ДВА В ОДНОМ
Бытует мнение, что все универсальные автомобили несовершенны, и не могут толком выполнять множество возложенных на них функций. Самый яркий пример – амфибии, которые не умеют нормально ни ездить, ни плавать. Вот и в случае с нашей машиной, на первый взгляд, кажется, что расположение на одном шасси крана-манипулятора и оборудования для работы со сменными кузовами («Мультилифт») лишь увеличивает стоимость автомобиля и уменьшает его грузоподъёмность. При работе со сменными кузовами кран-манипулятор, как правило, не нужен. И наоборот. Один из видов дорогостоящего оборудования всегда простаивает, что не есть хорошо в смысле рентабельности.
Заказчику обычно нужен либо мультилифт, либо манипулятор, и платит он за одну машину. Да и не любого водителя на такой автомобиль посадишь. Он ведь должен быть ещё и крановщиком, причём и по документам тоже. Это мнение хоть и не бесспорно, но имеет право на существование, если речь идёт о коммерческом использовании техники.
Правда, грузовики далеко не всегда используются именно для зарабатывания денег перевозками. Очень часто они обеспечивают основную деятельность предприятия. В этом случае возможность иметь в работе один автомобиль вместо двух выглядит очень привлекательно. Попробуем разобраться, так ли это, но сначала познакомимся с нашим «главным героем».
На первый взгляд, это обычный КАМАЗ-65117 с мультилифтом, и только приглядевшись, замечаешь пристроившийся за кабиной гидравлический кран-манипулятор. Как и в любой гидрофицированной машине, в нашем КАМАЗе присутствует гидробак и гидронасос, причём в одном экземпляре. Ведь одновременно мультилифт и кран не используются. Вот и первый плюс такой техники – уменьшение стоимости гидрооборудования. Наш автомобиль оснащен двигателем Euro-2 с рядным ТНВД и десятиступенчатой коробкой передач с предусмотренной заводом-изготовителем возможностью отбора мощности. Впрочем, сейчас марка коробки не имеет значения. Специалисты Московского завода опытных конструкций, занимающиеся изготовлением подобных машин, имеют право устанавливать механизм отбора мощности и на коробки ZF, не лишая владельца машины заводской гарантии.
В нашем случае, гидронасос установлен с правой стороны коробки. Насос – аксиально-поршневой, нерегулируемый, простой и надёжный. Такие ставят на автокраны. Гидросистема также проста в устройстве и обслуживании. Переключение потока масла с манипулятора на мультилифт осуществляется двухходовым краном. Система управления краном-манипулятором прямая, золотники в ней работают от рычагов, а не от хитрых кнопок с катушками, которые могут отказать в любой момент. Пультов управления у крана два – с правой и левой стороны автомобиля. А механизм смены кузовов имеет как ручное управление, так и дублирующее, из кабины. Ещё из интересного – универсальные замки, которые могут фиксировать как советский, так и европейский сменный кузов. Они, разумеется, также работают от гидравлики.
Впрочем, мы приехали не смотреть машину, а использовать её по прямому назначению. Строительство нового здания редакции силами сотрудников в самом разгаре, стройматериалы дороги, вот мы и отправились на их поиски, выпросив предварительно этот КАМАЗ якобы на тест. Если конкретно, нас интересовали железобетонные плиты. По пути на свалку интересуюсь у постоянно работающего на этом автомобиле водителя Фёдора Алексеевича его мнением как о шасси, так и об установленном на нём оборудовании. Оказывается, КАМАЗ, на котором мы едем, хотя и сравнительно новый, но универсальной машиной был не всегда. Почти год он отработал с обычной бортовой платформой, трудясь на пару с ещё одним КАМАЗом – сельскохозяйственным самосвалом в одной из фирм, занимающейся ландшафтным дизайном. Основной груз – саженцы деревьев, грунт и строительный мусор.
Таким образом, после переоборудования автомобиль заменил собой сразу три машины – автокран, бортовой автомобиль и самосвал. Кстати, это не предел. Съёмные кузова могут быть самыми разными. Бытовка, цистерна, контейнеровоз, бортовая платформа... Этот список можно дополнять бесконечно. «Все зависит от желания заказчика», – говорят на заводе. Разумеется, это преувеличение: ни законов природы, ни законов государства заводчане преодолеть не могут. Но преувеличение совсем небольшое.
Если же говорить о шасси, то Фёдор Алексеевич своей машиной доволен.
– Повезло, успели взять машину Euro-2, – говорит он. – У Камазов с двигателем Euro-3 проблемы с топливной аппаратурой возникают постоянно, а на этом я за 17 тыс. км кабину поднимал всего два раза.
Вот и свалка. Мы пробираемся к нагромождению панелей по укатанной по грунту дороге. «Хорошо, дорога нормальная, – говорит Фёдор Алексеевич. – Новые бампера, конечно, выглядят красиво, но на ухабах здорово мешают. По плохим дорогам приходится передвигаться аккуратно, на первой пониженной».
Пора разворачивать установку в боевое положение. Сделать это совсем нетрудно. Включаем отбор мощности, открываем подачу масла на крановую установку, выдвигаем аутригеры. Все подготовительные операции не занимают и пяти минут. Манипулятор готов к работе. Пытаемся достать одну из далеко лежащих от машины плит. Увы, при вылете стрелы девять с половиной метров, грузоподъёмность крановой установки всего 940 кг. Панель весит явно больше. Срабатывает ограничитель грузоподъёмности, реагирующий на давление в гидросистеме. Электромагнитный клан направляет весь поток масла на слив. Теперь груз можно только опускать. Сразу после снятия нагрузки защиту можно восстановить. Подтащить плиту волоком не позволила особенность её залегания, выдвигать стрелу на максимальный вылет в нашем случае бесполезно. Грузоподъёмность на крюке при стреле, вытянутой на 15,5 м, – всего 375 кг. В отличие от вполне приемлемых 3650, которые кран может поднять рядом с машиной.
– Что вы хотите, это не яблони, – говорит наш сопровождающий.
Выбираем плиту, что лежит поближе. На этот раз подъём проходит удачно, но плита мне не очень нравится – для фасада, видимо, не пойдёт. «Поверни направо, поверни налево», – командую Фёдору Алексеевичу. Крановая установка работает удивительно плавно – гидравлическая. Кран, конечно, монтажным не назовёшь, но для стропальщиков он вполне безопасен. А они понадобятся в любом случае. Того, что происходит в съёмном кузове-бункере, оператору не видно, и второй человек при его загрузке просто необходим.
Со свалки уезжаем несолоно хлебавши. Все панели, которые мы осмотрели за сегодняшний день, либо битые, либо замызганные. Только зря снимали бункер. Складываемся обратно. Интересно, что при подъёме гружёного кузова специалисты завода МОЗК не рекомендуют пользоваться стояночным тормозом.
«Вся нагрузка, – комментирует сопровождающий нас руководитель сервисной службы МЗОК Евгений Рожков, – при подъёме кузова идёт на заднюю ось, и при включённом «ручнике» задняя тележка перегружается. Что заметно сокращает ресурс автомобильного шасси».
Интересуюсь дополнительными возможностями крановой установки. Оказывается, имеется дополнительная гидравлическая линия для подключения навесного оборудования, есть и дополнительная пара гидрораспределителей для управления им. Так что для сбора и перевозки металлолома этот автомобиль очень даже сгодится.
Пригодится он и тем потребителям, которым по роду своей деятельности нужно транспортировать широкую номенклатуру грузов в небольших объёмах. Правильно подобранные кран-манипулятор и набор съёмных кузовов позволяют высвободить 2–3 бортовых грузовика и автокран. При этом не стоит забывать о том, что грузоподъёмность оборудованного автомобиля уменьшается на 2–2,5 т в зависимости от типа шасси и марки крана.
Что касается возможных неисправностей гидравлического оборудования, то они возникают, как правило, от перегруза (гнутся штоки гидроцилиндров), либо от применения некондиционного масла (изнашиваются гидронасосы, текут уплотнения). Самая же популярная причина поломок в настоящее время – езда со включённой коробкой отбора мощности. Гидронасос, работающий непрерывно и гоняющий масло по замкнутому кругу, быстро перегревается, разрушаются его поршни. В общем, если соблюдать правила эксплуатации, гидравлика – вещь надёжная. Нередки случаи, когда оборудование крана–манипулятора и мультилифта перекочёвывает с одного шасси на другое. Так что 600 тыс. за мультилифт и 1 200 000 руб., отданные за кран, успеют окупиться многократно.
Самый крупный недостаток оборудованных крановой установкой машин – это то, что краны-манипуляторы грузоподъёмностью свыше тонны являются «Ростехнадзорными». И для их эксплуатации необходимо назначить лицо, ответственное за технически исправное состояние, за надзор, и иметь аттестованный обслуживающий персонал. Всех этих недостатков лишены краны–манипуляторы грузоподъёмностью до тонны. Их устанавливают даже на «Газели». Но об этом – в другой раз.