов импонирует. Радуют такие мелочи, как розетка 220 В. А для полного представления надо, конечно, хоть недельку на такой машине поработать.
Напомню, что обновленная R-series унаследовала эволюционирующее семейство уже работающих, к тому же совершенно успешных моторов. Это 9-литровые 5-цилиндровые, 12-литровые рядные «шестерки», а также 16-литровые V-8. Широчайший диапазон мощностей. И отмечу еще раз моторы для соответствия Euro-5 предлагают как в EGR, так и в CSR версиях.
Но главная тема в кризисные времена – экономичность. Даже в заголовок одного из пресс-релизов вынесено: «…тягачи с оптимизированным расходом топлива». И здесь шведская компания воспользовалась всеми возможностями обеспечить транспортникам экономию. Во-первых, сам автомобиль сделан более экономичным. Во-вторых, при его разработке учитывали, что на разных заправках цена на горючее может различаться весьма существенно, а при международных перевозках – в разы. Экономия денежных средств при наличии достаточно больших баков может быть колоссальной. Соответственно, машина скомпонована так, что максимальный объем баков может достигать полутора кубометров. Наконец, третий аспект – водитель. Известно, что «тяжелая нога» способна увеличить расход топлива, а также резины и моторесурса, в разы. До такого экстрима дело, понятно, доходит редко, но 10–20% – это на каждом шагу. И Scania предлагает программу поддержки водителей Scania Driver Support.
Но по порядку. В ряду главных передач прибавился «экономичный» редуктор с передаточным числом 2,59. Меньшие обороты двигателя позволяют двигаться с крейсерской скоростью в более экономичном режиме работы мотора. Да и на ресурсе это отражается положительно. Scania заявляет, что на этом можно сэкономить 3% топлива, а число оборотов коленвала за час уменьшается на 11%. Разумеется, универсальных решений не бывает. Но само расширение возможностей выбора уже радует. Не все же по горам да буеракам ездят…
Еще один чисто технический шаг – тщательная проработка аэродинамики. И как следствие – новые боковые обтекатели, закрывающие нижнюю боковую часть тягача. Не все сопротивление воздуха определяется площадью «лба»! Много «съедают» и боковые вихри. Вот от них-то и постарались избавиться. Впрочем, о традиционных дефлекторах тоже не забывали.
Разумеется, максимальный, «полуторакубовый» объем топливных баков доступен не для всех версий R-series. Но для всех версий «максимум» по топливу вырос в полтора-два раза. А для некоторых и в три. Ради этого Scania полностью перекомпоновала расположение «навески» на раме. Аккумуляторные батареи отправились в задний свес, а ресиверы – внутрь рамы. Не всем надо? Да опять же: расширение возможности выбора.
Отдельная тема – Scania Opticruise. Теперь трансмиссия стала полностью автоматической. С электрогидравлическим выключением сцепления и переключением передач согласно алгоритму. Такой подход позволяет свести личные пристрастия водителя к минимуму.
Эта идея весьма популярна в европейском грузостроении. К таким системам даже успел приклеиться эпитет «автоматизированные». Они есть у Mercedes, Volvo. Более того – все системы не первого поколения. Да и Scania говорит, что нынешний Opticruise – «новый виток».
Основание идеи заключается в том, что водитель-Мастер, разумеется, проедет экономичнее. Только ведь не все водители в парке – Мастера! Но автоматика может к тому приблизить. Ровно настолько, насколько программисты уразумеют экономичность. И это уже не будет зависеть от водителя. И «тяжести» его ноги… Есть этот козырь и у Scania. Сильнее он или слабже, чем у конкурентов? Вопрос открытый. Для получения собственного ответа надо опять хоть неделю поработать на автопоезде.
Получила машина и способность обучать своего водителя экономичной езде. Это благодаря системе информационной поддержки водителя Scania Driver Support. Она в реальном времени дает водителю необходимые рекомендации и отображает информацию для того, чтобы он мог совершенствовать стиль вождения. Эта система станет стандартной для большинства автомобилей Scania, работающих на дальних перевозках.
Scania Driver Support непрерывно анализирует данные, поступающих от различных датчиков, что обеспечивает постоянный контроль за действиями водителя. Она оценивает по основополагающим для Системы подготовки водителей Scania параметрам, дает советы и рекомендации во время движения и даже ставит оценку.
Директива ЕС (2003/59/ЕС) предусматривает для профессиональных водителей 35-часовое обучение. Его можно проходить единовременно или ежегодно по одному дню. Так работает Система подготовки водителей Scania, специально разработанная компанией. Как правило, после ее завершения расход топлива у водителей снижается как минимум на 10%. Scania Driver Support становится естественным продолжением такой подготовки прямо на рабочем месте.