ЗАПОВЕДНИК СОЦИАЛИЗМА
Начиналось всё это вскоре после революции. Окрестности Плещеева озера богаты торфом – дешёвым аналогом угля. Именно для его вывоза была построена и вплоть до начала XXI века эксплуатировалась одна из крупнейших в России сетей узкоколейных железных дорог. По ней ходили даже пассажирские поезда. С распадом империи узкоколейка пришла в упадок. От некогда обширной сети осталась одна станция с депо и кусочком линии. Их решили не сносить, а собрать здесь все раритеты эпохи, когда добыча торфа была одним из важнейших занятий местных жителей. Большей частью экспонаты были железнодорожные, но устроители музея очень быстро поняли, что полностью воссоздать «дух эпохи» невозможно: нужны и автомобили, и тракторы, и ещё многие-многие предметы быта.
Переславский железнодорожный музей, расположенный в Талицах – не статичное собрание мёртвых железок, про которые даже экскурсоводы не могут сказать, для чего они нужны и как действуют. Ещё на подъезде к деревне нужно быть внимательным, чтобы не столкнуться с выползшим на дорогу доисторическим грузовиком, гружёным шпалами. Музейные экспонаты не стоят здесь за стеклянной витриной с надписью «руками не трогать», а работают. Грузовики – по хозяйству, легковые так же, как и 50 лет назад, перевозят пассажиров. На ходу даже старичок ЗиС-5.
Между прочим, под выражением «на ходу» в музее подразумевают не способность автомобиля раз в год пройти несколько сот метров на потеху публике, а состояние, позволяющее использовать машину по прямому назначению. Соответственно, кузова музейных грузовиков носят следы перевезённых грузов, а кабины запылены и не покрыты лаком. Но ценно то, что в Талицах можно познакомиться с техникой минувшей эпохи в её натуральном, рабочем состоянии, а при некотором везении даже покататься.
ЗиСы и «Полуторки», Виллисы и более современные «пятьдесят первые» – для жителей Талиц это не смутные воспоминания, а равноправные участники дорожного движения, машины, с которыми приходится частенько разъезжаться по дороге домой.
На ходу и имеющиеся в депо несколько паровозов, подъёмные краны, снегоочистители и дрезины, а один из экспонатов, самоходную железнодорожную электростанцию ЭСУ, выпущенную в 50-х, до сих пор используют при перебоях с электричеством.
Кстати о дрезинах: многие полагают, что это такая тележка, на которой катался Мустафа в фильме «Путёвка в жизнь». На самом же деле почти все узкоколейные дрезины изготовлены с использованием автомобильных двигателей или коробок передач. Но бывало и так, что на рельсы ставили целиком автомобиль, которому мосты меняли на железнодорожные оси и придавали способность двигаться как вперёд, так и назад с одинаковой скоростью. Один из самых необычных экспонатов – ЗиМ на железнодорожном ходу. Благодаря ему руководство, даже передвигаясь по железной дороге, выглядело солидно и представительно. Да и что было делать с полученной машиной, если в торфодобывающих районах соотношение длин автомобильных и железных дорог было 1 к 30? Вот и получали путёвку в жизнь подобные гибриды.
Трактор «Универсал» на железных колёсах, также имеющийся в коллекции музея, вовсе не такой древний, как кажется. Он тоже выпущен уже в 50-х. Несмотря на грозный вид, его масса едва переваливает за 2 т, а мощность чуть больше 20 л.с. Много таких машин стоит на постаментах, один можно увидеть недалеко от Бронниц на трассе М 5, но возможность близкого знакомства с такой техникой очень редка. Как редка и возможность на какое-то время оказаться в нашей стране середины XX века. Приезжайте, не пожалеете.