БАЛЛАДА О ПИКАПАХ
РОЖДЁННЫЙ В АМЕРИКЕ
Россияне открыли для себя пикапы 4 или 5 лет назад. Конечно же, в нашей стране их выпускали и раньше – на базе легковых автомобилей. Можно вспомнить машины из Ижевска и тольяттинские ВИС. На АЗЛК тоже пытались выпускать пикапы, но сделано их было очень мало. Только настоящих, полноразмерных пикапов, с кабинами на 4-5 мест и полноприводными версиями не делали.
Незначительные партии таких пикапов дилеры привозили из-за рубежа, по крайней мере, с середины 90-х годов. Но популярности это не прибавило. И лишь с появлением китайских автомобилей пикапы стали пользоваться успехом. Импортёры доставляли из Поднебесной машины разных марок, но наибольшую популярность завоевал бренд Great Wall («Великая стена»). Некоторые из этих машин считаются изготовленными в России. Собраны они действительно у нас. Это, так называемая, крупно-узловая сборка.
Короче, настоящие пикапы русским людям, как ни странно, преподнесли китайцы. Несмотря на то, что родиной таких машин по праву считается Америка. Там это любимый транспорт в маленьких городах и сельской местности. Количество продаваемых пикапов сравнимо с количеством легковых автомобилей. Не удивительно, что слово «пикап» пришло из английского языка. Pick-up означает «поднимать», «открывать».
Трудно сказать точно, когда появился первый пикап, но известно, что массовое производство таких автомобилей существовало уже во 2 половине 1910-х годов. В частности, одну из моделей изготавливали на базе легендарного Ford T. Напомним, что легковой Ford T стал первым автомобилем, выпускавшимся на конвейере. Это была революция в промышленном производстве.
Главное достоинство американских пикапов - в их универсальности. Фермеру или мелкому предпринимателю практичнее иметь один автомобиль, а не несколько. При этом на нём можно отвезти товар, отправиться на рыбалку и съездить к тёще на блины.
Несмотря на универсальность, среди пикапов существует специализация. Варианты с недорогой отделкой (обычно она сделана из материалов, которые легко мыть) используются для коммерческих нужд. Для охоты и поездок по делам выпускаются очень хорошо оснащённые машины, отделанные дорогой натуральной кожей, укомплектованные мультимедийным оборудованием, электродвигателями регулировки сидений с памятью положения, климат-контролем, видеокамерами заднего обзора и т.п. Достаточно сказать, что пикапы выпускают даже под маркой Cadillac, а это бренд дорогих и престижных автомобилей.
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ
Пикапы, как правило, имеют рамную конструкцию или раму в задней части кузова, она является продолжением лонжеронов кабины. Машины имеют капотную компоновку. Кабины делают трёх типов, причем, чаще всего можно выбрать любую из них. Первый вариант двух- или трёхместный с одним рядом сидений. Второй вариант – «полуторная» кабина с 2 дверями и небольшой скамейкой в качестве второго ряда сидений или 2 «табуретками», на которых люди сидят спиной к боковым окнам. И, наконец, «двойная» кабина, у которой 4 двери и 2 ряда сидений. Как правило, самые дорогие отделка и опции предлагаются для этого варианта, поскольку те, кто использует машину не только для работы, но и для личных дел, предпочитают именно такие машины.
Существует 2 подхода к проектированию пикапов. В Европе и Австралии их делают преимущественно на базе легковых машин. Кабина в этом случае несёт черты своего прародителя – легкового автомобиля. В Америке, Японии и других азиатских странах пикапы конструируются с «чистого листа», то есть имеют собственное шасси. Иногда оно бывает унифицировано с каким-нибудь внедорожником. Такие пикапы чаще всего имеют собственную, порой хорошо запоминающуюся внешность.
Относительно двигателей единого подхода также нет. В Европе предпочитают дизели, даже на пикапах, изготовленных на базе легковушек. Впрочем, желающим могут предложить и бензиновый мотор. Американцы однозначно ориентированы на бензиновые моторы. Хотя на экспортном варианте может оказаться и дизель, причём порой европейского производства. Дизели в Америке монтируют на большие автомобили, например, на Ford F650, который, на самом деле, является среднеразмерным грузовиком и лишь внешне похож на пикап. Полная масса машины около 12 т (она отличается у разных версий).
Кстати, Ford в Америке выпускает целую гамму семейств пикапов, которые несут индексы от F150 до F650. И если машины, входящие в семейство F150, это чрезвычайно популярные в США пикапы, то автомобили старших модельных рядов – фактически настоящие грузовики, и продаются они в гораздо меньших количествах.
Пикапы могут иметь съемный или самосвальный кузов, поставляться потребителям как шасси. Иногда в кузове делают надстройку с окнами, устанавливают скамейки, превращая грузовичок в некое подобие микроавтобуса. В большом количестве продавцы предлагают различные крышки для кузова, в том числе, сдвижные, как оконные жалюзи. Заметим, что в наших условиях, когда с неба падает снег, а несознательные граждане кидают куда попало непотушенные окурки и банки из под пива, крышка – вещь необходимая.
ПИКАПЫ В РОССИИ
Какие же из относительно больших пикапов получили распространение в нашей стране? На дорогах европейской части чаще всего можно увидеть Great Wall. В настоящее время, наиболее дешёвый пикап этой марки – Great Wall Sailor в комплектации «Люкс». Цены сейчас очень изменчивы, поэтому мы не будем их называть. За информацией следует обращаться непосредственно к дилерам.
Отметим, что машина хорошо укомплектована. Вы получите кабину с двумя рядами сидений и четырьмя дверями, полный привод (передний мост – подключаемый) и, разумеется, гидроусилитель рулевого управления. Двигатель бензиновый. В комплектацию «Люкс» входят легкосплавные 15-дюймовые колёса, подножки, кондиционер, CD/MP3-ресивер (в быту – «магнитола»), электрические стеклоподъёмники всех дверей, центральный замок с пультом дистанционного управления, парковочный радар, противотуманные фары. Ну, а в комплектации «Супер Люкс» полагается кожаная обивка сидений и электропривод, а также обогрев зеркал.
Да, чуть не забыл, есть ещё опции. За доплату можно приобрести крышку на грузовой отсек, фаркоп, улучшенную радиоаппаратуру, ксеноновые лампы в фары, навигатор, сигнализацию и т.п. В общем, ижевским пикапчикам и «каблучкам» такое даже не снилось.
Собрат «Сейлора» пикап Great Wall Wingle комплектуется только дизельным двигателем, отличается внешним видом и немного размерами. Он дороже менее чем на 100 тыс. руб.
Целый ряд пикапов позиционируется в России как машины для активного отдыха и путешествий. На дорогах их можно встретить, но коммерческие грузы на этих машинах обычно не возят. В первую очередь, это достаточно известная среди любителей пикапов модель Mitsubishi L200. Встречается также пара близнецов Ford Ranger и Mazda BT-50, причем, Mazda продается немного дешевле. Что касается Ford, то это не популярная в США модель Ranger, а небольшая по меркам Нового Света машина, изготовленная в Таиланде.
Реже встречаются Toyota Hilux и Nissan Navara. Последняя модель позиционируется как машина для отдыха, а не для коммерческих перевозок. А для них Nissan, точнее, его подразделение LCV Nissan Motor Co, Ltd, выпускающее коммерческие автомобили, предлагает модель NP300 (на фото в начале статьи). Машину изготавливают в Японии. Она выпускается в различных вариантах, но в Россию поставляют лишь полноприводную версию с двойной кабиной, рассчитанной на 5 пассажиров. Полезная нагрузка 1050 кг. Пикап NP300 имеет радиус поворота 6 м, дорожный просвет 230 мм. Глубина преодолеваемого брода – 450 мм.
Автомобиль оснащен 2,5–литровым турбодизелем с непосредственным впрыском топлива и системой Common rail. Мощность 133 л.с., максимальный крутящий момент 304 Нм. В стандартной комплектации ABS, 2 подушки безопасности, подогрев сидений, центральный замок, аудиоподготовка.
Российский рынок пикапов ещё только делает первые шаги. Но уже сейчас можно сказать, что у пикапов в нашей стране есть будущее.