А ЖИЗНЬ-ТО – ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Кризис закончился. И это теперь совершенно очевидно. Хотя для умников замечу: да, выход на те заработки, что были «до», произойдет еще не завтра… Но кризис – пройден. И дело не в том, какие там где-то параметры и показатели. Дело в том, что не просто начали шевелиться, а результат «шевелений» превысил некую «критическую массу», и выплеснулся наружу. Человек, знаете ли, такая животина, что в покое может оставаться крайне недолго. Ну а поскольку помирать никто не собирался, хотя б и в «кризис»… Но попробую по порядку. Хронологически.
В 2009 году Комтранс отменили. И это печальное событие следует отнести как на совесть организаторов выставки, так и на совесть экспонентов. Впрочем, много ли проку искать виноватого? Важен только такой факт: после MMAS-2008 весенняя выставка грузовиков не состоялась. На Московском мотор-шоу 2009 коммерческий сектор скорее отсутствовал, чем был. В итоге образовался громадный пробел. Но повторюсь, помирать никто не собирался, шевеления были, они накапливались… Теперь же стало очевидно: таить все это под спудом – себя обкрадывать. И фирменный народ начал работать.
А Комтранс 10, что называется, «выстрелил». Или «взорвался». Это уж кому как нравится.
На всякой автомобильной выставке можно выделить специфические разделы. Каждый посетитель делает это по-своему, но в журналистике как-то сложилось такое деление. Отечественные машины. Зарубежные лидеры автостроения. Прочие зарубежные автостроители. Спецтехника на базе автомобилей. Прицепная техника. Комплектующие и запчасти. Сервис. И др. Порадовало, что этих последних практически не было… Вообще, по моему мнению, выставка получилась помощнее «Московского автосалона», даром, что занимала вполовину меньшую площадь… Но это просто мнение…
По стендам производителей – отечественных, мировых лидеров и просто зарубежных, вас проведет Андрей Карасёв со всею инженерной скурпулёзностью. Про прицепы также читайте отдельную статью. Сервис – тема из разряда «объять необъятное». А вот на компонентах остановлюсь особо.
Очень мощно выступила фирма ZF. Ну откуда быть хорошему автомобилю без нормальной коробки передач? Или, скажем, гидроусилителя? А ZF предлагает широчайший комплекс решений и по подвескам, и по трансмиссии, и по рулевому управлению. Сильно укрепляют ее позиции такие СП, как «ZF-Кама».
МАЗ
Минский автомобильный завод представил три экспоната: автобус средней вместимости МАЗ-206069, трёхосный седельный тягач МАЗ-64030А9 и самосвал с колёсной формулой 6х6 с односкатной ошиновкой МАЗ-651705-210Р1. Односкатная ошиновка потребовала ряда конструктивных изменений, связанных с увеличением нагрузки на рулевое управление и переднюю ось в целом. Для обеспечения работы гидроусилителя руля при остановке двигателя конструкторы применили систему, в которой в аварийном режиме включается гидронасос, приводимый от коробки отбора мощности. В связи с возросшей на 500 кг нагрузкой на переднюю ось конструкторам пришлось найти место для тормозных камер большего размера. Девятнадцатитонный самосвал общей массой 33500 кг базируется на усиленной раме, сконструированной по типу «лонжерон в лонжероне». На автомобиле установлен дизель ЯМЗ-238ДЕ2, мощностью 243 кВт (330 л.с.), отвечающий требованиям Euro-3. Самосвал «обут» в шины 16.00R20 (Бел-95). Автомобили МАЗ-651705-210Р1 уже поставлялись для работы в труднодоступных районах России с тяжёлыми климатическими условиями, но на выставке такой самосвал демонстрируется впервые. Основное отличие автобуса МАЗ-206069 от базовой модели – двигатель Mercedes-Benz OM904 и шестиступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6HP 504 C. Благодаря немецкому силовому агрегату минский автобус отвечает требованиям Euro-5.
ИВЕКО-АМТ
На стенде совместного российско-итальянского предприятия ООО «ИВЕКО-АМТ» демонстрировались грузовики IVECO-AMT (аналог IVECO TRAKKER) в рестайлинговом исполнении. Обновлённая кабина предлагает повышенной комфорт водителю. Сортиментовоз IVECO-AMT-633920 с колёсной формулой 8х6 оснащён дополнительной осью, позволяющей грузовику вписываться в дорожные требования по осевым нагрузкам (8/10/10/8 т) при грузоподъёмности 24 т. При эксплуатации на технологических дорогах грузоподъёмность повышается до 35 т. Седельный тягач IVECO-AMT-633910 с колёсной формулой 6х6 и максимальной нагрузкой на седело 25 т предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 85 т.
ОАО «КАМАЗ»
В рамках Комтранс 10 состоялось торжественное подписание окончательного соглашения между ведущим российским производителем коммерческих автомобилей ОАО «КАМАЗ» и MFTBC (Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation) по созданию СП «Фузо КАМАЗ Тракс Рус». Здесь же был представлен первый собранный в России Canter. Совместное предприятие было создано в конце 2009 г. в рамках стратегического партнёрства между ОАО «КАМАЗ» и концерном Daimler AG, главным акционером MFTBC. 12 тыс. м2 производственных площадей нового предприятия предназначены для сборки, контроля качества увтомобилей, а также логистики. Сначала автомобили будут полностью собираться из комплектов, поставляемых из Японии. Для реализации программы локализации производства уже началась активная работа по поиску российских поставщиков комплектующих. Грузовики Mitsubishi Fuso Canter для российского рынка оснащаются 4,9-литровым двигателем мощностью 110 кВт с крутящим моментом 471 Нм, новой шестиступенчатой коробкой передач. Рынку будут предложены автомобили с четырьмя вариантами колёсной базы: 3410 мм, 3870 мм, 4170 мм, и 4470 мм. Это позволяет машине полной массой 7,5 т, предназначенной для перевозки до 4500 кг груза, работать эффективно. Первоначально планируется открытие 30 дилерских центров в крупнейших городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре. В состав дилерской сети войдут как партнёры, сотрудничающие с ОАО «КАМАЗ» и Mercedes-Benz, так и независимые дилерские центры. Серийное производство автомобилей начнется в конце мая начале июня. Суммарный объем инвестиций в предприятие в течение нескольких лет превысит 1 млрд. руб.
VOLKSWAGEN NFZ
Марка Volkswagen Коммерческие автомобили официально представила обновлённую модель нового поколения популярного LCV Multivan. Обновлённое семейство получило индекс Т5+. Центральное место на стенде Volkswagen NFZ занял дебютант российского рынка Multivan GP. Автомобили Т5+ получили усовершенствованные системы безопасности, интеллектуальные системы помощи водителю: боковой свет активизируется при включении сигнала поворота или при повороте руля, система помощи при перестроении Side Assist поможет при смене полосы движения, камера заднего вида Rear Assist позволяет контролировать пространство позади автомобиля, индикатор падения давления в шинах предупредит заранее о потере герметичности. Multivan комплектуется новыми дизелями с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail TDI, 7-ступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением DSG (также доступна версия с полным приводом 4MOTION) и муфтой Haldex последнего поколения. Автомобиль, что бросается в глаза, получил обновленный дизайн, выполненный в концепции Volkswagen DNA. Марка Volkswagen Коммерческие автомобили, является Генеральным спонсором Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г. Поэтому компания представила на выставке свою «олимпийскую сборную». Это 11 моделей, специально подготовленных для Олимпиады 2014. Глава марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Михаил Семенихин лично представил обновленную модель. По его мнению, изменения в ней весьма радикальны, и сопоставимы с выходом абсолютно новой платформы: конструкции постарались максимально соединить стиль, комфорт, безопасность, экономичность автомобиля, не забывая при этом об экологической составляющей.
«ГРУППА ГАЗ»
Нижегородцы представили модификации модернизированной полуторки – ГАЗель-БИЗНЕС: автомагазин, шиномонтажная мастерская, мобильный центр здоровья; а также уже серийный экземпляр газобаллонного автомобиля. Концептуальную новинку демонстрировала компания «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» новый междугородный ГОЛАЗ-5251. Автобус длиной 12,5 м предназначен для работы на плече до 500 км. В его конструкции нашли отражения современные тенденции кузовостроения. Модульная конструкция позволяет предлагать автобус в зависимости от потребности заказчика максимальной длиной до 13 м. Конструкция машины по кузову унифицирована с ГОЛАЗ-6228, а по шасси – с ЛИАЗ-5256. На автобус предусмотрена установка различных силовых агрегатов: ЯМЗ-536, CUMMINS 6ISBe270, MAN 0836 LON 40. Конструкция кузова предусматривает установку туалетной кабины, подъёмного устройства для инвалидных колясок, спального места для водителя. Салон автобуса сразу оснащён усиленной системой отопления. Работу над новой машиной начали в 2008 г. Прототип, а на выставке был представлен именно он, был готов в начале этого года. В настоящее время в производстве находится автобус № 2. В его конструкцию внесено около полусотни изменений. Товарную машину планируется подготовить к выставке Busworld в Нижнем Новгороде. «Русские Автобусы» занимают 65% российского рынка, но их доля по междугородным автобусам – всего 17%. Такое соотношение позволяет менеджерам компании строить далеко идущие плана в отношении ГОЛАЗ-5251. Кузов нового автобуса будет целиком производиться в Голицыно, а шасси поступят из Ликино-Дулёво. Причём речь идёт именно о таком продукте, как самоходное шасси.
MAN
На своем стенде ООО «МАН Автомобили Россия» в 2010 г. впервые представила новый грузовик класса «премиум» для эксплуатации в тяжёлых условиях – MAN TGS WW. Этот автомобиль представляет второе поколение Trucknology Generation, хорошо зарекомендовавшее себя на практике. Седельный тягач рассчитан на эксплуатацию в составе автопоезда массой до 41 т. Он оснащен кабиной LX, двигателем мощностью 250 л.с., соответствующий экологическому стандарту Euro-3 (Euro-4 появится этой осенью). На стенде компании впервые представлена новая модель комфортного городского полунизкопольного автобуса MAN Lion’s City LE (А78). Машину характеризует элегантный дизайн, практичный салон и эргономичное место водителя.
VOLVO
Volvo Trucks провела эффектную презентацию грузовика Volvo FMX. Примечательно, что представление в Москве прошло параллельно с премьерой Volvo FMX на выставке Bauma в Мюнхене. Даже на выставку самосвал добирался в маске. В грузовиках Volvo FMX полностью изменена передняя часть с учетом эксплуатации в сложных условиях строительных работ. Самосвал выделяется трёхкомпонентным бампером со встроенным буксировочным устройством, защитной пластиной и ступенькой. Большие блок фары заменены небольшими линзовыми. На автомобиле установлены специальные воздухозаборник и боковые зеркала заднего вида. Осмотр груза облегчается благодаря специальному поручню. Volvo FMX может иметь полную массу от 18 до 50 т. На грузовик устанавливаются двигатели D11A (мощностью 330, 370 л.с.), D13A (400, 440, 480 л.с.), D13В (360, 400, 440 л.с.), D13С (380, 420,460, 500 л.с.).
Сегодня российский строительный рынок занимает второе место в Европе. В свою очередь, Volvo является №1 среди иностранных брендов в России по количеству грузовиков, работающих в строительстве с долей рынка в 25%. Уже этой осенью первые Volvo FMX будут поставлены в производство на заводе Volvo Group в Калуге.
На стенде Volvo Trucks также были представлены самый мощный грузовой автомобиль Volvo FH16 4х2 700 л.с. и Volvo FH Шторм 4x2 440 л.с. новое предложение для магистральных перевозок, а также Volvo FL с изотермическим фургоном для развозных городских перевозок. Два последних грузовых автомобиля изготовлены в Калуге.
MERCEDES-BENZ
Daimler A.G. представила самый широкий диапазон коммерческих транспортных средств: минивэны, фургоны, грузовики и автобусы. Впервые на российском рынке ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» представила маршрутное такси Mercedes-Benz на базе Sprinter 515 CDI в качестве готового продукта – его уже сейчас может быть приобретено со склада (либо под заказ) у любого официального дилера марки. Mercedes-Benz Sprinter 515 CDI оборудован двигателем мощностью 110 кВт (150 л.с), 6-ступенчатой коробкой передач, и широким набором функций активной и пассивной безопасности. В России сертифицированы модели Sprinter Transfer 35 и Transfer 45 длиной соответственно 6945 мм и 7345 мм. Количество мест для сидения может изменяться от 16 до 22. На выбор предлагается версия со сдвижной дверью с электроприводом и вариант с распашной дверью. В маршрутном такси Mercedes-Benz Sprinter имеется термо- и шумоизоляция потолка, дверей и стен.
Второй премьерой от Mercedes-Benz на выставке был битопливный Mercedes-Benz Sprinter NGT с четырехцилиндровым двигателем мощностью 115 кВт (156 л.с.), способным работать как на природном газе, так и на бензине. Автомобиль обладает запасом хода до 1200 км. Как и на стенде Mercedes-Benz в Мюнхене на Bauma, компания представляла в Москве капотный полноприводной грузовик Zetros. На шасси, рассчитанном на нагрузку в 16 т, российская компания установила кузов вахтового автобуса. Автобусы компании представляли Mercedes-Benz Travego и Mercedes-Benz Tourismo. Туристическая модель премиум-класса Mercedes-Benz Travego, дебютировала в 2008 г. в Европе, и завоевала почетный европейский титул «Туристический автобус 2010 года (Coach of the year 2010)». Mercedes-Benz Tourismo оснащен рядным 6-цилиндровым двигателем OM 457 hLA (Euro-4) мощностью 408 л.с., который сагрегатирован с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой ZF AS Tronic.
SOLLERS
Автомобильный холдинг SOLLERS в рамках выставки представил две российские премьеры: системы полного привода для FIAT Ducato и перспективную модель грузовика ISUZU NPR75. Среднетоннажный ISUZU NPR75 – представитель нового поколения N-серии. Ожидается, что её серийное производство стартует на заводе ЗАО «Соллерс-Исузу» в Елабуге в 2011 г. Пока было объявлено о готовящемся возобновлении производства японских грузовиков в Алабуге. По итогам 2009 г., а также по результатам продаж в I квартале 2010 г., ISUZU NQR75 сохранил звание самого популярного пятитонного грузовика. Всего в первом квартале 2010 г. было реализовано 523 автомобиля, что обеспечило ISUZU 6 % всего рынка. Из них 468 штук пришлось на NQR75, которые занимают более трети своего сегмента – 37 %.
SCANIA
Стенд «Скания-Русь» украшал грузовой кабриолет Scania Red Pearl – («красная жемчужина») с двигателем мощностью 1000 л.с., созданный шведским дизайнерским ателье Svempas AB. Для перевозок не пригоден, но в качестве «шоу-стопера» поработает. Но и кроме него было, что посмотреть. В первую очередь – это тягач новой серии R: Scania Griffin R 620 4x2 Topline Dark Diamond. Для чёрного красавца была устроена отдельная презентация. «Скания-Русь» демонстрировала также Griffin P340 LA4x2 Highline и Griffin SpaceG420LA 4x2 Highline. А вот для собранного на заводе в Петербурге самосвала места на стенде не нашлось, он стоял на улице в компании пятнадцатиметрового автобуса Scania OmniExpress и мусоровоза, сделанного компанией РГ-техно на шасси Scania. Производство грузовиков Scania в Петербурге началось в апреле, однако официального открытия ещё не было. Инвестиции составили порядка 10 млн. евро. Завод может выпускать до 5 тыс. автомобилей, но на этот год в планах выпуск 500 самосвалов и шасси. Сборка в северной столице позволяет экономить покупателям 5% от стоимости грузовика.
Отдельно стоит сказать об автобусах Scania. Они давно уже известны в России: Скания-Питер выпускает их уже 8 лет. В этом году изготовили тысячный автобус. Проведённая в рамках выставки презентация не имела отношения к питерскому заводу, показанный лайнер изготовлен в Китае компанией Higer. То, что это HIGER A80, скромно указывалось в задней части кузова.
АМО-ЗИЛ
Старейший российский производитель, московский автозавод имени Лихачёва, представил образцы своей продукции, начиная с1931 г. Поставить на стенде отреставрированную пожарную линейку на шасси АМО-4 была хорошей идеей. Другие хорошие идеи были воплощены в новой серии автомобилей на базе семейства «Кентавр». Но наибольший интерес вызывал опытный образец односкатного грузовичка полной массой 5 т.
RENAULT
Выставочная программа ООО «Рено Трак Восток» прошла под девизом: «Сделано в Калуге. Сделано для России». Первый грузовик Renault сошёл с конвейера российского завода в июле прошлого года. Сейчас в Калуге изготавливают самосвалы Kerax с полезной нагрузкой 20 т, трёхосные тягачи Lander для работы в составе автопоезда полной массой 60 т и тягачи Premium Route колёсной формулой 4х2. Сделанный в Калуге магистральный тягач Premium Route в модификации Восток-3 с полуприцепом возглавит пробег грузовиков Renault Trucks, организованный под тем же выставочным девизом. Автопробег прибудет в Пермь 14 мая, в Челябинск – 17 мая, в Уфу 19 мая, в Краснодар – 25 мая, Смоленск – 9 июня, Минск 11 июня. В путь отправятся: самосвал Kerax 6х4 16 м3, автобатоносмеситель Kerax 6х4 Liebherr 9 м3, строительный тягач Lander 6х4 с самосвальным полуприцепом Meiller, мусоровоз Premium Distribution с надстройкой Zoeller, уже упомянутый Premium Route, и командорский Sherpa 4x4.
AVIA
Чешский производитель, заявивший о своём возвращении ещё в марте, времени напрасно не терял. На выставке было представлено три шасси, доставленных в режиме «временного воза». Но это, естественно, не новость. Важно, что за прошедшее время представители Avia заключили дилерские соглашения с несколькими российскими компаниями. А во время выставки шли переговоры об организации сборочного производства на территории Российской Федерации. Результаты переговоров могут определить не только регион производства чешских среднетоннажников, но и дистрибьютора компании. Правда, пражскому производителю, приходится оглядываться на владельца – Ashok Leyland Motors. Ведь до первого июня должен решиться юридический вопрос о выходе на российский рынок самой Ashok Leyland Motors.
HINO
На выставку в Москву от восточной границы российского государства добралась японская HINO. В европейской части страны эта марка известна хуже, чем в Северной Америке. Путь в столицу начинался во Владивостоке, где заработал первый дилер японской марки. Затем был Челябинск и, наконец, Москва. ООО Хино Моторс Сэйлс имеет «одобрение типа» на шасси HINO 300 Series грузоподъёмностью 5 т и HINO 500 Series, рассчитанной на 8 т. На HINO 300 Series устанавливают двигатели N04C-TI – четырёхцилиндровый дизель рабочим объёмом 4009 см3, с турбонаддувом и промежуточным охладителем. Мощность мотора – 100 кВт (136 л.с.). Пятиступенчатая коробка передач.
На автомобили 500 Series – шестицилиндровые, также с турбонаддувом и промежуточным охладителем дизеля 08E с рабочим объёмом 7684 см3 мощностью 191 кВт (260 л.с.); шестиступенчатая коробка передач.
HIGER
Волна экономического кризиса, накрывшая «островок стабильности» площадью более 17 млн. км2, смыла с него китайских автопроизводителей, когда-то доминировавших на выставках. В этот раз были только китайские автобусы Higer, привезённые компанией «Русбизнесавто». Гордостью стенда был большой туристический автобус Higer 6119. Благодаря беспошлинному ввозу этот автобус предлагался по цене от 3 550 000 руб.
ТАГАЗ
На стенде Таганрогского автомобильного завода стояло шесть автомобилей трёх различных брендов: TAGAZ, Hyundai, РоАЗ. И если два первых совершенно понятны, то Ростовский автобусный завод, работающий всего пару лет, стал неожиданностью. Он не является филиалом ТагАЗа, но входит в тот же холдинг.
Грузовичок TAGAZ LC-100 Master – первый коммерческий автомобиль в модельной линейке предприятия, выпускаемый под собственным брендом. Master предлагается в двух модификациях: грузоподъёмностью 1000 и 1600 кг. На них устанавливается дизель рабочим объёмом 2,6 л мощностью 105 л.с. В дальнейшем предприятие планируется наладить производство грузопассажирской версии.
Большой интерес вызвал 14-местный автобус, созданный на базе TAGAZ LC-100 Master. Перспективная разработка получила название LC-100 BUS.