ПОЛНЫЙ АУТ
К девяностым годам прошлого века слово «автосалон» успело обрести свою магию. Женевские «Automobil Revue. Katalognummer» разлетались в столице тоннами. За ним ехали… Да откуда только мы в ту пору за ним не ехали! В том числе с Урала, Западной и Восточной Сибири. Даже с Дальнего Востока и все на столичный Ленинский проспект. За каталогом Женевского автосалона. И вот те на, в 1992-м прошел первый отечественный. Разумеется, сугубо неофициальный. Весь насквозь торгашеский. Зато в каждой машине можно было посидеть и подергать за любые «пипки»!
Успех был такой, что уже годом позже «наши» трёхнулись. И «Салонов» получилось два: «Российский» и MIMS. Потом договорились, прописались в OICA… Но одно для обывателя оставалось неизменным: из года в год, будь он «официальным» или промежуточным, салон рос, как на дрожжах. Как водится, дело не обошлось без междусобойных разборок. Но обыватель их всерьез не принимал. Хотя господа журналисты свой кусок хлеба с того и поимели… Но в общем и целом – один только исключительный рост. Вплоть до этого года.
А теперь… Такое ощущение, что Россия как страна, а вместе с ней и российский рынок просто-напросто прекратили существование. Впрочем, чего словесину плести? Приведу факты.
Число автостроителей среди экспонентов можно перечесть по пальцам. На «Интеравто»: ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ и АМО ЗИЛ. Плюс две украинских компании: «КРАЗ» и «Богдан». Пальцев одной руки не хватает, зато двух рук – с большим запасом. И что еще интереснее, прослеживался отчетливый крен в сторону коммерческого транспорта. Собственно, ЗИЛ и КамАЗ никакого другого вообще не видели. Точно также, как в Тольятти не видали на конвейере грузовиков. Но тольяттинцы остались единственными изготовителями легковушек на «Интеравто». Нижегородцы везти свою легковую продукцию, что называется, не сочли. А вся обширная экспозиция досталась грузовикам. И как результат: 5:1 в абсолютном зачете и 3:1 в национальном. Вот и понимайте, как знаете! При том, что все «Великие» и «Ужасные» попросту не соизволили… Или жадность задушила? Вопрос интересный…
Так или иначе, но ничего подобного видеть не приходилось и в худшие времена. Это сегодня рассказывают, что «кризис мировой». А раньше все были «локальными». Но память – штука злая. И она говорит: в 1998-м все началось из Азии… И вся наша жизнь обломалась совсем не хило. Но на автосалоне такого обвала все же не было. Вот вам и мерило кризисов…
И, если честно, то удивили КамАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ. Первый тем, что удалось, наконец, сфотографировать «рестайлинговые» машины без ленточек и бантиков, но совершенно официально. Хотелось, конечно, увидеть новую кабину, тоже официально… Но, видно, не судьба. Второй тем, что «забил» на легковушки. А третий не только все еще жив, но еще и выставляется на таком уровне. Более того, московский автостроитель пытается…
Так что же АМО ЗИЛ пытается? Строго говоря, заменить «Бычка» собственным аналогом «Зубренка». Бескапотную кабинку германской разработки сыскали в Китае. Ходовка с минским мотором и смоленской коробкой. Соответственно, первую и заднюю передачи втыкаешь с писком в плече… Интересно, а конструктивно «поиграться» с собственным смоленским продуктом – вообще не судьба?
В целом машинка смотрится поприличнее «Бычка», но ездящий народ отнесся к ней со скептицизмом. Оно и понятно: репутация. И китайская кабина с иероглифами на дверной ручке – вовсе не то, что сможет ее переломить. Вот я, к примеру, глянул на дверь. Замок – как есть «восьмерочный». Интересно, здесь его взять было нельзя? А через пару минут, занимаясь фотосъемкой, услыхал подтверждение своих мыслей от сторонних людей.
Впрочем, одно не могу не приветствовать: на предприятии началось движение. ЗИЛ-4329BL уже проходит сертификацию. Может, москвичи в результате подгонят нам, перевозчикам, нормальную тачку? Так, чтобы просто ездить, да народ едой и всяким прочим обеспечивать? А то ведь куда ни ткнись по части «на чем ездить» – «Жри, что дают». Ну, вторичный рынок – понятно. На чем ездили, то и продаем. А свои-то к нам за что так? И добро бы только ЗИЛ…
Но общее впечатление, конечно, удручающее. Впервые на моей памяти остались практически не задействованными открытые площадки. И почему-то приходит на память реплика одного коллеги, подытожившего разговор с представителем фирмы: «Мы хотим продавать! Но так, чтобы об этом никто не знал!»