RENAULT TRUCKS ЭКОНОМИТ ТОПЛИВО
В настоящее время решения Optifuel – это набор инструментов и услуг по уменьшению расхода топлива коммерческими автомобилями Renault с двигателями нового поколения Euro-4 и -5. Они охватывают как собственно автомобиль, так и постоянно улучшаемое предложение дополнительных продуктов. Это наиболее полное предложение на рынке, направленное на экономию топлива. Решения Optifuel доступны не только для транспортных, но и для строительных грузовиков Renault Trucks.
Борьбу за экономию топлива компания начала уже давно. В 1996 г. появился экономичный грузовик Renault Premium. Сегодня этот магистральный тягач стал проводником новых решений компании в области снижения расхода топлива. Пакет предложений Optifuel разнообразен. Он включает в себя Optifuel Technology, объединяющий в себе инженерно-конструкторские разработки, называемые в компании технологическими.
Сюда входит роботизированная коробка передач Optidriver+, предназначенная стать идеальным партнёром в плане экономии топлива для двигателей DXi с системой SCR. Искусственный интеллект, переключая передачи, может сэкономить 3–7% горючего по сравнению с грузовиком, оснащённым обычной коробкой передач. Программа управления коробкой может на повышенных оборотах временно увеличить мощность двигателя на 40 л.с. для предотвращения включения понижающей передачи. Роботизированная коробка передач существует также в версии без мощностного режима – power mode.
В настоящее время Optidriver+ предлагается не только для магистральных тягачей, но и стала устанавливаться в качестве стандартной на некоторые модели новых грузовиков Kerax, соответствующих экологическим требованиям Euro-5.
Конструкторы Renault Trucks для снижения расхода топлива не ограничились одной только автоматизированной трансмиссией. Им удалось поднять мощность двигателя, увеличив его крутящий момент. Для оптимизации энергозатрат введено новое управление вентилятором. По-новому управляется также и заслонка турбины нагнетателя. Ведущая ось тоже претерпела изменения. Она получила новый двойной редуктор. На грузовики Premium Route с двигателем в 460 л.с. его передаточное отношение 37/14. Специалисты Renault Trucks считают такое отношение оптимальным, но готовы изучить особенности региональных условий эксплуатации своих грузовиков, в частности, в гористой Турции. Также возможна установка моста с передаточным отношением 37/13 для Premium Route Incentive с дизелем в 450 л.с.
Для дополнительной экономии топлива предлагается система автоматической остановки двигателя. Дизель заглушится автоматикой через пять минут работы на холостом ходу. Экономия топлива достигается установкой энергосберегающих шин Michelin X-Energy Savergreen, смонтированных на алюминиевых колёсах Alcoa.
Снижению расхода топлива служат некоторые из предлагаемых Renault Trucks аксессуаров. В первую очередь, те, которые улучшают аэродинамику. Для снижения сопротивления воздуха верхний дефлектор регулируется по высоте. Благодаря специальному механизму водитель может без особых усилий согласовать положение дефлектора с высотой полуприцепа.
Алюминиевый настил, закрывающий шасси, не только облегчает водителю выполнение сопутствующих операций, но и улучшает аэродинамику автомобиля, сглаживая воздушные потоки. Его вес составляет 65 кг. В настиле имеются запирающиеся лючки для доступа к заправочным горловинам. Для предотвращения слива топлива предлагается фиксируемая сетчатая вставка в заливную горловину бака.
Кроме конструкторских решений, экономить топливо предлагается с помощью Optifuel Programme. Эта программа уже более года предлагается во Франции. Она была самостоятельно предложена ещё в 2007 г. В ней собран весь опыт рационального вождения, накопленный во Франции. С 2008 г. число автотранспортных предприятий различного профиля, использующих Optifuel, превысило в стране две сотни. В них работает больше 10 тыс. водителей.
Учитывая положительный опыт работы программы во Франции, компания Renault Trucks планирует распространить её на всю Европу. Программа уже хорошо себя зарекомендовала, к примеру, в Польше и Чехии. Предлагается программа и в России, но работа по полномасштабному ее запуску пока продолжается. Программа состоит из Optifuel Infomax и Optifuel Training.
Программно-аппаратный комплекс Optifuel Infomax – специализированное средство для снятия и анализа данных о работе автомобиля. Infomax позволяет выявлять факты управления автомобилем, не рациональные с точки зрения экономичности, и аргументировано показывать водителям, как можно более эффективно расходовать горючее. Для удобства восприятия информация предоставляется в цветовой индикации.
Главным для экономии топлива считается работа двигателя в «зелёной» зоне тахометра – от 1000 до 1500 об/мин. Другими критериями служат потребление двигателем топлива в режиме холостого хода (не более 5%) и удельное количество торможений (удовлетворительным считается 50 торможений на 100 км пути). Если стиль вождения укладывается в эти параметры, то значения выводятся зелёным цветом. Если показанный результат не укладывается в обозначенные пределы – красным.
На переносной компьютер устанавливается специальная программа. Она не требовательна к ресурсам: для работы достаточно 30 Мб свободного пространства на жестком диске, операционную систему Windows XP и выше, а также 512 Мб оперативной памяти. Установка занимает около 30 сек. Программа поставляется на CD. В комплект входят также инструкция по эксплуатации, адаптер и коммутационные провода, связывающие диагностический разъём автомобиля с адаптером и компьютером.
Optifuel Infomax извлекает и анализирует данные, собранные в памяти блока управления автомобилем VECU – Vehicle Electronic Control Unit. Эта информация позволяет оптимизировать использование автомобиля и получать лучшие результаты по расходу топлива и сроку службы машины (соблюдение «экономичной зоны», отсутствие превышений максимальных оборотов двигателя, использование замедлителей и тормозов и т.д.). Конечно, чтобы без проблем воспользоваться всеми возможностями программы, лучше пройти двухдневное обучение. Российское Renault Trucks Vostok такое обучение предлагает.
Данные записываются в блок VECU в течение всего срока службы автомобиля. Программа Optifuel Infomax делает только их копию, никак их не изменяя. Это называется «срез» данных на момент запроса. Часть данных поступает в блок управления с тахографа. Для идентификации водителей, если, к примеру, в рейсе участвуют два водителя, и они меняются, необходимо сделать «срез данных» в момент смены водителей. Конечно, для этого надо иметь с собой ноутбук. Зато сделав «срез» данных за последний рейс, можно определить изменение стиля вождения.
А по желанию можно анализировать данные за час, день, неделю, месяц, год и т.д. и таким образом идентифицировать работу каждого водителя. Достаточно знать, когда проводилась смена – записать, к примеру, на бумажке. Утверждается, что нет ограничений по объёму получаемой информации. Хотя в одном выведенном отчёте могут присутствовать либо четыре автомобиля, либо данные за четыре периода на один автомобиль. Программа учитывает массу грузовика, как говорится, в первом приближении: средней загрузки, полностью гружёный.
Пакет Optifuel Infomax позволяет работать со всем парком автомобилей Renault Trucks за исключением развозных. Все машины Renault Trucks имеют серийную подготовку к установке системы. Применение Optifuel Infomax позволило снизить расход топлива в среднем на 5%. Заметим, что такая экономия топлива сберегает в год около 2550 евро на один грузовик.
Программа обучения Optifuel Training служит для приобщения водителей к экономичному стилю вождения и извлечению максимальной пользы из технических новшеств, появляющихся на машинах Renault Trucks. Обучение включает в себя теоретический курс и практику. Составной частью обучения является изучение возможностей Optifuel Infomax и особенностей Optidriver+. Специалисты Renault Trucks считают, что обучение через некоторое время (три месяца) целесообразно повторять, так как водители забывают, что им давалось на тренингах.
Optifuel Programme предусматривает также годовой доступ в клуб. Членство в Optifuel Programme Club позволяет получать через Интернет практическую информацию и газету.
Считается, что роботизированная коробка передач, по сравнению с механической, позволяет экономить от 4% до 7% топлива. В общем, совсем не плохо. Но как можно получить такую экономию, двигаясь практически в колонне среди грузовиков со скоростью 90 км/ч по равниной автомагистрали? В таких условиях движения на первый план выходит не умение переключать передачи, а оптимально подобранные конструкторами передаточные отношения редуктора заднего моста и коробки передач.
Но дело в том, что механическая и роботизированная коробки передач отличаются не только механизмом переключения. Казалось бы, механическая коробка, располагая 16 ступенями, имеет преимущество перед 12 в Optidriver+. Но при движении с максимальной скоростью 90 км/ч на высшей передаче в механической коробке двигатель работает на максимальной «зелёной» скорости 1500 об/мин.
При этом хочется включить повышающую передачу и спокойно «катиться» дальше, наблюдая один грузовик спереди, другой сзади. Повышающей передачи нет. Приходится слушать недовольный «рев» двигателя. Пустить автомобиль накатом? Но сзади идёт другая фура. Изменение скорости одного грузовика ещё сильней аукнется через несколько километров. Десятки водителей большегрузов будут тормозить, переключать передачи выходить из ритма спокойного монотонного движения по шоссе с заданной правилами движения скоростью.
Такая картина наблюдалась во время движения на грузовике с Optidriver+. Как только дорога пошла на подъём, автопоезд стал замедляться. Попытки корректировать скорость его движения педалью акселератора ни к чему не привели: двигатель как держал 1250 об/мин, так и держал. Скорость падала, автоматика упорно не желала ее поддерживать. В зеркалах стали появляться фуры, выскакивающие из колонны в левый ряд. Все. Нужно переходить на ручное управление коробкой.
Душа радовалась в другом случае, когда дорога пошла под уклон. Optidriver+ чего-то там отключила, педаль газа снова никак не реагировала (это огорчало), многотонный грузовик сумел разогнаться до запрещённых 95 км/ч. Это неплохо, когда впереди есть подъем и нет полицейских. В противном случае нужно пользоваться замедлителем. Или опять же переходить на ручное управление коробкой.
После проведения тренингов по программе Optifuel Training авторитетная независимая организация TUV Rheinland Kraftfahrt GmbH засвидетельствовала экономию топлива в 6,4%. Для трёхдневных испытаний были предоставлены грузовики Renault Premium Optifuel 460 DXi Euro-5 и Renault Premium Long Distance 450 DXi Euro-5. Каждый Premium проехал 1020 км, то есть четыре раза прошел по одному маршруту протяжённостью 253–256 км, 80% которой приходились на равнинные магистрали. Два водителя в первый день управляли грузовиками поочерёдно. На второй день они проходили обучение, в том числе и по особенностям роботизированной коробки передач Optidriver+. На третий день оба водителя повторили предыдущий маршрут, также со сменой. До тренингов средний расход по двум водителям составил на «механике» 88,665 л, а на «автомате» 82,735 л. После подготовки на «ручке» расход сократился до 88,18 л, а на Optidriver+ были получены результаты: 82,03 л и 80,55 л.
При расчётах получили 6,4% для Optifuel при минимальном улучшении экономичности от обучения водителя, управляющего грузовиком с механической коробкой передач. Без обучения экономия от Optidriver+ оценивалась на 3,8%. Выше это уже говорилось.
В целом утверждается, что программа подготовки водителей может дать экономию до 15% в рамках одного автопарка. Для транспортных компаний Чехии и Польши это значение ещё выше: 16–17%.
Автоматизированные системы управления трансмиссией уже реальность, как и скопление автомобилей на дорогах всех уровней. Именно тяжёлые условия движения делают подобные системы привлекательными. Грузовик с Optidriver+, на котором пришлось ездить, был в угоду экономичности лишён функции power mode. Вероятно, она бы очень пригодилась, чтобы не создавать на подъёмах заторов. Но это для конкретных ситуаций.