АВТОПОЛИГОНУ – 45
Первые испытания автомобилей сотрудники НАМИ проводили на улицах Москвы и пригородных дорогах. В те годы городские улицы были мало приспособлены для автомобильного движения. Садовое кольцо имело булыжную мостовую, пересекаемую многочисленными трамвайными путями, регулярное автобусное движение отсутствовало. Так было до начала реконструкции столицы.
В ту пору испытания автомобилей на надежность и долговечность проводились на участках Угличского и Бежецкого шоссе, имевших булыжное покрытие. Для испытания на проходимость по грунтовым дорогам и бездорожью использовались участки полевых, лесных и проселочных дорог, часть которых получила собственные названия «Петля НАМИ», «Петля Крживицкого», установившего этот маршрут.
В начале 1931 г. провели работы по организации испытательной базы НАМИ: обследовали территорию, на которой возможно сооружение спецдорог, подъемов и прочего, необходимого для полноценных испытаний автотехники. В феврале, по предварительному решению, институту отвели участок для испытательной станции на землях подмосковных совхозов «Машкино» и «Соколово», расположенный в 7,5 км от станции Химки и в 3,5 км от Ленинградского шоссе. На нем уже имелись небольшие помещения механических мастерских и жилой поселок на несколько десятков семей, а на реке Сходня стояла гидроэлектростанция.
Однако окончательного разрешения на отвод земельного участка под полигон так и не получили из-за непосредственной близости к Москве. В конце 1931 г. первая испытательная станция прекратила свою работу.
В июне 1936 г. вышел приказ народного комиссара тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, в котором устанавливались задачи института при испытаниях новых моделей автомобилей: «НАТИ представить свои соображения и смету по постройке Центрального испытательного полигона».
Инженер А. А. Крживицкий, патриарх испытаний, подготовил на 5 страницах «Соображения НАТИ по вопросу о Центральном испытательном полигоне автотракторной промышленности» с приложением на 45 страницах «Проектного задания Центрального испытательного полигона ГУТАП». К концу года был подобран участок для полигона в районе села Павшино между Волоколамским и Пятницким шоссе в 17–20 км от института.
ЗИС также проработал проектное задание для создания заводского автодрома с целью обкатки автомобилей. Чтобы не строить двух полигонов, НАМИ согласился на включение функций обкатки новых автомобилей, полагая при этом, что обкатка, зависящая от несовершенства продукции, является временной мерой. Однако для выполнения технологических задач полигон должен был располагаться на территории, принадлежащей заводу в районе Чертаново-Красное и прилегающей к южной окраине Москвы. Трудности с отводом этого участка, по плану реконструкции Москвы частично попадавшего в черту города, стали одной из причин задержки решения о строительстве полигона. В 1938 г. были проведены предварительные изыскания на этом участке. Однако из-за отсутствия ассигнований дальнейшие работы здесь не проводились.
2 декабря 1946 г. Министерство автомобильной и тракторной промышленности приказом № 562 намечает проведение подготовительных работ по созданию при институте автомобильного полигона. Подобрать для него участок, соответствующий всем требованиям и не закрепленный за каким-либо колхозом, оказалось очень сложно.
Комиссией, состоящей из представителей НАМИ, Отдела планировки и отвода земель Мособлисполкома и Отдела лесопаркового хозяйства Моссовета, были обследованы десять земельных участков в дальних окрестностях Москвы, из которых примерно половина по топографическим условиям в той или иной степени удовлетворяла поставленным требованиям. В апреле 1946 г. был намечен и обследован большой земельный участок площадью до 1200 га, расположенный в 25–30 км к северо-западу от Москвы в районе селений Коротово, Чернево, Сабурово, примыкающий к Волоколамскому шоссе. Однако в связи с тем, что участок находился на границе лесоохранной зоны Москвы, а строительство потребовало бы вырубки части леса, отвод земель вновь не состоялся.
В октябре 1947 г., после множества согласований было утверждено плановое задание на строительство полигона. Оно предусматривало строительство в течение трех лет, с разбивкой на очереди, ряда испытательных дорог и сооружений. Однако размещение полигона было по-прежнему ориентировано на близко расположенные к столице Красногорский и Химкинский районы области, что сыграло отрицательную роль в реализации планов.
В 1956–1957 гг. был намечен, тщательно обследован и, в конце концов, предложен к утверждению подходящий участок в Дмитровском районе Московской области на землях Гослесфонда. Решением исполкома Мособлсовета от 15 сентября 1956 г. выбранный участок был отведен НАМИ. В мае 1957 г. было утверждено проектное задание на строительство полигона, а в апреле 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определившее задачи развития автомобильной промышленности и ставшее основой для развертывания работ по проектированию и строительству полигона. Со второй половины 1960 г. началась подготовка базы строительства, сооружение подъездных дорог и площадок для зданий промышленной базы. Летом 1963 г. начали укладку цементобетонного покрытия скоростной дороги, прокладку динамометрической и булыжной дорог, а также строительство лабораторного корпуса, гостиницы…
В 1964 г. введены в эксплуатацию скоростная и грунтовая дороги, служебный корпус. 23 июля 1964 г. вышел приказ № 123 председателя Госкомитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР Н. И. Строкина «О создании филиала НАМИ – Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона». Дату выпуска приказа принято считать официальным началом деятельности автополигона.