ПАПА, ТЕБЯ ЖДУТ ДОМА!
10 сентября 2009 г. завершился поэтапный ввод в действие требований Директивы 2003/59/ЕС «О начальной квалификации и периодическом обучении водителей определённых автомобилей для перевозки товаров или пассажиров…», принятой Европейским Парламентом и Советом Европы 15 июля 2003 г. Годом раньше, в сентябре 2008 г., под её юрисдикцию попали водители автобусов, а теперь эти нормы распространились на водителей большегрузов, и все положения документа вступили в силу в полном объёме. В принципе, первой этапной датой, предусмотренной директивой, стало 10 сентября 2006 г. К ней страны-члены Европейского Союза должны были подготовить свои национальные законодательства к ведению положений Директивы 2003/59/ЕС.
Как следует из названия документа, он предписывает минимальные стандарты начальной подготовки и периодической переподготовки водителей. Ужесточением требований к квалификации водителей коммерческого транспорта законодатели стремятся повысить безопасность дорожного движения и, соответственно обезопасить труд водителя. По требованиям директивы водители автобусов и грузовиков должны проходить курс продолжительностью 35 час. каждые пять лет. В некоторых странных Европы он доходит до 42 час.
Обязательным в программе начального или периодического курса являются правила безопасности, связанные с дорожным движением, непосредственно влияющие на рациональное потребление топлива. Обычно это три модуля: «Безопасность и топливная эффективность», «Юридические требования (правила для тахографов, режим труда и отдыха)», «Здоровье и безопасность, сервис и логистика (включая первую помощь, безопасность перевозок, обслуживание клиента)».
Безопасность на дорогах – общая забота всех участников движения, а не только водителей коммерческого транспорта. Почему же Директива касается только их? Дело в том, что чиновники Объединённой Европы, вводя повышенные требования, озаботились о конкурентном равенстве перевозчиков из разных стран. Требования по водительской квалификации «некоммерческих» участников движения отдано на откуп национальным требованиям.
При этом страны Евросоюза могут выбрать несколько вариантов начальной подготовки, исходя из национальных особенностей. Длительность такой подготовки должна составлять, по крайне мере, 280 часов, 70 из которых требуется провести за рулём, включая пять часов индивидуального управления автомобилем.
А вот свидетельство о профессиональной компетенции, называемое Driver СРС (Driver Certificate of Professional Competence), должно быть единого образца. При этом право на подготовку и переподготовку водителей могут получить только учебные центры, одобренные национальными властями. Власти могут определять юридические лица, которые будут ответственными за организацию подготовки и тренинга водителей. Для водителей, являющихся подданными третьих стран, не входящих в Евросоюз, предусмотрены специальные условия.
После прохождения курса обучения предусмотрены теоретический и практический экзамены. По теоретическому курсу водителю должен дать ответы на вопросы. К примеру, ирландскому водителю придется ответить на 235 вопросов. По требованиям Директивы на это отведено не менее четырёх часов. На практический экзамен отведено два часа, включая полчаса вождения.
Volvo Trucks подготовила комплексную программу переподготовки водителей – Volvo для профессионалов. Программа состоит из пяти модулей: «Эффективное вождение», «Безопасное вождение», «Транспортные перевозки и законодательство», «Здоровье и первая помощь на дороге», «Безопасность перевозки грузов». Программа полностью соответствует требованиям Директивы 2003/59/ЕС.
Пройти курс можно не только в странах ЕС, но и в России. В нашей стране после курсов Volvo Trucks карточку СРС, свидетельствующую о профессиональной компетенции водителя, не дадут, зато выдадут сертификат.
Задачей курса является повышение профессиональных навыков водителей для повышения безопасности перевозок, облегчения труда водителя. Полученные знания увеличат производительность автомобиля, уменьшат простои грузовиков, сократят расходы на страховку и больничные листы, не говоря уже о потребляемом топливе.
Курс «Эффективное вождение» является дополненным, который Volvo Trucks предлагал раньше. Главная особенность курса, как и всей программы в целом – адаптация под каждого клиента.
Volvo Trucks производит широкий модельный ряд грузовиков. Специализация автомобилей расширяется при установке на их шасси кузовов или иных надстроек. В связи с этим, в курс включаются материалы, рассматривающие конкретные условия эксплуатации автомобиля клиента.
Курс начинается с ознакомления с теоретическими предпосылками, рассказа о силовом приводе автомобиля. Затем показывается, как водитель может повлиять на сопротивление качения и воздуха, рассматриваются факторы, влияющие на расход топлива: погодные условия, режим работы, плотность движения, техническое обслуживание.
Теоретический материал закрепляется практическими занятиями на грузовике Volvo. Водителя обучают правильно разгонять автомобиль, проезжать перекрёстки, двигаться на подъёме и спуске. Курс рассчитан на группу из четырёх человек. Опыт показывает, что после прохождения курса расходы на ремонт и горюче-смазочные материалы сокращаются на 5–20%, а пробег резины увеличивается на 15–20%.
Безопасность на дорогах в значительной степени зависит от водителей. Цифры могут называться разные, ведь считать можно по разнообразным методикам. В Volvo Trucks считают, что 60% аварий происходит по вине водителей, 30% из-за дорожных условий, 10% по иным причинам.
Специалисты компании уделяют большое внимание осмотру автомобиля перед выездом. Слушателям курса показывают, как важно во время движения соблюдать скоростной режим, не терять внимания и контролировать автомобиль в любых дорожных ситуациях, рассматривают различные виды аварий.
После ознакомления с ролью водителя и факторами, влияющими на правильность оценки риска, лектор переходит к рассказу о системах безопасности грузовиков Volvo. Рассматривают работу таких систем активных безопасности, как ABS, EBS, ESP, TCS. Слушателей знакомят с особенностью использования дополнительных противобуксовочных приспособлений в тяжёлых дорожных условиях. Отдельно оговариваются действия водителя при ДТП.
Отдельная тема – здоровье водителя. В первую очередь водителям рассказывают, как не получить травму, просто-напросто, сидя за рулём. Водителю, совершенно обоснованно предлагают делать больше физических упражнений, использовать любой шанс для восстановления кровообращения после «сидячей» работы. Даже питаться в минуты отдуха рекомендуется стоя.
Вопросы здорового питания также не остались без внимания составителей курса. Как и другие разделы, он содержит практические советы. Некоторые из них звучат для России экзотически: ешьте на десерт киви, ананасы или плоды папайи.
Переутомление за рулём знакомо каждому водителю. Все понимают, что это опасно. Стоит помнить, что 20% всех ДТП вызвано переутомлением, а в ночное время вероятность аварии увеличивается в шесть раз. По европейским исследованиям реакция человека после работы за рулём в течение двадцати часов эквивалентна реакции человека, имеющего содержание алкоголя в крови в размере 0,8 промилле. Считается, что каждый второй водитель хоть раз засыпал за рулём. В арсенале курса Volvo Trucks не только страшилки. Лектор познакомит слушателей с эффективными приёмами борьбы с сонливостью и продуктивным краткосрочным отдыхом.
Специалисты Volvo Trucks не только советом помогают водителю. Инженеры компании разработали несколько систем активной безопасности, противодействующих происшествиям, связанным с утомлением водителя: ACC (адаптивный круиз-контроль), DAS (система предупреждения водителя), LKS (система поддержания полосы движения), LCS (система смены полосы движения).
Если дорожный инцидент всё же произошёл, и есть пострадавшие, то от квалификации доврачебной помощи зависит жизнь и здоровье раненых. Оказывая помощь, не надо забывать о собственной безопасности. С этого начинаются рекомендации Volvo Trucks. Если пострадает оказывающий помощь, то помогать будет некому. Перед звонком в службу спасения следует выяснить точное место происшествия, количество пострадавших и типы травм. Службы спасения должны знать количество затронутых аварией автомобилей, оснащены ли они подушками и сколько из них сработали.
Квалифицированная доврачебная помощь по статистике могла бы спасти до 90% погибших в ДТП. Поскольку занятие с водителями ведут не медики, то курс Volvo Trucks содержат общие рекомендации по оказанию первой помощи.
Материал модуля «Транспортные перевозки и законодательство» знакомит слушателей с организацией грузоперевозок и логистикой. Лектор рассказывает об основных аспектах расчёта экономичности перевозок, влияния перевозок на экономику и экологию, новых технологиях в отросли. Особое внимание, как и в других модулях, уделяется водителю. «Водитель – лицо компании» – основной лейтмотив занятий. Кроме этого водитель может почерпнуть необходимые сведения о необходимых документах на перевозку (CMR, MDP), страховок на груз и автомобиль, о дополнительных разрешениях (ADR, негабаритный груз). Слушателям рассказывают о законодательных требованиях к режиму труда и отдыха, организации контроля рабочего времени, чтения информации с тахографа, как с аналогового, так и с цифрового.
Безопасности перевозки грузов посвящён другой модуль курса. Он освещает типы транспортных средств и их маркировку, способы погрузки и разгрузки. На конкретных примерах рассказывают о причинах аварий и ответственности сторон, методах и приспособлениях для крепления груза. Теоретический курс подкрепляется практическими упражнениями по креплению груза. Для того чтобы не иметь проблем со службой весового контроля, автомобиль необходимо правильно загрузить, не превышая разрешённую нагрузку на ось. В помощь полученным знаниям по этому вопросу, Volvo Trucks может предложить свой электронный помощник. Система выведет на дисплей информацию об общей массе и нагрузке на каждую ось.
Каждый год в странах Евросоюза совершаются хищения грузов на сумму около 8,2 млрд. евро, угоняется 200 тыс. коммерческих автомобилей. В последние пять лет каждый шестой водитель, работающий в сфере международных перевозок, подвёргся нападению. Естественно, при подготовке курса специалисты Volvo Trucks уделили внимание теме противодействия нападениям. В этом разделе водителей также предупреждают, как контрабандисты могут использовать грузовик без ведома водителя.
Ещё в годы развитого социализма, перед самым его концом, отечественная статистика свидетельствовала – в аварии чаще всего попадают начинающие водители и шофера первого класса с большим стажем работы. Сейчас, когда система подготовки профессиональных водителей осталась в прошлом, опыт развитых стран может и должен стать движущей силой для снижения смертности на российских направлениях.