САМОСВАЛЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
«Дембеля» и все прибывавшие «штатские из эвакуации» работали по силам, а жили впроголодь. Работали столько, насколько хватало сил. Не «по велению партии», хотя одно время так и писали… Жить было надо. Представляете, каким божеством для них был даже обычный самосвал? На него молились! Постепенно все стало налаживаться, но не сразу государство смогло приступить к залечиванию ран, которые, несомненно, затягивались, но самосвалы при этом становились только нужнее…
Почему это Политика и Идеология, про них читайте в другой литературе. А здесь – про самосвалы.
НА СТАРЫХ ШАССИ
В 1946–1947 годах отечественные заводы выпускали три самосвала: ГАЗ-410, ЗИС-СМ-1 и ЯАЗ-205. Первый строился на Горьковском автозаводе, ЗИС-СМ-1 на шасси ЗИС-5В производился в основном силами нескольких московских заводов на кооперативных началах. Среди них – «Аремз», «Второй авторемонтный завод ВАРЗ», а также заводы местной и кооперативной промышленности «Искра», «Металлоконструкция», «Котлотопстрой» и другие предприятия городского управления авторемонтных заводов.
ЗИС-СМ-1 изготавливали на укороченном на 600 мм шасси довоенного московского грузовика. Металлическая платформа самосвала шарнирно крепилась на заднем конце надрамника. Спереди ее ограничивали от боковых смещений две направляющие планки, приваренные все к тому же надрамнику. Он же, в свою очередь, крепился к верхним полкам продольных балок рамы, с каждой стороны тремя болтами. Между ним и балками рамы автомобиля имелись деревянные прокладки.
Гидравлический двухцилиндровый подъемный механизм шарнирно подвешивался на подрамнике над балкой заднего моста. Его штоки через рычажную систему соединялись с основанием платформы. Привод гидронасоса осуществлялся двумя карданными валами от коробки отбора мощности, устанавливавшейся на верхнем люке коробки передач. Принцип действия гидроподъемника был аналогичен такому же узлу ярославского ЯС-3 и отличался только размерами и платформой, сваренной из листовой стали толщиной 3 мм. Задний борт мог откидываться вниз на нижних шарнирах и закрепляться в горизонтальном положении двумя цепями. На платформе можно было перевозить сыпучие и даже полужидкие грузы, однако на транспортировку крупного камня она не была рассчитана.
Самосвалы ЗИС-СМ-1 и их производные ЗИС-05 строились до 1956 г., а некоторые экземпляры и в середине шестидесятых еще находились в активной работе, но прогресс не стоял на месте.
К НОВЫМ УСПЕХАМ
Тогда же, в первые послевоенные годы, с 1946 по 1947 год, советская промышленность начинает выпуск новых грузовых автомобилей: ГАЗ-51, ЗИС-150, двухосного ЯАЗ-200 и трехосного ЯАЗ-210. На их основе в годы послевоенной сталинской пятилетки появляются пять новых самосвалов, и начинается их крупномасштабное производство. Также за производство самосвалов с 1947 г. берутся и предприятия Министерства автомобильной промышленности СССР.
Сначала Мытищинский машиностроительный завод осуществляет запуск производства ЗИС-05, аналогичного по конструкции самосвалам «Аремза», а с 1949 г. переходит на производство ЗИС-585 на базе ЗИС-150. В Кутаиси строится новый завод, главной продукцией которого становится самосвал КАЗ-585В с отвесными бортами. На шасси ГАЗ-51 появляется самосвал ГАЗ-93, к выпуску которого с 1948 г. приступает Одесский автосборочный завод. На Уральском автозаводе делают самосвал Урал-ЗИС-351, но из-за нехватки производственных площадей их выпускают очень мало.
Рост промышленного и гидротехнического строительства, освоение новых месторождений, их разработка «открытым» способом требуют все большего количества большегрузных самосвалов ЯАЗ-205 и ЯАЗ-210Е. А потому производство двухосного ЯАЗ-205 начинается в Минске под маркой МАЗ-205. Потом туда уходит выпуск всех двухосных ЯАЗов – и бортовых заднеприводных, и полноприводных. И довольно долго все полноразмерные грузовики делятся на «МАЗы» и «ЯАЗы», о чем свидетельствует фильм «Первая руда» – на изумление точный не только психологически, но и технически. Пройдет еще годик-другой с момента съемки, и ЯАЗы станут КрАЗами…
Но это – забег вперед. А пока… В 1950 г. Минский автозавод создает первый опытный образец внедорожного карьерного самосвала МАЗ-525 (см. «Автотрак» №3 за 2002 г.). Впечатляет! В 1947 г. – первый ярославский самосвал из Минска, а уже в 1950-м оттуда же – самостоятельная разработка!
ГИДРОПОДЪЕМ КУЗОВА
Недостатки механических самосвалов (трудность защиты механической передачи, ударные нагрузки при опускании платформы, а значит – недолговечность машины) заставляют конструкторов полностью перейти на гидравлические самосвальные механизмы. Но все же предвоенные советские самосвалы сильно повлияли на конструкцию новых машин. Так, подъемный механизм самосвала ЗИС-ММЗ-585 конструируется по аналогии с подъёмником ЯС-3, хотя и заметно отличается. Подъёмные механизмы самосвалов ГАЗ-93, ЗИС-351, ЯАЗ-210Е выполнены по схеме послевоенного первенца ЯАЗ-205.
Начнём с первенца. МАЗ-205 грузоподъёмностью 6 т, как уже говорилось, был сконструирован на базе ЯАЗ-200 в Ярославле и передан для производства в Белоруссию. От бортовой версии он отличался укороченной на 720 мм рамой и соответственно укороченным карданным валом. Передаточное отношение главной передачи увеличили для улучшения тяговых качеств в сложных дорожных условиях до 9,0. Поскольку в ту пору самосвальные автопоезда не использовали, а значит, работа с прицепом машине не грозила, автомобиль имел только один ресивер и тормозной кран ЗИС-150. Подъем платформы осуществлялся рычажным механизмом и горизонтально расположенным гидроцилиндром. Масляный насос подъемника был шестеренным и приводился от раздаточной коробки карданным валом.
Цилиндр подъемника делали из стальной цельнотянутой трубы, к нижней части которой приваривали стальную литую головку с кронштейном и ушком для соединения с осью, закрепленной в надрамнике. Внутри цилиндра помещался чугунный поршень со штоком. На поршне имелось три чугунных уплотнительных кольца. Система заполнялась веретенным маслом.
Аналогичную конструкцию и управление имели гидроподъёмники автомобилей ГАЗ-93 и Урал-ЗИС-351.
Самосвал ЯАЗ-210Е грузоподъёмностью 10 т был создан на базе трехосного автомобиля и имел подъёмный механизм, аналогичный МАЗ-205, правда, отличавшийся тем, что коробка отбора мощности крепилась сверху раздаточной коробки и приводилась в действие непосредственно от нее, гидроцилиндров было два, и действовали они параллельно.
СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ
К середине пятидесятых прошлого века отечественное автомобилестроение полностью оправилось от последствий войны и на повестку дня встал вопрос специализации. В первую очередь она затронула самосвалы. В 1958 г. новый Саранский завод автосамосвалов разработал и приступил к производству автосамосвалов ГАЗ-93Б и ГАЗ-93В на шасси ГАЗ-51Д, специально предназначенных для бестарной перевозки зерна и других сыпучих сельскохозяйственных грузов. Автомобили имели сварные прямоугольные металлические платформы увеличенной ёмкости с откидным задним бортом, снабженным резиновыми уплотнениями.
Кузова оснащались верхней съёмной складной деревянной крышкой, снабжённой для жёсткости металлическими планками, прикреплёнными болтами. Крышка состояла из двух половин, каждая из которых имела ручки для установки и складывания. ГАЗ-93В отличался повышенной грузоподъёмностью, формой, размерами кузова и областью использования.
Мытищинский машиностроительный завод на основе нового грузовика ЗИЛ-164 в 1959 г. также разработал и начал массовый выпуск сельскохозяйственного самосвала ЗИЛ-ММЗ-585М для бестарной транспортировки зерна, овощей и удобрений. Самосвал получил увеличенную металлическую платформу из листовой стали и профильного проката, она имела корытообразную форму. Боковые борта снабжались усиленной отбортовкой, перекрывавшей внизу часть днища. Задний борт отпирался и запирался вручную рычагом, расположенным на переднем борту слева, что позволяло водителю отпирать задний борт, не покидая подножки автомобиля. Это исключало загрязнение обуви при перевозке, например, навоза.
Кроме того, на базе всё того же ЗИЛ-ММЗ-585Л – такой буквенный индекс получили машины, строившиеся с 1959 г. на шасси ЗИЛ-164А на ММЗ – производили бетоновозы. Бетоновоз ММЗ-553 имел металлический сварной кузов с двойными стенками и днищем, кузов был снабжен верхней крышкой. Для его опрокидывания назад при разгрузке использовался гидромеханизм с двухсекционным распределителем и гидроцилиндром, при помощи которого открывалась и закрывалась верхняя крышка кузова. Управление подъёмом и опусканием кузова осуществлялось из кабины водителя при помощи трех рычагов, установленных справа от коробки передач. Загрузка производилась при полностью опущенном кузове и открытой верхней крышке, а разгрузка – при закрытой крышке обычным подъемом кузова.
Кутаисский автомобильный завод имени Г.К. Орджоникидзе с 1956 г. начал производство трехсторонних самосвалов КАЗ-600В, предназначенных для транспортировки сыпучих и полужидких строительных грузов. КАЗ-600В имел сцепное устройство для работы с самосвальными прицепами, металлическую сварную прямобортную платформу с откидными боковыми бортами, опирающуюся непосредственно на надрамник и соединенную с ними четырьмя шаровыми опорами. При подъеме платформы боковой борт, расположенный со стороны опрокидывания, мог поворачиваться на нижних шарнирах на угол в 90о. С левой стороны, между кабиной и платформой, предусматривалась ручка с тремя вырезами, определяющими расположение запорных тяг осей опрокидывания платформы. С 1961 г. Кутаисский автозавод начал серийное производство автосамосвалов КАЗ-600АВ – на базе нового ЗИЛ-164А.
В 1957 г. на Ярославском автозаводе были разработаны и построены несколько опытных образцов трехстороннего автосамосвала ЯАЗ-218 для строительных и карьерных работ с экскаваторами, имеющими объем ковша до 1,8 м3. ЯАЗ-218 оборудовался металлической сварной платформой, откидывающейся на две стороны, с автоматически закрывающимися боковыми бортами. Да и гидравлический подъемный механизм был другим. Однако развернуть серийное производство подобных самосвалов в Ярославле не удалось, так как производство тяжелых автомобилей в 1959 г.
было передано в Кременчуг, где на основе данных эксплуатации опытных ЯАЗ-218 в 1961 г. сконструировали трехсторонний КрАЗ-254, также, к сожалению, не увидевший производства.
***
За годы первых послевоенных пятилеток в СССР была создана мощная основа для крупносерийного выпуска современных автомобилей-самосвалов, использовавшихся во всех отраслях народного хозяйства. Директивы семилетнего плана предусматривали переход автозаводов страны на выпуск новых грузовых автомобилей – ГАЗ-53, ЗИЛ-130, МАЗ-500, КрАЗ-250, и создание на их базе разнообразных строительных и сельскохозяйственных самосвалов.