ВЕРНУТЬСЯ ИЗ РЕЙСА
По сведениям Интерпола в последние годы ежегодно из магистральных грузовиков похищается товаров на 8,2 млрд. евро. Если к этому добавить сопутствующие хищению убытки, то эта сумма значительно увеличится. Ограбления часто происходят на придорожных стоянках. Грабителей интересует, в первую очередь, электроника, табачные изделия, шоколад и косметика. Согласно данным Международного Союза Автомобильного Транспорта (IRU), за последние пять лет жертвами ограблений стали 17% водителей магистральных грузовиков. Статистика Интерпола показывает, что в Европе немало мест с высоким риском покушения на трейлеры, выступающих наравне с такими странами, как, например, Россия, Мексика или Бразилия.
Десять лет назад статистика была совсем другая. В транспортной цепочке наиболее криминальными были склады и грузовые терминалы. Усиление борьбы с хищениями на складах проблему не решило, а переместило на дороги, ставшие рабочим местом организованной преступности, которая зачастую носит международный характер. Несмотря на это, действия полицейских, объединенных интернациональным сотрудничеством, не были эффективными. О чём и свидетельствует статистика.
Одна из причин низкой эффективности действий правоохранительных органов европейских стран заключается в том, что полицейские не расценивают транспорт как отдельный объект посягательства, и не координируют свои действия против нового вида организованной преступности. И это при том, что преступники не всегда довольствуются хищениями, а всё чаще применяют насилие против водителей.
Теперь о проблеме заговорили в Европарламенте. В принципе, Комитет по транспорту ЕС и раньше не сидел сложа руки, а пытался организовать безопасные для водителей стоянки – трак-стопы. Так появился проект SETPOS (Secure European Truck Parking Operational Services). Это организация, объединяющая стороны, стремящиеся сделать придорожные стоянки безопасными. Отдыхать водителям приходится за колючей проволокой, под охраной, зато не надо волноваться за груз и себя. В настоящее время, как говорится, процесс пошёл: создано пять безопасных стоянок. Две в Германии и по одной в Великобритании, Франции и Бельгии. В Европарламенте считают, что таких зон в Европе должно быть не меньше 200.
Конечно, чем больше безопасных стоянок, тем лучше. Однако водителю, а тем более диспетчеру, о них следует знать. Организаторы SETPOS учли это, создав европейский информационный портал по парковкам для грузовиков – www.truckinform.eu. Он софинансируется Европейской Комиссией как часть проекта SETPOS. Это единственная платформа, которая содержит комплексный, подробный и актуальный список стоянок для грузовых автомобилей в Европе. Она проста в использовании, предоставляет исчерпывающую информацию и поставляет её через интернет и мобильные устройства. Проект стартовал в конце прошлого года, но что особенно приятно, в нём есть уже русскоязычная версия. Удобство пользования основано на стандартных функциональных возможностях карт Google, пользователь может перемещаться, передвигать карту в любом направлении, увеличивать масштаб изображения или увидеть ландшафт как спутниковое изображение, и т.д., а также смотреть результаты поиска в виде таблицы. В настоящее время на Truckinform имеется информация приблизительно о 2600 общественных и частных стоянках.
В свою очередь, производители грузовиков также серьёзно озабочены безопасностью водителей и сохранностью грузов. Так, Volvo Trucks сделала первый шаг, оснастив свои грузовики системой мониторинга Dynafleet, являющейся частью сервиса по безопасности Security Service. Благодаря этой системе грузовик находится под постоянным наблюдением. При необходимости водитель может воспользоваться тревожной кнопкой. Специалисты по безопасности перевозок этим не ограничиваются – сейчас ведутся работы по созданию блокируемого седельно-сцепного устройства с дистанционным управлением. Это поможет защитить прицеп от хищения и «незаметного» исчезновения. Следующим шагом в обеспечении безопасности автомобильных перевозок станет система, которая будет передавать сигнал тревоги, если грузовик слишком отклонится от маршрута. Система автоматически заблокирует пуск двигателя после его остановки или будет постепенно ограничивать скорость машины вплоть до полной ее остановки. Поскольку водитель никаким образом не участвует в этом процессе, то ему ничего не должно угрожать.
Согласно новой директиве Евросоюза водитель должен раз в пять лет пройти переподготовку продолжительностью не менее 35 час. Специалисты Volvo Trucks разработали такую программу с учётом информации по безопасности водителя. Водителям рассказывают о действиях преступников и о том, как вести себя для уменьшения риска стать жертвой ограбления.