АХТУНГ: ZETROS!
Теперь и в России Zetros долго колесил по различным армейским выставкам-продажам преимущественно с прицелом на закупки европейских стран-членов НАТО. Но и гражданские мероприятия он не пропускал, чему примером – шоу олдтаймеров близ Вёрта, где автомобиль собирают на одной линии с моделями Unimog и Econic. А недавно новый продукт добрался и до нашей страны. Первым покупателем Zetros в России стала одна из дочерних компаний «Газпрома». Очевидно, что на массовые закупки таких мощных государственных и коммерческих структур и рассчитывают авторы проекта, а иначе зачем бы им приглашать россиян на завод в Вёрт и предлагать совершить тест-драйв по полигону и окрестностям Карлсруе.
ДОСРОЧНЫЙ ДЕМБЕЛЬ
Немцы не скрывают, что первоначально готовили Zetros к использованию в армейских частях и подразделениях. Было бы глупо отрицать очевидное: длинный капот и низкая кабина для современных грузовиков общегражданского назначения не характерны. Да и участие прототипа S2000 в военных выставках разных стран: IDEX в Абу-Даби, Euronaval в Париже, Defendory в Афинах, Eurosatory в Канаде подтверждали сказанное выше в полном объеме. Предполагалось, что большой интерес к новой машине проявит Бундесвер и армии других стран-членов НАТО. Но – не случилось. Кризис подрезал крылья не только гражданскому бизнесу, но и военным закупкам, хотя это и не афишируется.
Удивительно, но факт: первоначальный расчет создателей Zetros оказался верным: интерес к нему проявили не только европейцы. Например, еще в 2006 году на международной выставке вооружений Eurosatory военное ведомство Канады заключило контракт на поставку 108 армейских грузовиков Mercedes-Benz песочного цвета для своих военнослужащих в Афганистане. Большой интерес к брутальному продукту проявили Германия, Франция, Объединенные Арабские Эмираты. Однако вмешался форс-мажор в виде кризиса, и старт нового грузовика был испорчен. Впрочем, кризис не вечен, и спрос рано или поздно будет расти.
То, что Zetros готовили к спартанским условиям эксплуатации, видно невооруженным взглядом. Армейская косточка просматривается не только в полном приводе, усиленной раме, рессорной подвеске и угловатым чертам. Военную жилку больше всего выдает заниженный профиль, благодаря которому автомобиль легко вписывается в ограничения по габаритам. Скажем, низкая кабина дает возможность перевозить Zetros в закрытых железнодорожных вагонах и металлических контейнерах. Низкий рост машины позволяет перебрасывать грузовик в район боевых действий или в горячие точки в грузовом отсеке основных военно-транспортных самолетов НАТО типа C130 Hercules и C160 Transall. Еще один аргумент в пользу приплюснутой кабины: она делает автомобиль менее заметным при передвижении и облегчает его маскировку. Наконец, рубленые словно топором угловатые формы кабины хорошо зашивать в латы: листовая броня укладывается плитами и стыкуется без особых проблем. Одной из первых опыт такой модернизации провела фирма LMS из ЮАР.
И если дополнительная бронезащита призвана уберечь экипаж от автоматных и пистолетных пуль, поражающего действия осколков мин и снарядов, то капотная компоновка нацелена на защиту военнослужащих при подрыве на обычном или радиоуправляемом фугасе. При этом выступающий «нос» должен принять весь удар на себя и минимизировать последствия взрыва. А не будь Zetros прирожденным воякой, для чего бы ему выступающий капот?! Конечно, длинный «нос» не панацея от последствий взрыва, но тем не менее. Практика показывает, что в ряде случаев он служит пассивной защитой для сидящих в кабине людей. Иногда двигатель даже сохраняет способность работать и позволяет выехать из-под обстрела своим ходом. Это же справедливо в отношении трехосной версии: подрыв мины под одним из задних колес не обездвиживает машину даже с оторванным или поврежденным мостом. Впрочем, если фугас слишком мощный, ни капот, ни мощная рама не спасут. Такие примеры, увы, нам знакомы по Чечне…
К слову, в 90-е годы на выставках MIMS и «Российский международный Автосалон» в Москве и «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге УралАЗ демонстрировал видеоролик, наглядно доказывающий преимущества грузовика капотной компоновки для военных. На специальном полигоне «Урал-4320» с манекенами в кабине направляли на заложенный фугас и дистанционно взрывали. То же самое выполняли с бескапотным КамАЗ-4310. Итог опытов оказался следующим: водитель и старший машины в «Урале» оставались живы, получая легкие осколочные ранения в ноги, а экипаж камского грузовика был буквально изрешечен металлом. Обычно в подобных случаях говорят так: «экипаж получил ранения, несовместимые с жизнью». Думаю, подобные данные есть и у немецкого производителя. Вот вам и объяснение «капотной сущности» несостоявшегося военного.
Безусловно, Mercedes-Benz не отправил Zetros в отставку навсегда, а как и прежде готов ставить его под ружье. Но для коммерческого успеха проекта автомобиль теперь позиционируют как универсал в народном хозяйстве. Сфер его возможного применения так много, что трудно назвать хотя бы одну, в которой бы он не справился с поставленной задачей.
ОСОБИСТ
Название Zetros никак не переводится ни на русский, ни на другие языки. Подобно именам остальных грузовиков Mercedes-Benz – Actros, Axor или Atego – оно полностью вымышленное, имеющее компьютерное происхождение. А подобрано оно так, чтобы оказалось легким для произношения и было благозвучным на разных языках.
Первое, что приходит на ум при взгляде на эту машину у нашего соотечественника – ну, чем не «Урал»?! Однако при всей схожести философии Zetros другой: он тяжелее, технологичнее, мощнее, комфортабельнее и дороже. Наш «Урал» – по сути, «дубовая» и простая как грабли машина для войны в чистом виде. Немецкий Zetros – мускулистый аристократ с электроникой и экологичным двигателем. Есть у них общие черты в виде односкатной ошиновки, рессорной подвески, барабанных тормозов, низкой кабины, но различий все же больше. То же ветровое стекло у Zetros панорамное, а не состоящее из двух взаимозаменяемых половинок. Да и капот стеклопластиковый, а не металлический, и открывается в нем не только верхняя крышка, а вся конструкция заодно с боковыми стенками. Даже направление открывания разное: на Zetros – по ходу движения, на «Урале» – наоборот. Для Zetros предусмотрена опция в виде 6-ступенчатой автоматической коробки передач Allison 3000 SP/PR, а «Уралу» такое барство даже и не снилось. Базовое исполнение «немца» предусматривает наличие мотора Евро-5 и как опция – Евро-3. Российскому грузовику такие высоты экологической чистоты не по плечу. Словом, различий много, даже слишком. Ближе всего к Zetros из техники производства стран СНГ находится украинский КрАЗ, но при желании и здесь можно найти массу различий. Да и сравнение с ним немцы считают некорректным. Сами они проводят параллели со строительными версиями Actros Bau и серией Unimog U5000, между которыми занял свою промежуточную рыночную нишу новый продукт.
По замыслу создателей, Zetros отвечает специальным требованиям рынка и изготавливается по технологии крупносерийного производства. По объемам выпуска он должен быть сопоставим с машинами тяжелого класса Axor и Actros, чего пока не случилось. Причина банальна: мировой финансовый кризис и отказ потенциальных заказчиков от массовых закупок до лучших времен. А по проходимости он должен быть сравним с моделью Unimog, и в этом смысле машина удалась на славу. Хотя, по большому счету, Zetros не обладает такой феноменальной вездеходностью, которую обеспечивают портальные мосты, пружинная подвеска и U-образная рама Unimog. Зато он превосходит «универсальный трактор» по грузоподъемности. Например, трехосная версия может взять 10 тонн груза, а самой мощной версии Unimog такая полезная нагрузка даже не снилась (при полной-то массе в 14,1 тонны!).
Несмотря на то, что в модельном ряду фирмы Zetros стоит особняком, он не представляет собой полностью эксклюзивный продукт с оригинальной начинкой, сделанной специально для него. Поскольку это крупносерйиный товар, от других моделей Mercedes-Benz ему достался целый перечень узлов и деталей «с чужого плеча». Например, 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель мощностью 326 л.с. и панель приборов Zetros получил от Axor. Усиленная рама лестничного типа с небольшой доработкой в передней части досталась ему в наследство от строительной серии Actros Bau. Для обеспечения заданных свойств толщину лонжеронов увеличили до 9,5 мм, а толщину закрепленных болтовыми соединениями поперечин – до 8 мм. Вдобавок изнутри появились 7-миллиметровые вставки и дополнительные сварные треугольные косынки, но все равно это не новая, а улучшенная старая конструкция. Предусмотрели и вспомогательные технологические отверстия для крепления надстройки, дополнительного оборудования и прокладки электропроводки. Двери с электрическими стеклоподъемниками новоиспеченный вездеход получил от Unimog серии U5000. В Zetros применяются и некоторые элементы от модели Atego. Вот такой это сборный «конструктор».
Но какое бы первоначальное назначение не имели компоненты грузовика, все они маркированы «made by Mercedes-Benz», что создатели не устают повторять раз за разом. Они подчеркивают: «у нас нет ни одной детали сомнительного происхождения, выпущенного на стороне: все изготовлены на предприятиях Daimler». Это действительно так: 7,2-литровый дизельный мотор OM 926 LA производят в Мангейме, 9-ступенчатую механическую коробку передач G131-9 и двухступенчатую раздаточную коробку VG 1700-3W/1.6 – в Гагенау, и все эти агрегаты имеют один и тот же товарный знак – окольцованную трехлучевую звезду Mercedes-Benz. Такой же логотип стоит на рулевом управлении LS8, передних мостах AL7/52 DS-9, задних мостах HL7/52 DS-13 и массе других компонентов. Вполне закономерно, что и собирают Zetros специалисты завода Daimler Trucks в г. Вёрте, причем на одной линии с вездеходами Unimog и коммунальщиками Econic.
ТАНК ВО ФРАКЕ
Обычно такое сравнение наши люди приводят применительно к «Волге» ГАЗ-21, но и в отношении к Zetros оно вполне уместно. Грузовик действительно прочный и обладает завидной «танковой» проходимостью. Постоянный полный привод ведущих мостов с планетарными колесными редукторами предусматривает передачу крутящего момента к колесам переднего и заднего (или двух задних) мостов в соотношении 1:3,21. При блокировке межосевого дифференциала эта пропорция меняется до 1:1.
В целях увеличения тягового усилия конструкторы применили двухступенчатую раздаточную коробку с передаточным отношением 1,403, которое повышает силу тяги на 70 %. Передаточное число понижающей (так называемой «ползучей») передачи составляет 1,690. Дорожный просвет Zetros под передним мостом равен 422 мм, под задним — 343 мм. Этого пространства достаточно, чтобы проехать над пнем, скрытым в траве камнем или другим препятствием. В стандартной комплектации, в зависимости от размера используемых колес, он способен с ходу, без подготовки преодолевать броды глубиной 80 и 110 см. Сами шины могут быть с камерами или без них – что пожелает заказчик. За дополнительную плату возможна заводская подготовка автомобиля для проезда водных преград глубиной 120 см. Ну, чем не танк?!
Предусмотренные заводом блокировки включаются очень просто – поворотом вправо «конфорки» на передней панели. В первом положении вы добьетесь жесткой межосевой связки, во втором задействуете межколесный дифференциал задней оси, в последнем третьем блокируете колеса переднего моста. В таком положении можно смело съезжать на любое бездорожье, и пока колесам будет за что цепляться, вы продолжите движение в выбранном направлении.
По сравнению с танком, где внутреннее пространство априори является стесненным, кабина у Zetros просторная. Да, она не высокая, зато по ширине 2300 мм довольно вместительная – три кресла в ряд стоят не прижатыми друг к другу как сельди в бочке. Другое дело, что глухая стенка за боковыми окнами грузовика вводит в заблуждение: у человека непосвященного она вызывает ассоциацию со «спальником», но никаких кушеток здесь и в помине нет. Тут образовано пространство объемом 1400 л для личных вещей и экипировки экипажа: рабочей одежды, сменной обуви, продуктов питания и т.д.
Как и у тяжелой боевой машины на гусеничном ходу, у Zetros очень маленькие фары. Дело даже не в светомаскировке. Поскольку автомобилю предназначалось преодолевать кустарник, завалы в районе боевых действий и даже расчищать себе путь бульдозерным стилем, «глаза» должны были оставаться целыми. Отсюда и их скромный размер и глубокая посадка в прорезях стального бампера. Для защиты от камней и ударов веток деревьев служит дополнительная металлическая сетка с крупными ячейками. При необходимости Zetros способен освобождать путь от подбитой или неисправной техники как в зоне боевых действий, так и при пожарах, наводнениях и на объектах ликвидации последствий техногенных катастроф. При этом за счет целых фар он должен оставаться «всевидящим». Конечно, для танка наружное освещение играет не столь важную роль, но для грузовика оно жизненно необходимо.
А вот задние фонари у Zetros уязвимы. Да, у них есть стальная решетка, обрамляющая пластмассовый рассеиватель по периметру. Только функции у нее чисто эстетические – придать машине брутальный шарм. На самом деле декоративная «кольчужка» способна разве что спасти от вылетевшего из-под задних колес камня или от хлыстового удара веткой дерева. На большее она не способна. По крайней мере, на полигоне в Этигхайме, где тестируют все версии Unimog, после встречи с препятствием в виде твердого грунта защита спасовала. «Штурм» крутых горок закончился тем, что металлический панцирь раздавил фонари в своих объятиях. Рискну предположить, что без этой «удавки» повело бы кронштейны, не более того. А так владельцы попали на замену отнюдь не дешевых деталей.
Отличие от танка кроется и в бачке с реагентом AdBlue. Оказывается, для серийных версий Zetros двигатель Евро-5 является стандартным. Как вариант предусмотрена и опционная версия Евро-3, разумеется, безо всякой мочевины. Но даже на машинах с двигателем высшего на сегодняшний день экологического стандарта можно перепрограммировать электронное управление так, что это позволит кратковременно использовать дизтопливо с высоким содержанием воды и серы. Для России и большинства стран за пределами Западной Европы это как раз то, «что доктор прописал».
АТТРАКЦИОН
Несмотря на то, что Zetros выглядит исполином, при подъеме в его кабину вы не почувствуете себя монтажником-высотником: настолько прост и удобен вход. При определенной доле сноровки вы не испачкаете брюки о грязную поверхность, благо конструкция ступенек и поручней дает такую возможность. И даже при низком потолке перебраться с одного места на другое не составит труда: пол-то ровный, без выступающего моторного туннеля. В крыше обращает на себя внимание огроменный люк, играющий роль запасного выхода при ДТП, затоплении или пожаре. Сама кабина крепится к раме на трехточечной подвеске, хотя правильнее было бы назвать ее четырехточечной: задняя точка представляет собой две сближенные опоры.
Откровенно удивляет рулевое колесо гигантского диаметра. Это не дизайнерское решение и не чей-то «бзик». Просто-напросто «троллейбусная» баранка предусмотрена на случай отказа гидроусилителя. Такое решение вызвано желанием соблюсти немецкое законодательство, предписывающее сохранение управления при полном выходе из строя механизма усиления. Впрочем, человеку с мышцами как у воробья в коленках за рулем Zetros делать нечего. И при работающем ГУР на маленьких скоростях вращение рулевого колеса на большой угол – непростая задача. По крайней мере, это не тот случай, когда изменять направление движения можно «одной левой».
На крейсерской скорости по трассе, напротив, то и дело приходится корректировать положение руля, выбирая невесть откуда берущийся маленький люфт. А вот на бездорожье подруливать не надо: там другая опасность – только и смотри, чтобы в глубокой рытвине или яме «баранку» не вырвало из рук.
Алгоритм переключения передач на механической коробке стар, как мир – это давно известная схема 2Н: с первой по четвертую пониженный ряд, движение рычагом вправо – и по той же схеме втыкаются повышающие 5-я, 6-я, 7-я и 8-я. Переключение на удивление легкое, понятное, я бы даже сказал интуитивное. Все передачи с блокировкой, и рычаг не выбивает ни при каких нагрузках. Особенно приятно отметить, что начинать движение пустой грузовик позволяет не только со 2-ой, но также с 3-ей и даже с 4-ой передачи. Радует и предсказуемый ход педали сцепления, при этом она не тугая и не «ватная». Дозировать открытие дроссельной заслонки педалью газа тоже приятно, хотя мгновенной реакции на подачу топлива не последует. Исходя из этого и разгон у Zetros «слоновий»: не с места в карьер галопом, а постепенно, и даже уместно сказать солидно. Единственное, что донимает, так это «нытье» раздаточной коробки. При езде на малых скоростях по грунтовке на нее как-то не обращаешь внимания, но на трассе она напоминает о себе как назойливый комар, что пищит над самым ухом.
Но все это мелочи по сравнению с тем, как окружающие участники движения реагируют на многотонную громадину. Владельцы легковушек смотрят на Zetros поистине завороженным взглядом, а у водителей малолитражек и мотоциклистов он сродни взгляду моськи на слона. При подъезде к регулируемому перекрестку у меня похолодело в груди: Zetros не хотел останавливаться! Выработанное по привычке первое легкое нажатие на педаль тормоза не произвело никакого эффекта: грузовик продолжал катить практически с той же скоростью. Второй раз я надавил сильнее, но «немец» лишь слегка замедлился, не позволив зрительно рассчитать тормозной путь. Впору было паниковать: многотонная махина стремительно накатывалась на кабриолеты, седаны и универсалы, замершие во всех рядах у светофора. Протарань любой из них – и от «мелюзги» останется лишь груда обломков. Тревожный взгляд в зеркало заднего вида водителя стоявшего прямо по курсу VW Golf Cabrio я не забуду никогда. На его лице было написано нечто вроде «ах, жаль, что я не успел составить завещание»…Он собирался рвануть через перекресток на красный, лишь бы не попасть под раздачу. На худой конец, гольфист был готов сам катапультироваться из машины. Но страшного не случилось: достаточно было приложить к педали тормоза усилия тяжелоатлета, и Zetros начал эффективное замедление. Честно говоря, меня едва пот не прошиб от такого развития событий…
Езда на Zetros привела к мысли, что этот автомобиль можно использовать и как аттракцион на специально подготовленной трассе. А что, бери пассажиров – и катай за деньги. Есть же примеры того, как бывшие военнослужащие Бундесвера устраивают аттракцион даже на советских танках. А полноприводный грузовик чем хуже?!
СУПЕРСПЕЦ
Zetros называют специалистом широкого профиля, и с этим трудно не согласиться. Автомобиль может быть строителем и пожарным, спасателем и ремонтником, вахтовиком и лаборантом. Он справится и с задачами инкассации, и с эвакуацией, и с сопровождением. Ему по плечу быть топливозаправщиком и буксиром, передвижной вышкой и автокраном. Это надежное шасси для монтажа лестниц, буровых установок, телескопических подъемников и коммунального оборудования. Вездеход может работать в сцепке с тяжелыми прицепами: до 30 тонн при схеме 4х4 и до 40 тонн в исполнении 6х6. По словам создателей, при необходимости он легко заменит трактор, а в отдельных случаях по экономической эффективности превзойдет даже вертолет. Поистине сфера его применения универсальна и она ограничена лишь техническими особенностями конструкции и финансовыми возможностями заказчика.
Не будь кризиса, счет продажам нового вездехода шел бы на тысячи, но пока он не достиг и первой четырехзначной цифры. Зато востребован автомобиль не только в самой Германии. Из массовых закупок вездеходов для армейского применения известен пример Канады, которая приобрела автомобили повышенной проходимости для своего контингента в Афганистане. В канун 2010 года партию таких вездеходов приобрела Финляндия для обслуживания линий электропередач. Как уже говорилось, появился Zetros и в российском «Газпроме». Нацеленность машины на глобальный рынок подтверждается тем, что в этом году в серию пойдет версия с правым рулем: немецкий «многостаночник» приглянулся транспортникам Великобритании. Можете не сомневаться: есть и будут другие заказчики.
Опций для Zetros пока немного: оборудованный доступ на крышу, регулируемый верхний спойлер, электрическая лебедка, централизованная система подкачки шин. Есть также 6-ступенчатый «автомат» Allison, ретардер и металлическая защита фонарей, фар и указателей поворотов. Не густо, но и не пусто. В конце 2010 года на двигатель установят тандемный насос для гидравлики. Это расширит возможности вездехода по монтажу дополнительного оборудования и реально повысит его конкурентоспособность на рынке. А раз так, значит, мы еще увидим Zetros в какой-то особой ипостаси.
Единственное, что можно точно утверждать: мы никогда не увидим Zetros в российском камуфляже, если только он не приглянется голубым каскам миротворцев ООН. А в том, что машин с российскими регистрационными знаками станет больше, лично у меня сомнений нет: да мало ли у нас работы для такого универсала – вся Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. Впрочем, и на другие просторы РФ – милости просим!