НАУКА О КОНТАКТАХ
Со времен Роберта Боша, сумевшего изобрести электрическое зажигание от магнето, а это уже лет сто, электричество стало неотъемлемой частью автомобиля. И вот ведь странная штука. Как на первых машинах, примерно на 1 из 10, имелись проблемы с электричеством, о чем красноречиво говорит пришедшее через век присловье «Вот магнето фирмы «Бош» – замордует, кого хошь!», так и ныне у одной машины из десятка гарантированно есть проблемы с электричеством. Справедливости ради замечу: в то время аналогичные изделия других фирм были еще хуже…
Казалось бы, цивилизация развивается, надежность продукции повышается… А что-то почему-то остается неизменным. Как же так? А ведь всё просто: мир становится сложнее, автомобиль тоже, и каждый следующий шаг дается все большей ценой. К примеру, совсем недавно, скажем, на ГАЗ-53, принципиальная схема электрооборудования казалась идиотизмом: да вот она, вся проводка! Теперь по сложности этой схемы у автомобилей телевизоры – в глубоком отдыхе, компьютеры, похоже, тоже.
Теперь не всегда сообразишь, как включается тот или иной прибор – управляющий сигнал может передаваться по питающим проводам; появились оптоволоконные линии… И чем дальше движемся, тем в большей степени «надежность» становится «наукой о контактах». Сами подумайте, что станет с оптоволоконным соединением, если на него попадет всего одна капелька грязной воды? Впрочем, пока что для этого придется очень сильно постараться: во-первых, само соединение проектируется с учетом такой возможности, во-вторых, соединяемые устройства располагаются в хорошо защищенных местах, а в-третьих, подобные линии пока еще редкость. И урвав «крутого утопленника» за бесценок, имеете все шансы познакомиться с последствиями «грязи». Но и обычные электрические «контакты» дают жизни – и не в пример чаще.
И «коктейль Лужкова» насилует их гораздо сильнее.
Но сначала давайте разберемся, какие именно «контакты» нынче в ходу. Лет –дцать назад были в ходу кольца, припаянные к проводам и одевавшиеся на винт прибора. И зажимавшиеся гайкой. Последняя машина, на которой я подобное видел, была Audi 100 первых выпусков. На «восьмидесятке» ничего подобного я никогда не видел… А только плоские контакты, вроде тех, что используются ВАЗом в «Жигулях». Но единственный ли это вариант?
Вторая версия – цилиндры, когда трубка одевается на штырь. Третий вариант – поликоническая конструкция, когда «штырь» представляет собой комплекс конусов, позволяющих увеличить контакт. По исполнению электрические соединения можно разделить на стандартные и герметичные. В последних используется резина, чтобы уплотнить зону контакта.
Ах, да, есть еще маркировка проводов… Здесь всего 2 подхода: использовать провода разных цветов (легковушки) или ставить на проводах одного цвета (обычно белого или светло-серого) цифровую маркировку. В последнем случае жгуты берут в пластиковые тюбинги, а, собственно, разъемы снабжают пластиковыми байонетными замками. Это стандартная практика для европейских тяжелых грузовиков.
С одной стороны – хорошо. Коктейль Лужкова в такое соединение проникает с великими трудностями. Можно годами ездить, не задумываясь о нем. С другой – плохо: у электриков «крыша едет» в попытках отыскать потерянные контакты: маркировка на проводах гибнет вместе с клеммами… Выручает универсальный подход: замена жгута вместе с прибором (приборами). Однако, как говорят в Сибири, недешево…
Между тем, все уже давно придумано. Открываем учебник, смотрим раздел «Аккумулятор». «Смазать клеммы». В зависимости от возраста книги, вам предложат солидол или что-то поновее. И что, только аккумуляторные клеммы надо мазать? Думаю, нет. И хоть режьте, не поверю, что гиганты смазочного бизнеса ничего не создали для банальных контактов в задних фонарях…
«Прогулка» по Интернету дала потрясающий результат: 3 фирмы. И в первых рядах «Ликви Молли». Странно. 10 лет назад подобного добра на российском рынке было не на порядок, а на порядки больше! Но, слава богу, есть…
Что нужно помнить, герметизируя контакты? Есть два типа смазок – изолирующие и токопроводящие. Вторые хороши там, где есть скользящие контакты. Первые – в обычных колодках: металл контактов выдавливает изолятор из зоны контакта, зато все вокруг герметизировано. Что еще? Смазка не должна разрушать изоляцию провода и материал колодок.