БУКСИРОВКА НЕ ПО ПРАВИЛАМ
Например, такой случай. Автопоезд с тягачом Renault заглох на проезжей части узкой улицы, да так удачно, что объехать его можно было только по «встречке». Водитель не растерялся, не стал тратить время на установку знака аварийной остановки, а сделал «звонок другу» – водителю другого автопоезда. Тот приехал, пересёк двойную сплошную линию и по встречной полосе подъехал к пострадавшему. Чтобы прицепиться, буксировщику пришлось подать машину задним ходом на пешеходном переходе.
После того, как трос без всяких излишеств, типа красных флажков, был прицеплен, обе машины тронулись в путь, мигая аварийной сигнализацией. Понять водителей можно. Поступи они по Правилам, водителю второго автопоезда пришлось бы где-то искать место, чтобы оставить полуприцеп, а это не так просто, учитывая, что обочины уже давно превращены в сплошную парковку. Да и с обратной прицепкой тоже могли возникнуть трудности, брось кто-нибудь машину перед оставленным полуприцепом. Между тем, из заглохшей машины мог уйти воздух. Эвакуатор, жёсткая сцепка, многочасовой затор... Всё это не лучшее решение проблемы.
Однако, выходя из ситуации подобным образом, оба водителя рисковали стать виновными в случае аварии, а во сколько им обошлась бы встреча с гаишниками, расскажет наш юрист, Анастасия Соловьёва.
В самом начале, когда автопоезд заглох, водитель в соответствии с гл. 7 ПДД РФ обязан был включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м. Эти действие не требует много времени – минута, максимум – две. А несоблюдение данных норм ПДД могло послужить основанием для применения ст. 12.20 КоАП РФ – «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», предусматривающей административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 100 руб.
Водитель, управляющий вторым автопоездом, совсем забыл о безопасности пешеходов и, в нарушение п. 8.12 ПДД ДД , начал движение автопоезда задним ходом на пешеходном переходе. За данное правонарушение предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ «Нарушение правил маневрирования» – штраф в размере 100 руб.
Что же касается буксировки, то п. 20.4 ПДД ДД содержит перечень условий, при которых буксировка запрещена. В данном случае автопоезд буксирует заглохший автопоезд на гибкой сцепке, что неприемлемо как со стороны вида сцепки (так как возникает вопрос о возможности водителя буксируемого автопоезда осуществлять маневр даже при минимальной скорости движения), так и со стороны длины данной сцепки (она не должна превышать 20 м). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст.12.21 КоАП РФ – «Нарушение правил перевозки грузов, правил букировки» – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА:
С одной стороны, три сотни рублей против стоимости эвакуации – сущие копейки. С другой – не работает двигатель, значит, нет и гидроусилителя руля. Да и запаса воздуха в системе на считанные торможения. Кроме того, некоторые коробки передач хоть сколько-нибудь длительную буксировку просто не переживают. Так что, максимум, что допустимо при подобном образе действий, это убрать неудачно вставший автопоезд с проезда в сторонку, проехав считанные сотни метров.
В принципе, некоторые машины можно тащить на неограниченное расстояние при условии, что включена передача и двигатель вращается. Но это, скорее, исключение, чем правило…