ГОРОДСКОЕ ТАКСИ И ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗ НА ФОНЕ КРИЗИСА
Итак, в активе: мужчина 52 лет, водительский стаж 34 года, ностальгические воспоминания молодости о 10 годах работы в такси, собственный новый Citroen Berlingo и наивная уверенность, что такого профи (действительно профи, в своё время даже за рубежом на грузовиках работал, категории открыты и т.д.) как говорится, с руками оторвут. В пассиве: возраст и отсутствие подтверждения водительского стажа – с середины 90-х у меня новая трудовая книжка, а восстанавливать старую как-то не требовалось…
Работы на собственном авто не нашёл. Подавляющее большинство объявлений – с ограничением по возрасту до 45 лет. Почему – непонятно. Неужели их больше устраивает некто 45-летний с драными «Жигулями», чем моложавый подтянутый интеллигентный мужик 52 лет с новым «Ситроеном»? Остальные не устраивали меня: чувствовалось непреодолимое желание за минимум денег максимально поиметь и мою машину, и меня. Это всякие химчистки, интернет-магазины и т.п. Наверняка существуют достойные работодатели, но мне они не встретились. Может, оно и к лучшему: нечего убивать собственный автомобиль. Принялся за поиск работы на авто работодателя.
Опять сайт «Работа.ру», и иже с ним, бесчисленные звонки, снова отказы по возрасту. Несколько раз натыкался на откровенных мошенников. Позвонив по указанному в объявлении номеру (водитель в солидную фирму, зарплата от 45 тыс. руб.), скороговоркой получаешь ответ: машина Audi A6, домашняя, бензин и сервис за счёт работодателя, работа с 9-00 до 18-00, словом – курорт. Чтоб получить координаты этого сказочного места нужно всего-то принести 3000 руб. в район Павелецкого вокзала, да побыстрей, даже согласны подождать, если задержитесь… Интересно, остались ещё Буратины?
Очень быстро поиск сузился до перспективы помолодеть на 30 лет и оказаться в такси.
Предложений много. От установки радиооборудования на личное авто (порядка $250, и 20% от каждого полученного заказа), до работы на казённых машинах.
Начал с самой высокой планки. Позвонил в «Другое такси» (возрастной ценз до 55 лет, авто Mercedes, зарплата от 25 000 руб. плюс 5000 за знание иностранного языка), договорился об интервью. На следующий день был принят точно в назначенное время, заполнил анкеты, сдал ПДД по билетам, (как в ГАИ, 20 вопросов и не более 2 ошибок), потом тесты на знание города, потом непосредственно собеседование, потом экзамен по вождению. Вердикт – подхожу, остались 2 дня стажировки, ее начало на следующей неделе. Накануне мне перезвонят и напомнят. Действительно перезвонили, напомнили. Но через час снова звонок: «Ой, извините, пришло указание не брать новых сотрудников». Может, действительно, кризис же, а может, чем-то я не приглянулся… Так что пропал мой разговорный английский. Позвонил конкурентам – «Командир такси» – то же самое, не берут новых водителей.
Круг сузился. Пообщался с несколькими небольшими таксомоторными фирмами – не то. Ладно, думаю. Попробую в свой бывший парк пойти, посмотрю, что там делается. А там делается много чего, в том числе, есть довольно большая фирма такси.
Звоню, назначают интервью на следующий день, в полдень. Прихожу – толпа претендентов. Ровно в назначенный час приглашают в кабинет всех сразу. Вполне адекватный мужчина средних лет, судя по всему, из бывших военных, не лишённый юмора, в течение трёх часов рассказывает о работе в такси вообще и на данном предприятии в частности. Параллельно происходит отсев присутствующих. Проверяют паспорта, если нет прописки или регистрации – свободен, проблема с правами – свободен и т.д. Надо отдать должное, инструктаж профессиональный, со всеми тонкостями ремесла. Потом тест – вождение. Затем персональное интервью с директором, оно затянулось до вечера. Кстати, из нескольких десятков осталось человек 15–17, остальные отсеялись. Меня приняли, завтра выходить на смену.
Механик показывает стоящий в тёмном углу (надо сказать, за прошедшее двадцатилетие освещение в парке не стало лучше) Hyundai Accent с трещиной поперёк лобового стекла и боевыми шрамами по бортам, с издыхающим аккумулятором. И как в старые добрые времена на вопрос о замене батареи получил краткий ответ: «Нет их у нас».
На вопрос о замене машины – «Мы Вас не знаем». – ???... А что меня знать-то, если я за аренду плачу такие же деньги, как и все? Так почему один должен за 1500 руб. в сутки ездить на новом авто, а другой – на «дровах»? Хотел сразу откланяться, однако любопытство, граничащее с мазохизмом, взяло верх. Поехал.
Вряд ли стоит говорить, что поездка не доставила удовольствия. Незакреплённая рация болталась между дверью и водительским сиденьем. Единственный приемлемый вариант расположения микрофона на упругом витом шнуре – как раз возле ширинки брюк. Громыхающая передняя подвеска, невозможность заглушить машину (не заведётся, придётся толкать или «прикуривать»), тусклые и неотрегулированные фары не способствуют успешной работе. Обещание несметного количества заказов так и осталось обещанием. За вечер напряжённого прослушивания эфира мне подошли только 2–3 заказа (по времени и территориально), да и те я упустил из-за отсутствия опыта быстро тянуться к причинному месту и, схватив микрофон, отвечать диспетчеру.
Не без удовольствия поставил машину в парк и откланялся. Реальные расходы при такой работе составляют: 1500 р. – аренда; 100 р. – диспетчерам; 100 р. – за рацию; 200 р. – мойка; 70 р. – пылесос и протирка стёкол; 15% с каждого полученного заказа – рублей 500; ну и, конечно, бензин – как минимум, за сутки 700 р. Итого: 3170 руб. Всё остальное – ваше. Как нравится?
Дальнейшие поиски привели меня в новую, ещё не приступившую к работе фирму, как раз набиравшую персонал. Позвонив, услышал приятный женский голос, вкратце изложивший суть дела: новые машины с навигационным оборудованием, Hyundai Accent, KIA Spectra, Chevrolet Lacetti, Hyundai Sonata. Стоимость аренды – от полутора до двух тыс. руб. в сутки. Свободный график работы. Пришёл. Встречен был очаровательной женщиной – ген. директором. Заполнил стандартную анкету, показал документы, медицинскую справку, отдал два фото и был принят. Так что бюрократическая составляющая в сравнении с аналогичными фирмами была сокращена до минимума.
Отношения между мной и фирмой регламентировались двухсторонним договором, суть которого достаточно проста и понятна. Я оказываю транспортные услуги населению на машине, принадлежащей предприятию, по тарифам предприятия, плачу арендную плату (1500 – 2000 руб. в сутки), 10% за каждый выполненный заказ, 100 руб. в смену диспетчеру. Бензин и мойка авто, естественно, за мой счёт. Ремонт и обслуживание авто – за счёт фирмы. При повреждении авто по моей вине с меня причитается 7500 руб. (очевидно, стоимость франшизы). Мне были предложены новенький универсал Lacetti и адекватный, пунктуальный, аккуратный и некурящий сменщик – молодой парень с достаточно высоким профессиональным уровнем. Что ещё надо для успешной работы?
Забегая вперёд, скажу, что машина мне понравилась. Успели проехать на ней около 20 тыс. км. Не без недостатков: слишком большой ход рычага управления коробкой, нечёткое включение передач, маленькие зеркала. На всех машинах на первых тысячах километров перегорели лампы ближнего света. На панели нет кнопки центрального замка, только на водительской двери, также нет автоматического включения центрального замка после начала движения, нет омывателя фар. А так очень приятная машина. Однако для такси я бы приобретал версии с «автоматом» и не со светлым велюровым салоном. Да, неплохо, чтобы при пуске двигателя включался ближний свет.
Сначала попробовали работать через сутки – неудобно. Ну, представьте: сменился в 10 или 11 утра. К обеду приехал домой, поел, заснул (ведь сутки за плечами) вечером проснулся, что-то сделал, что-то не успел, а утром опять заступать на сутки. Остановились на таком графике – двое через двое, тяжело, но хоть есть время побыть дома. Надо отдать должное руководству фирмы – передача машины происходит не обязательно на территории предприятия, а в любом удобном для сменщиков месте. А деньги можно сдать и в другой раз, когда случится приехать в офис.
Начали мы работать в конце декабря, портфель заказов у фирмы, только что вышедшей на рынок, был естественно, небольшой. Хотя руководство вложило немалые средства в рекламу – Интернет, визитки достойного качества, настенные календари и т.д. В машине целый ящик календарей возили – дарили уже начавшим появляться постоянным клиентам. «Прайс» на услуги тоже постоянно корректировался ради максимальной привлекательности для клиентов. Надо сказать, что по сравнению с другими аналогичными фирмами, наша выделяется нормальным, почти дружескими отношениями внутри коллектива. Во многом это объясняется личным обаянием директора, которая и тащит на себе всю фирму. Домой, кажется, вообще не уходит. Вместе с тем, когда надо, проявляет жёсткость и без колебаний избавляется от неподходящих сотрудников. Вообще, всеми способами стремится повысить эффективность предприятия.
Но несмотря ни на что, работы было мало, заработать что-то разумное не удавалось. Иногда в сутки диспетчеры принимали не более 25 заказов, это на 20 машин на линии. А накладные расходы оставались неизменными – около 4000 руб. в сутки: 2000 руб. – аренда, 800–10 00 руб. бензин, 300 – мойка, 100 руб. – диспетчеру, 10% от общей стоимости заказов, – 200–250 руб., поешь за сутки рублей на 300, «незамерзайку» купишь 100–150 руб.
Домой после суток такой работы тоже хочется какую-нибудь денежку принести, ну, хоть тысячи две – две с половиной. Итого за сутки нужно заработать не менее 6500 руб.
Скажу сразу, что под словом «заработать» я подразумеваю честный заработок – выполнение заказов по установленным тарифам. Я не отношусь к тем таксистам, которые вылавливают на вокзалах и в аэропортах простаков и дерут с них несуразные суммы. А также не стою где-нибудь у метро в ожидании выгодного клиента. Как выразился недавно один такой в телеэфире в программе о забастовке в «Новом жёлтом такси»: «Поймал мыша и ешь не спеша».
Таким образом, не имея достаточного количества заказов (желательно хотя бы на сумму 4500–5000 руб.), набрать за смену необходимую сумму не удастся. Кстати, средняя стоимость одного заказа 350–450 руб. Чтоб набрать 4500 руб., надо выполнить 7–10 заказов. Если в сутки диспетчер их обрабатывает 50–70, а на линии 15–20 машин, то считайте сами. А арендную плату за машину надо платить независимо от того, есть заработок или нет. Нередко случалось, что водители, отработав сутки, ещё и оставались должны фирме.
За полтора месяца напряжённого труда чистая прибыль составила меньше 12 тыс. руб. Оптимизма это мне, естественно, не прибавило, и я отказался от работы на казённом авто и в нашей же фирме пересел на свой «Берлинго».
Условия те же, только не надо платить аренду, но добавляется 1000 руб. в месяц за SIM-карту – связь с диспетчером через функцию PTT (В сети «Мегафон»), и за каждый заказ 15% отдаёте фирме. Появилась возможность поменять график работы – теперь работаю каждый день по 12 часов, что для меня гораздо более приемлемо.
Мой Berlingo позиционируется как универсал, каковым он и является. При покупке сравнивал его с Renault Kangoo. Renault показался мне более утилитарным, что ли: значительно беднее отделка салона, хуже шумоизоляция, выбор опций не такой обширный, настройка подвески не такая комфортная, ну, и сама машина значительно уже. Так что это совсем другой автомобиль. Ford Tourneo Connect, наоборот, гораздо больше. Если добавить к нему опции, которые у меня на «Ситроене», получается много дороже.
Естественно, вместимость Berlingo намного больше, чем у Lacetti, так что по вместимости я – вне конкуренции. Как-то перевозил 2 стиральных машины (старую и новую в упаковке), 2 телевизора, и несметную кучу всяких узлов и пакетов. Пассажиры находятся в гораздо более комфортном положении, чем в обычном легковом авто. «Автобусная» посадка, большое, как в лимузине, расстояние от колен до спинок передних сидений, удобный вход-выход. Большое расстояние от головы до потолка, на заднем сидении легко помещаются три крупногабаритных человека. Нет, как в некоторых легковых моделях, сужения боковых панелей кузова на уровне плеч. Многие пассажиры, проехав на Berlingo, говорят, что как городское такси он значительно удобнее, чем многие легковые модели. Ну, на чём ещё вы отвезёте на вокзал четверых пассажиров и четыре отнюдь не маленьких чемодана?
Расход топлива на трассе (объём двигателя 1,4 л – 75 л.с.) – 6,5 л, в городе от 8 до 10 л. В городском ритме, гружёный, с кондиционером – может съесть и 11 л. Заправляюсь 92-м бензином. При скорости свыше 110 км/ч расход топлива резко возрастает, машинка-то высокая. Естественно, есть разница в поведении гружёной и порожней машины.
Руль достаточно острый. В городе машина прекрасно маневрирует. Радиус разворота минимальный. В узких проездах чувствуешь себя очень комфортно. Машине моей скоро 3 года, пробег – 100 000 км. Никаких эксцессов она, слава богу, не выдавала. Обслуживаюсь недёшево, зато качественно. Стоимость ТО порядка 6000–8000 руб., зависит от пробега. Когда по регламенту нужно было заменять ремень ГРМ и натяжитель, на сервисе запросили 17000 руб., но я сам купил запчасти (оригинал) и работа мне обошлась в 5000 руб. Стоимость запчастей – 6000 руб. Делайте выводы. Запись на ТО – по звонку, без проблем. Говорите причину посещения, назначают время, как правило, на следующий день или в любое удобное для вас время. Всё вежливо.
После выполнения работ всегда звонят из клиентской службы, спрашивают, нет ли замечаний по качеству ремонта или обслуживания. За гарантийный период был заменён генератор и лямбда-зонд. По гарантии, без вопросов. Всё остальное в штатном режиме: через 15 000 км – обслуживание, замена расходников, всё, как прописано заводом-изготовителем.
На 75 000 км поменял подшипники передних ступиц – начали надсадно гудеть, и тормозные диски до предела износились. Сказывается городская езда под нагрузкой. Стоимость подшипников (купил оригинал) – 2200 руб., дисков (не оригинал) – 3600 за пару. В сервисе подшипники – около 4000 р., диски около 6000 р. Чувствуете разницу? Ощутил первые признаки предстоящей замены сцепления, но, думаю, оно ещё проживёт тысяч 20–25.
Не понимаю, почему некоторые так негативно относятся к французским автомобилям? Я очень доволен «Ситроеном», хотя ему и присущи некоторые недостатки. Например, при езде по нашим грязным дорогам, через несколько минут вы остаётесь без бокового обзора: оба огромных боковых зеркала и стёкла передних дверей покрываются грязью. Вынужден возить с собой пластиковую бутыль, ёмкостью 1,5 л, резиновый скребок, и постоянно мыть стёкла и зеркала. Видно, французы и представить себе не могли, что их машина будет ездить в таком облаке липкой грязи.
Ёмкость бачка омывателя 7,5 л, но в тёмное и грязное время он расходуется в рекордно короткие сроки. Причина – при крайнем положении переключателя света (режим дальний- ближний), когда Вы хотите промыть лобовое стекло, автоматически включается и омыватель фар, оглянуться не успеете – 7,5 л как не бывало. А при езде в темноте по грязным дорогам переключать свет, точнее, выключать ближний свет, оставляя подфарники, перед каждым взмахом «щеток» – весьма рискованно. Такие дела. Нет в мире совершенства.
У меня есть безумные, можно сказать, наполеоновские планы – поменять весной машину. Скорее всего, это будет Новый Berlingo, или его брат – Peugeot Tepee.