СВОБОДНЫЕ РУКИ
И все же пока громко говорящая гарнитура на грузовиках встречается не часто. Почему? Ее применению препятствует специфическая система эксплуатация и обслуживания грузового транспорта, сложившаяся в нашей стране. Во-первых, грузовой автомобиль, как правило, не может подъехать для оборудования в установочный центр: мало кто готов потратить на это рабочий день и несколько десятков литров топлива. Во-вторых, фактическая электросхема грузовика, купленного подержанным, может не соответствовать данной в техническом описании. Схема же, собранная в процессе восстановления машины после аварии, либо при замене кабины, вообще может не иметь ничего общего с заводской.
Я заговорил на эту тему с директором центра технического обучения WiFree Юрием Сергованцевым. Ведь его работники решились оборудовать громкоговорящей системой hands-free (свободные руки) грузовой автомобиль. Незнакомый ранее монтажникам пульт приборов, за который надлежало надёжно убрать дополнительные провода, микрофон и блок питания, неизвестность относительно того, была ли изменена электросхема автомобиля при ремонте – вот далеко не полный перечень проблем, которые могли встретиться во время монтажа и настройки системы. Но ответы даст только практика.
Выезду для установки предшествовала серьезная подготовка. После уточнения марки предоставленного для эксперимента грузовика (не новый Volvo FM 12) специалисты центра засели за литературу. Чтобы не стать жертвой печатной ошибки, изучались несколько версий руководств по ремонту этих грузовиков. И только убедившись, что магнитола, через которую и решено было подключить новое оборудование, получает питание напряжением 12 В от преобразователя автомобиля, а в колодке должен иметься свободный разъём с таким напряжением, подобрав необходимое оборудование, установочная бригада прибыла на место.
Проблемы начались сразу. Volvo, предназначенный для установки оборудования, оказался в рейсе. Поступил незапланированный заказ, а ими в наше время не бросаются. На замену руководство транспортной компании выделило почти такой же автомобиль – седельный тягач Volvo FH 12. То есть почти такой же внешне, но главный вопрос заключался в том, насколько отличается электросхема его приборной панели. Осмотр кабины, сравнение марки фактически установленной магнитолы с положенной по схеме, дают вывод: проблем нет, можно начинать.
Наступление проходит на двух фронтах: установка адаптера, блока аппаратуры, подключение к нему питания и «инсталляция» микрофона. У работников техцентра стандарты качества рассчитаны на привередливых клиентов. Поэтому всё делается честь по чести. Идущие к микрофону провода аккуратно убираются за приборную панель и обшивку кабины, а сам микрофон вскоре занимает место над головой водителя. Адаптер устройства встраивается в цепь управления магнитолой.
– Он будет её выключать?
– Нет, управлять. Приглушать звук музыки и использовать штатные динамики для разговора.
– Это происходит автоматически?
– Нет, после нажатия специальной кнопки. Ведь может быть, что водитель в напряжённый момент не сочтёт возможным ответить на звонок. Кстати, у него всегда останется возможность перезвонить, используя голосовое управление.
Я замечаю, что взятая Юрием Сергованцевым с собой электрическая схема панели приборов лежит без дела.
– Я уже её наизусть помню, – отвечает он в ответ на мой вопрос. – Времени изучить было достаточно, как и электросхему любого нового для нас автомобиля.
– Потребляемая мощность большая?
– В режиме ожидания комплект громкой связи потребляет несколько миллиампер, в активном режиме порядка 250 мА. Что касается динамиков, то комплект имеет встроенный усилитель мощностью 2х11W.
– Защита имеется?
– Всё будет нормально. Диапазон напряжения питания от 9 до 16 В.
Что ни говори, а ремонтировать автомобильную электрику даже на современных машинах неудобно. Все провода скрыты за панелями, да и путём прозвонки на «массу» вызывающий подозрение прибор не проверишь. Но для профессионалов техцентра WiFree, это не является препятствием. С учётом заминки, вызванной необходимостью почти полностью разобрать и собрать приборную панель немаленького грузовика, на работу ушло не более 40 мин. Потому, ответ на вопрос водителя «Что, ещё не начинали?» звучит неожиданно для него: «Уже закончили, садись, испытывай»…
Как это работает: Если у водителя в кармане звонит телефон, он может одним нажатием кнопки перевести разговор на «громкую связь». При этом блок управления приглушит музыку и направит голос собеседника в динамики магнитолы. Чтобы ответить, водителю достаточно просто… говорить. Микрофон установлен с таким расчётом, чтобы тянуться или наклоняться к нему не было необходимости. После окончания разговора в динамиках вновь зазвучит музыка. Если водитель захочет позвонить сам, то ему достаточно нажать на кнопку и сказать номер вызываемого абонента. Отвлекаться от управления, держать телефон в руках, искать на нём кнопки, отвлекаясь от управления, не требуется. А на адаптацию другого телефона с функцией Bluetooth к установленной в машине системе требуется всего несколько секунд. Достаточно набрать на телефоне пин-код.