ЯН ДЕ РОЙ: О СВОЕЙ ФИРМЕ, ЖИЗНИ И СТРАСТИ ИЛИ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЕ РОЯ С РОССИЙСКИМИ НОМЕРАМИ
БЫЛО У ОТЦА ТРИ СЫНА
Граат де Рой, отец знаменитого на весь мир Яна Де Роя, в 1923 г. основал автомобильное предприятие: самостоятельно построил небольшую машину и занялся перевозками. Закончил управлять своим предприятием он в 1960 г., будучи владельцем 18 грузовиков, которые передал трем сыновьям. Младший через какое-то время отошел от дел. А старший и средний продолжили дело отца и превратили небольшую фирмочку в крупнейшее логистическое предприятие Европы. До конца девяностых братья Ян и Харри и работали, и участвовали в гонках вместе. Потом они решили разделиться на две фирмы и вести дела отдельно: Ян стал заниматься грузовой техникой, Харри – всей остальной.
Фирма Яна де Роя занимается также и доставкой легкового транспорта. Для различных предприятий она в год перевозит около 200 000 легковых автомобилей, не считая доставки небольших грузовичков, фургончиков и джипов. Но как сказал сам Ян: « В секторе легковых автомобилей конкуренция очень высока», поэтому основные усилия он концентрирует на грузовом транспорте. Для клиентов под заказ или для своей фирмы он покупает грузовые шасси разных марок и делает у себя на предприятии для них кузова – надстройки. Чаще всего Ян начинает устанавливать надстройку, точно зная, для какой работы нужен именно этот автомобиль. Отдел логистики – самый важный на фирме де Роя. «Изначально должен быть совершенно определенный заказ на перевозки, а надстройку мы уже после придумаем».
Во время погрузки товаров всегда присутствует инспектор от фирмы де Роя, поэтому клиенты уверенны в качестве погрузки и доставки товара. В дальнейшем идет постоянный контроль за доставкой груза с помощью GPS.
Поначалу Ян работал только с техникой DAF. Потом стал заниматься и Volvo, IVECO и Mercedes. В настоящее время у него 725 грузовиков. В городке Зон ан Бройгель в Голландии находится самый большой склад фирмы де Рой, там может стоять до 4 000 транспортных средств. Есть крупные стоянки и еще в пяти городах Голландии. Всего на предприятии работает 1 200 человек, включая иностранные представительства, которые находятся в восьми европейских странах. Не так давно фирма открыла представительство в Польше, в будущем году намерена начать дела в Белоруссии, в дальнейшем Ян, по его словам, «хочет составить конкуренцию КАМАЗу» и открыть филиал своей фирмы в России. Так что скоро машины де Роя поедут не только с голландскими и польскими, но и с русскими номерами.
СТРАСТЬ ЕГО ЖИЗНИ
Самой главной страстью в жизни Яна всегда было и остается вождение автомобилей. Серьезно увлекаться гонками он стал уже с 16 лет, когда впервые принял участие в моторалли. В 1982 г. его первый раз позвали на Дакар. Эти гонки стали любовью Яна на всю жизнь. До 1988 г. он еще ездил в заводской команде DAF. В 1988 г. у Яна и его коллеги Тео ван де Рийту были в распоряжении грузовики TurboTwins – X1 и X2, в которых на каждую ось работал собственный мотор мощностью в 600 л.с. То есть каждая машина располагала 1200 л.с., благодаря которым и она, да команда DAF, могла теоретически двигаться со скоростью более 200 км/ч и обгонять даже гоночные легковушки. Именно тогда произошла фатальная авария, и у коллеги де Роя Тео ван де Рийту погиб второй пилот Кеес ванн Левецин. Вся команда DAF в полном составе вернулась с Дакара, после чего Ян решил больше не участвовать в гонках.
Все складывалось один к одному. Фирму DAF выкупила американская корпорация, которая также отказалась от участия в соревнованиях. Но в 2000 г. сын де Роя Жерар, которому тогда только исполнилось 18, попросил отца снова поехать на Дакар. И в 2001 г. Ян первый раз после большого перерыва едет на Дакар вместе с сыном – на одной машине. В последующие годы они участвуют в гонках вдвоем, но на разных машинах. Марки их автомобилей всегда разные, они не заводская команда, поэтому участвуют и на DAF, и на Iveco, и на Ginaf.
На Дакаре постоянно происходят непредвиденные вещи. И в последние годы Яну не очень везло: три года назад его сняли прямо с соревнования из-за технических несоответствий, а в прошлом году ралли отменили непосредственно перед стартом из-за угрозы террористического акта в Мавритании. Но при первой возможности опять быть на ралли и снова увидеть пески Африки Ян снова в очередной раз собрался и стал готовиться к соревнованиям.
В этом году по обстоятельствам сын с отцом поехали на разные гонки: сын – в Южную Америку на «официальный Дакар», где более напряженные соревнования, а отец – к «первой любви» – в Африку на ралли «Африка-рейс». Ян выступал на Iveco, Жерар – на Ginaf. Перед гонками Ян сказал: «Для меня Дакар – это Африка!»
«Ян де Рой умеет побеждать, иначе у него не было бы такой огромной корпорации, которая считается самой большой в Европе, – с гордостью говорит его пресс-аташе Ханс Бриан. – Он постоянно работает. Единственные каникулы в течение года, которые он себе берет,– в январе. И только для поездки на Дакар». Ян всегда входит в число фаворитов, но получить первенство в Дакаре ему пока не удавалось. «Прежде всего, из-за колоссальной конкуренции, – говорит он. – Например, КАМАЗ и MAN – очень сильные заводские команды, которые делают этот спорт профессиональным».
Отличие команды де Роя от других, побеждающих на Дакаре, в том, что она финансируется его собственными, а вовсе не заводскими деньгами. После того, как он перестал ездить за DAF, он сам выбирает грузовики и дорабатывает их. Команда Яна – 16 человек на четырех автомобилях. Пятеро из них в течение года работают над машинами Де Роя для ралли. Ни Iveco, ни Ginaf, ни DAF – грузовики, на которых он ездит, ничего не вкладывают в этот проект.
Не смотря на свои 65, Ян до сих пор никому не доверил вести машину на Дакаре – только сам. И, как лишний раз подтвердилось, и в этот раз, на ралли «Африка-рейс», которое проходило по стандартному маршруту «Дакара». Теперь Ян осуществил свою давнюю мечту – поднялся на первую строчку зачетной таблицы, и стал победителем марафона. Его сын Жерар на Дакаре в Южной Америке поднялся на третью ступень в общем зачете, уступив только двум экипажам «КАМАЗ-мастер».
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
При вопросе о кризисе, Ян де Рой заулыбался: «Нет, он не отразится на моем предприятии». А дальше объяснил, что, несмотря на прогнозы европейских специалистов о снижении оборотов и прибылей компаний на 30%, он просто искал другие рынки, такие, как, Иран или Объединенные Арабские Эмираты. В дальнейшем планирует перевести до 30% своей деятельности в такие страны. Тем самым убытки от кризиса сведутся на нет.
«Ян всегда был первым! – гордо говорит его пресс-атташе Ханс Бриан, – у него нюх на успех, его предприятие всегда будет лидером»!