МОРОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ SCANIA
Проблемы, возникающие при эксплуатации автомобилей в холоде (ниже -25о С), характерны для многих автомобилей, как грузовых, так и легковых.
Известно, что в ряде регионов России температура зимой доходит до минус 50 – минус 60о С. В Якутии, на севере Тюменской области работают сотни грузовых автомобилей и автобусов Scania. Однако были случаи, когда водители из Европы привозили груз в Россию, и их машины получали серьезные повреждения вследствие недостаточной подготовки автомобиля к работе в условиях холода.
С парафином в топливе большинство водителей справляться научились – устанавливают подогреватели топливных фильтров. А вот про более серьезную опасность – замерзание вентиляции картера – слышали не все. Поэтому дилеры Scania в России при передаче новых автомобилей обязаны подробно проинструктировать водителей о правилах эксплуатации машины зимой. К документам на автомобиль и инструкции по эксплуатации прилагается памятка водителя с описанием характерных ошибок, приводящих к поломке техники.
Подавляющее большинство грузовых автомобилей Scania работают в более мягких климатических условиях (Европа, Латинская Америка...), поэтому удорожать все автомобили, выполняя подготовку к работе в условиях холода экономически нецелесообразно. Завод знает о существовании таких проблем и периодически выпускает для дилеров «TI» – бюллетени технической информации, в которых, в частности, имеются инструкции по адаптации машин к эксплуатации в зимних условиях.
Что же случается с неподготовленной машиной, приехавшей на север России из Европы? В большинстве случаев сценарий следующий: на улице -30о С, водитель остановился на ночлег, двигатель не глушит. Через некоторое время влага, содержащаяся в картерных газах, замерзает в трубках вентиляции картера. Давление в двигателе растет, начинает выдавливать масло из системы смазки через уплотнения турбины. Тут вариантов два – масло может попасть в глушитель или в интеркулер.
Попадание моторного масла в глушитель само по себе не опасно. Глушитель можно промыть, турбина в большинстве случаев не повреждается. Главное, чтобы вовремя заметить падение давления и заглушить двигатель, а также не забыть удалить масло из глушителя (ехать с глушителем, полным масла, нельзя – опасность пожара!). А вот масло в интеркулере представляет серьезную угрозу неконтролируемого роста оборотов двигателя. Иногда двигатель, «ушедший вразнос», дешевле заменить, чем отремонтировать. Если кабина не поднята, остановить двигатель в такой ситуации можно только перекрыв подачу воздуха в воздухозаборник или направив в него струю углекислоты из огнетушителя.
Как избежать таких проблем? Есть две рекомендации:
1. При температурах ниже -20о С водитель должен обязательно утеплить интеркулер. В последние годы Scania поставляет (в качестве опции) шторку ПВХ для установки перед интеркулером – этого достаточно для температур от -15 до -25о С. При более низких температурах к утеплению следует отнестись более тщательно.
Кстати, утепление интеркулера решает и ещё одну проблему – блокирование льдом самого интеркулера. Черный дым, потеря мощности двигателя – таким образом проявляется конденсация влаги, попавшей в интеркулер через воздухозаборник или закрытую вентиляцию картера. Если лед отогреть, а воду не слить – гидроудар при запуске двигателя практически неизбежен. Ранее в нижней части интеркулера для слива влаги сверлили отверстие диаметром 4 мм, на последних автомобилях в левой части предусмотрена резьбовая пробка.
2. Переделка системы вентиляции картера. На машинах, которые поставлялись в Россию через официальных дилеров Scania, она должна быть выполнена на предпродажном обслуживании. Так как тип вентиляции картера зависит от модели двигателя и года выпуска машины, придется рассмотреть несколько вариантов.
А. 16-литровые (V-образные) двигатели, поставляемые в Россию, имеют закрытую вентиляцию картера. Так как элементы вентиляции картера находятся в верхней части двигателя, при хорошо утепленном интеркулере проблем с этими двигателями не бывает.
Б. Рядные (9-, 11-, 12-литровые) двигатели поставляются в Россию с открытой системой вентиляции картера.
– На автомобилях четвертой серии (это машины, выпускавшиеся в Европе до апреля 2004 г., и в Латинской Америке до конца 2008 г.) картерные газы отводятся стальной трубкой 14 от клапанной крышки 1 цилиндра, проходят через маслоотделитель и выводятся под двигатель с помощью резинового патрубка 12 и стальных трубок 20, 21 (см рис. 1). Если интеркулер утеплен, замерзание влаги в трубке 14 не происходит, а вот трубки 20 и 21 заморозить очень легко, поэтому патрубок 12, расположенный с правой стороны от двигателя, с трубки 20 надо снять!
– На выпускающейся сейчас серии автомобилей картерные газы отводятся от клапанной крышки последнего цилиндра (см. рис. 2), проходят через металлический маслоотделительный фильтр 3, расположенный в отдельной пластмассовой коробке 1 за последней головкой блока, и выводятся через резиновый патрубок 10 и стальную трубку 11 под двигатель. На автомобилях с короткими кабинами (14 дм) фильтр оказывается почти за кабиной, поэтому его надо обязательно утеплить (это можно сделать самостоятельно, но последнее время завод предлагает утеплитель для фильтра в качестве опции). На машинах со спальными кабинами длиной 16 и 19 дм в утеплении фильтра необходимости нет, если закрыт интеркулер и температура не экстремально низкая. Обязательно надо снять патрубок 10 с трубки 11. Некоторые водители считают, что патрубок был снят ошибочно, и устанавливают его обратно, поэтому последнее время дилерам Scania было рекомендовано прорезать в патрубке 10 отверстие.
В заключение повторим еще раз самоочевидную вещь: регламентные работы на автомобиле должны проводиться своевременно.