ПО МЕЩЕРЕ НА VIANO
Нарядный микроавтобус ярко-вишневого с металлическим отливом цвета ждет меня на стоянке «Мерседес-Бенц Россия». Ну что ж, давай знакомиться. Красив, ничего не скажешь. На двери шильдик Trend, это значит, что комплектация машины самая простая из возможных. Все же этот минимум совсем не так мал, как может показаться: он предусматривает двухзонный климат-контроль и электроприводы стеклоподъемников передних дверей и регулировок зеркал. Задние окна приоткрываются тоже силами электромоторов.
На подъемной задней двери шильдик «4matic». Значит, машина полноприводная. Что ж, тем интереснее будет загнать ее куда-нибудь в поля. Смотрю на резину – асфальтовая. М-да… Вот будет песня, если где-нибудь на травке под проливной дождь попаду.
Рабочее место водителя и органы управления я бы назвал стандартными для легковых «Мерседесов»: единственный подрулевой переключатель слева и педаль стояночного тормоза под левую ногу. Отличий от легковых машин два: вертикальная посадка водителя и рычаг селектора автоматической коробки на месте джойстика переключения передач с очень большими поперечными ходами. Забегая вперед скажу: за пять дней езды я так и не привык к тому, что для перехода с «паркинга» на любой другой режим рычаг нужно хорошенько двинуть вправо, и только после этого его можно будет переместить назад в нужное положение. Сиденье имеет изрядное количество регулировок. Подгоняю под себя посадку, зеркала и в путь.
Радует устойчивость движения – автомобиль идёт буквально «как по рельсам». Наличие гидроусилителя руля ощущается, но это никак не мешает «чувству дороги». Первое впечатление от подвески – очень комфортная. А вот тормоза резковаты: остановить машину так, чтобы момент полной остановки был незаметен, никак не получается.
Обзорность в зеркала нормальная, но не более. Пунктир, нанесенный ближе к дальнему краю зеркал, намекает, что там более крутая сфера. Так же, помнится, было сделано и на Renault Trafic, но его зеркала в плане обзорности предлагали больше. Правда, там была самая дорогая версия.
Первым делом направляюсь в редакцию, расположенную на закрытой территории. Сразу за въездом – «лежачий полицейский». Его переезжаю на минимальной скорости, после остановки. И тут Viano меня здорово пугает: из передней главной передачи раздаются какие-то щелчки, а на дисплее приборной панели несколько раз вспыхивает желтый треугольник с восклицательным знаком. Некоторое время качусь очень медленно по ровной поверхности, но автомобиль больше не ругается. Вспоминаю, что «варнинг» был не красным, а желтым, то есть это простое предупреждение о чем-то, скорее всего, о срабатывании какой-то блокировки. Да и машина продолжает работать и ехать, а будь что-нибудь серьезное, электроника заглушила бы двигатель. На этом успокаиваюсь.
Первое время несколько напрягает автоматическая трансмиссия. Она реагирует на нажатие педали «газа» с небольшой задержкой, что вообще характерно для большинства коробок такого типа, особенно на довольно тяжелой машине, ведь даже пустой Viano весит больше двух тонн. К этому просто нужно привыкнуть. Зато в «пробке» ехать куда комфортнее, чем с механикой. И плавность разгона совершенно бесподобная. Кстати, при нужде полтораста сил весьма резво разгоняют машину, что очень кстати при обгонах. Нужно только учитывать небольшую заминку в срабатывании «автомата».
На следующий день едем в Суздаль. Маршрут начинается примерно с полусотни километров пригородных дорог, которые заменяют примерно такой же пробег по околостоличным магистралям и МКАД, но без пробок и почти без светофоров выводят на Горьковское шоссе уже почти к Ногинску. Дальше по трассе. Пикантная подробность: и дорога на Нижний Новгород, и дорога на Суздаль и Иваново имеют одинаковый индекс М7.
Автомобиль прекрасно вливается в неспешные пригородные ритмы, а равно чудесно держится в потоке на трассе. Пожалуй, единственное замечание в том, что алгоритм работы коробки при малых оборотах двигателя и соответственно малых нагрузках не всегда понятен. И если приходится на протяжении километра двигаться со скоростью 10–30 км/ч, то временами теряешь взаимопонимание с коробкой, компенсируешь ее вялую работу дополнительным «газом» и… приходится пользоваться тормозами, хотя поток идет более-менее равномерно. Но это довольно редкое явление.
Большей частью в «затыках» (от настоящих «пробок» Бог миловал) я с некоторым сочувствием смотрю на тех, кто орудует рычагом переключения передач.
Одна из заминок обнаруживается в Ожерелках. Причина проявляется чуть дальше, напротив торгово-сервисного центра «ТОНАР». Стоящий наперекосяк и перекрывающий большую часть дороги полноразмерный автопоезд, перед ним еще грузовик… И среди всего этого – множество милиционеров. Больше увидеть не удается: автоинспекторы со зверским видом вращают жезлами: катись-ка, мол, побыстрее!!! Нет, с этими каши не сваришь. А жаль. Ладно, едем дальше…
Везет же «ТОНАРу»! Несколько лет назад руководители машиностроительной компании рассказывали на пресс-конференции, что после того, как рядом с этим самым центром автопоезд лег на бок, накрыв несколько более мелких участников движения, предприятие на системах безопасности прицепов не экономит. Выслушав эту историю, коллега показывает назад: может это им Знак Свыше, чтобы еще какую систему на свои прицепы стали ставить? Кто знает, кто знает… Впрочем, «объективный концентратор» тоже имеется, его-то и проезжаем: выезд на «нижегородку» с «третьей бетонки».
Дальше нашу езду можно назвать «ну полный Мерседес». Мало того, что едем на Mercedes-Benz Viano, – хоть и не лимузин, но весьма комфортабельная машина, так еще и слушаем Venus, диск, выпущенный Mercedes-Benz в серии DriversHits. Ничего другого не остается: московские FM-станции здесь уже не ловятся, а отыскивать местные суетно, да и бессмысленно: через полчаса пропадут и они.
Идея подобрать платных пассажиров оказалась дохлой: здесь сплошные автостопщики. Берем сначала одного, а через сотню метров второго. Еще через полсотни километров понимаем, что второго брали зря: уж больно запашист. В речке искупался бы, что ли… Все не так благоухал бы. Клязьма, небось, недалече течет, да и лето… А все потому, что салон длинный. Впрочем, теперь проще довезти, чем высаживать. Им обоим на Нижний, а мы в сторону на владимирской объездной уходим. Тут осталось-то: километров «дцать» до развилки, ну и там сколько-то… Идем резво. По-всякому, меньше часа.
Занятно, что на разглагольствования коллеги о деньгах отозвался первый автостопщик. Оставил на чашку кофе. Мы её выпили вдвоем, за его здоровье: тут ведь не деньги главное, а отношение! А, кроме того, я перед ним неудобство испытывал. Подозреваю, он бы и больше отдал, лишь бы раньше вылезти… Ведь как ни крути, а к «духовитому» ближе сидел. Но в чужой монастырь, как известно…
Обед по времени больше соответствует ужину. На него останавливаемся где-то на полпути от Владимира к Суздалю. Стоянка. В дальнем конце – шашлычная, в ближнем, за стеночкой, – опрятные мусорные баки. Лужкова бы сюда привезти! На МКАД что ни стоянка, то – ни воды, ни мусорки! Столица, блин!
Суздаль. Перво-наперво знак: «грузовое запрещено». Среди недели тут пустынно. Проездом дальнобойщику сюда заглянуть сложно: на улочках большую машину не особо приткнешь. А с объездной в сам городок еще добраться надо. По общему мнению, Суздаль – край монастырей и церквей. В основном это верно. Но есть еще Музей деревянного зодчества. Забавное место. Вот, к примеру: церква деревянная. Сруб старинный, а пол набран из пятилетней «сороковки», сколочен современными гвоздями, рассохся, так еще и не скоблен ни разу! Или дом с мезонином. Дом – по всему видно, крепкий хозяин ставил. А хозяйство ему голодранское присобачили: все на подвязочках, на ниточках, на соплях… Мельницы ветряные только башенные. Зато тротуар с торцовой мостовой бесподобен. А еще гусляры из Нижнего Новгорода. С настоящими гуслями и народными песнями.
Суздальский Кремль – земляной вал, на котором некогда стоял частокол. Внутри было монастырей, подворий… Сейчас нужно иметь очень мощное пространственное воображение, чтобы понять, что же это такое было.
Сегодня город живет туризмом. Куда ни ткнись, ресторан с гостиницей, кафе, трактир с постоялым двором. Или просто – «Хотел» (Hotel). Цены за ночь от 600 руб. в восьмиместном номере и до трех тыс. тех же самых руб. За койку. Извините! На таких-то хоромах разъезжаем, да такого бабла платить за простыню, и не факт, что удобную горизонталь?! Едем искать ночевку на природе.
Движемся по объездной. Я кроме дороги ничего видеть не могу. Коллега шаманит… «Хозяин места» нас принимает: после хитрых маневров и разворотов сворачиваем на неприметный проселок, который после множества перекрестков выводит сначала на пляж, а потом и к месту ночевки на высоком берегу Нерли. В десятке шагов нахожу родник.
По грунту машина идет замечательно. Местами срывается в колею, но дорожного просвета хватает с запасом. Ни разу нигде не пробуксовывает. Лезет, как гусеничный трактор. Впрочем, после хорошего ливня я бы на такой резине сюда не сунулся. Что ни говори, а всему есть предел. А вот на «гравийной» можно было бы еще и не по таким местам лазить…
После экспериментов по «трансформации кузова» уясняем, что сейчас мы банально пытаемся «использовать машину не по назначению». Trend никоим образом не назначен для ночевки: все кресла «автобусные» и в «горизонталь» не раскладываются… Но все же у нас не просто Trend, а «Тренд с плюсом» – здесь есть столик. К черту мудрствования! Выдвигаю, раскладываю. На нем раскладываем ужин. Все к черту! Уже сумерки поднимаются от земли… Чего-то не хватает…
Ставлю диск «Руда Нави». В дороге такое – диверсия. Музыка «Руды Нави» забирает все внимание, и можно оказаться совсем не там, куда ехал. Но теперь – другое дело.
Ужинаем, едим хлеб, мясо. От земли поднимаются сумерки. Из динамиков «Мерседеса» звучит «Камлание духов сумерек». И они приходят толпой. Долго с изумлением исследуют машину. Им странно, что из автомобиля может ничего не капать… Что люди, сидящие внутри могут не быть хищниками и могут не стремиться сожрать весь мир… Похоже, здесь такого не видали. На всякий случай в первую ночь спать толком не дают. Или это просто акклиматизация?
Приехав на вторую ночевку, ощутили большое «чувство дома». Да и спали совершенно нормально. Хотя «автобус» Trend не превратился в Fan, где сиденья раскладываются в нормальные спальные места, и уж тем более не превратился в кемпер Marco Polo. Или это тоже акклиматизация?
На следующий день знакомимся с еврейской четой. У них гостит внучка из Израиля. Насколько могу понять, они православные, и обещают показать храм Покрова-на-Нерли. Нам это по пути, и потому договариваемся, что заедем за ними завтра с утра. А пока везем на место завтрашнего рандеву. Попутно всплывают огрехи трансформации салона. Оказывается, сиденья прекрасно передвигаются, если сидишь в них. Но попробуйте передвинуть их с улицы через раскрытую дверь! Ситуации меняются быстро, а перед пассажирами получается неудобно.
Следующим утром соревнуемся в «вежливости королей» и перехватываем новых знакомцев в нескольких шагах от точки рандеву. На сей раз передние сидения стоят, как нужно, и вход совершенно комфортен. Поразила девочка Лина из Израиля. Кажется, ее попка еще не уложилась толком на сиденье, но замок ремня безопасности уже щелкнул. Вот это школа!
Ну вот, наконец-то у меня нормальные пассажиры, которые толком расскажут о комфорте на задних местах. Их оценка – «отлично». Как оказалось, сами «проводники» не совсем представляли себе, куда ехать. Так что некоторое количество буераков мы собрали. Я, конечно, старался. Но и Viano не подкачал. И в итоге все кончилось хорошо. Как водится в подобных случаях, дело не обошлось без множества комических подробностей. Но не писать же роман! Так что перейду к итогам.
Viano – машина красивая, но что важнее, очень практичная. В комплектации Trend это голимый автобус, даром, что гребет всеми колесами и коробка автоматическая, а число мест соответствует категории «В». Все это ни на секунду не отменяет того, что сидения на нем сугубо автобусные, и в «горизонт» не раскладываются. То, что я пытался использовать машину не по назначению, ничего не значит. Просто очередной экстремальный опыт, который многих позабавит. Ради того и писан. Теперь к цифири. Благо, маршрутный компьютер – встроенный, и выдает инфу прямо на панель приборов.
Проехал чуть меньше 740 км. На круг я бы оценил расход топлива в 10,5 л/100 км. Считается, что «кондишн» добавляет литр, полный привод еще один, а коробка-автомат еще один, так что выходит шикарная характеристика. По трассе в режиме «все включено» расход не более 9,5 л/100 км. Разумеется, ели идти в потоке. Но трассой единой жив не будешь, так что 10,5 – куда реалистичнее.
Там же, на маршрутном компьютере с дисплеем на панели приборов смотрю периодичность ТО. Впечатляет. Что ни говорите, а Mercedes – это не просто старейший…