БАЛ МОНСТРОВ
Речь о Monster Jam («Монстер Джем») – соревнованиях, в которых участвуют специально изготовленные машины. Их называют monster trucks («чудовищные грузовики»). На первый взгляд, это очередные состязания на грузовых машинах, о которых наш журнал рассказывает практически в каждом номере. Однако соревнования Monster Jam заметно отличаются от остальных. В первую очередь, автомобилями.
Не секрет, что в кольцевых автогонках и ралли-рейдах соревнуются отнюдь не серийные грузовики. Это специально изготовленные из дорогих и надёжных комплектующих машины. Кажется, что нечто похожее происходит и в Monster Jam. Поставили на пикап большие колёса, и – вперёд за победой!
Те, кто разбираются в конструкции автомобилей, сразу скажут, что просто так, без переделок, даже большие колёса установить не удастся. Гигантские же – требуют изготовления нового автомобиля. Да плюс ещё специфика соревнований, в которых эти тяжеловесы время от времени опрокидываются. Здесь никакое усиление кузова не спасёт. Поэтому любой монстер трак – это созданный с нуля автомобиль. Подчёркиваю, специальный спортивный автомобиль, а не переделанный грузовик, как это иногда пытаются представить.
У «монстров» пространственная трубчатая рама, которая одновременно служит каркасом безопасности кабины водителя. В качестве кузова используются обычно отслужившие своё пикапы – ведь здесь это больше декоративный, а вовсе не несущий элемент конструкции. Иногда встречаются самостоятельно изготовленные кузова или взятые от легковых машин. Разумеется, все автомобили разукрашены, и на них имеются логотипы спонсоров. Кстати, среди спонсоров можно встретить довольно именитых, например, Dodge, Suzuki, свечи зажигания NGK и даже американские военно-воздушные силы.
В отличие от большинства автомобильных соревнований, каждый автомобиль имеет своё имя, например «Питбуль» – довольно агрессивная порода собак. Раскраска обычно соответствует названию. У «Супермена» она синего цвета с красным плащом-покрывалом.
Двигатели «монстров» развивают мощность обычно в диапазоне от 1400 до 2000 л.с. Неизвестно, насколько точно участники соревнований её указывают, возможно, немного преувеличивают. Двигатели используются разных фирм, но они форсированы и практически все оснащены турбонаддувом или механическим нагнетателем. Главное – мотор развёрнут передней частью назад и размещён в кузове, а коробка передач находится под кабиной. В общем, это, как и гоночные машины Формулы-1, автомобили с центральномоторной компоновкой.
От раздаточной коробки крутящий момент передаётся на оба моста. Только валы здесь не карданные, а с шарнирами равных угловых скоростей. Они могут работать при значительно больших углах, чем карданные.
Подвеску «монстров» можно разглядеть на фотографиях. Это длинноходная зависимая подвеска на продольных рычагах, которые крепятся близко к середине колёсной базы. Около каждого колеса 2–4 амортизаторных стойки, а то и больше. Подвеска позволяет автомобилям совершать довольно большие прыжки и вставать после них на все 4 колеса.
Автомобили изготавливаются индивидуально, и у каждой команды есть свои секреты. Одна из них указала стоимость своего автомобиля – 150 тыс. долларов. По сравнению с другими спортивными автомобилями, эта сумма кажется настолько маленькой, что возникают сомнения в правдивости менеджера по связям с прессой этой команды.
С другой стороны, кузов здесь не дорогущий углепластиковый монокок, как в Формуле-1, а доставшийся за гроши с разборки. Многие детали не изготовлены на заказ, а куплены в специализированных магазинах для автоспортсменов-любителей или через Интернет. Но в любом случае, удовольствие дорогое. Одна только перевозка «монстра» из города в город обойдётся в копеечку. А ведь соревнования в Америке проводятся несколько раз в неделю.
Впрочем, чего здесь больше – спорта или шоу, сказать трудно. Как и некоторые другие автомобильные соревнования последнего времени, Monster Jam проводятся на стадионах – продажа билетов приносит организаторам доход. На арене возводятся земляные горки или препятствия из старых автомобилей, а порой используется их комбинация. К концу соревнований старые машины, по которым ездили «монстры», оказываются заметно утрамбованными. Препятствия не имеют стандартных конфигураций, и в каждом случае они разные. Чем больше арена, тем интереснее можно сделать трассу.
Соревнования проводятся в 2 категориях: гонки с препятствиями и фристайл. В первом случае автомобили стартуют по парам. В конце концов, определяется 2 финалиста, которые и разыгрывают первое место. Во втором случае водитель выполняет произвольную программу, преодолевая препятствия, за что жюри выставляет баллы. Победителем становится тот, кто наберёт наибольшее количество. Гонки и фристайл проводятся обычно в разные дни, но участники, как правило, те же.
Кроме Monster Jam проводятся соревнования Thunder Nationals, а также различные выездные и специальные состязания. При этом на стадионах во время мероприятий практически нет свободных мест. Впрочем, это не удивительно: зрелище действительно впечатляет!