ПО ПУТИ В КРИЗИС
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Она с 2000 г. находилась на сравнительно высоком уровне. Прирост производства составлял 15–20% в год благодаря основным «монстрам» российского автопрома. И даже встречающиеся на пути препятствия производители преодолевали весьма успешно, можно было говорить об их конкурентоспособности.
«Пик продаж и спроса на технику у нас был в 2007 г. В этом плане 2006 г. можно назвать стандартным – количество покупок техники, выпускаемой заводом, – всё было уравновешено. С весны 2007 г. началось оживление на рынке техники, продажи резко «пошли вверх», покупательская способность сильно возросла. У заводов перестало хватать производственных мощностей, чтобы обеспечить рынок, который потреблял всю выпускаемую технику. В это время на российскую транспортную арену как раз начали выходить китайские производители. Столь высокий спрос продержался до весны–лета 2008 г., а затем стал ослабевать, и началось перепроизводство», – рассказывает Павел Назаренко, генеральный директор ООО «КамАвтоТорг» (ГК «Автосила», Москва).
Подъём производства в начале 2007 г. был связан с государственным финансированием в строительный бизнес. Курс доллара оставался стабилен, нефть очень хорошо продавалась, часть весомых доходов государства шла именно на строительство и перевозки.
По оценке аналитиков маркетингового агентства «Абарус», на заводе «КАМАЗ» было произведено 103 731 тыс. грузовых автомобилей (включая шасси), а на предприятии «ГАЗ» – 292 566 тыс. «Так, за первую половину 2008 г. на российском рынке было продано 31,5 тыс. среднетоннажных автомобилей и 76,8 тыс. тяжелых грузовиков. Но несмотря на это, 2007 г. не изменил тенденции предыдущих времён – роста спроса на грузовую технику. Предприятия едва успевали наращивать производственные мощности», – рассказывает Вера Никольская, директор по исследованиям маркетингового агентства «Абарус».
Основным конкурентом российской техники в последние годы были «гости из Китая». По качеству сопоставимые с российскими представителями коммерческого автотранспорта, они намного дешевле (причины общеизвестны: заимствованные технологии и чертежи, копирование дизайна западных машин). С сервисом и поставкой запчастей в Россию есть трудности, если, конечно, вышеперечисленная «роскошь» присутствует вообще. «О китайских машинах сложилось двоякое мнение. Приблизительно 50% компаний, перешедшие в 2007 г. на китайские машины, остались довольны их эксплуатацией. Остальные покупатели, как правило, предпочитают отечественную технику», – рассказывает Павел Назаренко, генеральный директор ООО «КамАвтоТорг» (ГК «Автосила», г. Москва). У представителей российского автопрома трудности с сервисом и поставками запчастей отсутствуют, однако коммерческим компаниям проще купить китайскую машину и после 2–3 лет эксплуатации заменить на более совершенную модель, не решая проблем с послепродажным обслуживанием.
«Низкой себестоимостью китайские производители завоевали 10% рынка, который оставался незаполненным. У них идет очень быстрая адаптация, то есть когда появляется что-то из новинок, они это быстро рассматривают и копируют. Пусть делают не так качественно, как отечественные производители, зато быстро ориентируются в ситуации, идут в ногу со временем», – говорит Кристина Иванова, начальник отдела маркетинга компании «АвтоКам» (Москва).
Однако не только китайские производители пользуются западными технологиями. В производстве коммерческого и пассажирского автотранспорта российские компании зачастую используют методики, заимствованные у европейских коллег. На заводах ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» установлено оборудование из Японии, Италии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Германии и др. Ликинский автобусный завод располагает линией антикоррозионной обработки и окраски кузовов «Джейко», состоящей из восьми ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных камер, 10 сушильных камер, что позволяет обеспечить срок службы кузова до 12 лет. Павловский автобусный завод также провел реструктуризацию своих производственных площадей. В 2008 г. сократили число ниток конвейеров до четырех, ввели в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман». «На заводах внедрена новая система «Бережливого производства», основанная на производственной системе компании Toyota. В основе ее лежит система управления производством, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с ориентацией на рынок и учетом мотивации каждого работника», – рассказывает Ольга Фефелова, менеджер по PR компании ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ».
ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ
В 2007 г. выпуск автобусов в России превысил 84 720 единиц, а в 2008-м – 69 399 штук. На протяжении 2008 г. наблюдалось интенсивное снижение производства. На 15 383 единицы его сократило ООО «Автомобильный завод «ГАЗ». Выпуск микроавтобусов в ОАО «УАЗ» упал на 7,8%.
В 2007 г. наибольшее количество автобусов было изготовлено в ноябре, отсутствие роста производства или даже снижение количества выпущенной техники наблюдались в мёртвые сезоны. Абсолютным лидером российского производства автобусов стало ООО «Автомобильный завод ГАЗ», которое за ноябрь 2007 г. выпустило 4102 единицы пасажирского транспорта. За ним следуют предприятия УАЗ и ПАЗ с количеством изготовленных автобусов 1957 и 1383 соответственно. В целом, если смотреть соотношение произведенной техники за январь 2008-го и предшествующий декабрь, заводы России увеличили выпуск в среднем на 40%. Вот она, сила государственной поддержки, свалившейся на перевозки и строительство в начале 2007 г.
По словам сотрудников ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ», основными причинами снижения емкости рынка РФ на 38% на конец 2008 г. стали сокращение объёмов федерального и регионального финансирования, направленного на обновление подвижного состава автобусного парка общего пользования, уменьшение объёма кредитно-лизинговых операций, а в IV квартале 2008 г. их полное прекращение в связи с ростом стоимости заёмных средств для основных потребителей.
Несмотря на довольно низкие суммарные темпы роста, в секторе производства автобусов наблюдаются перемены, говорящие о структурной перестройке самих предприятий и производимого ими модельного ряда.
Например, в 2007 г. на заводе «ЛАЗ» было создано три новинки: автобус InterLAZ-13,5 (А191), 10-метровый городской CityLAZ-10 (А152), сочлененный низкопольный CityLAZ-20 (А292). В 2008 г. компания ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» завершила формирование полной линейки автобусов и троллейбусов всех классов и назначений. На рынок были выведены следующие модели: городской автобус малого класса Real, низкопольный автобус среднего класса КАВЗ-4239, пригородный автобус особо большого класса ГОЛАЗ-6228.10, первый в России автобус большого класса ЛИАЗ-5292 с гибридным приводом, низкопольные троллейбусы ЛИАЗ-52802 и сочлененный на базе ЛИАЗ-6213.
Интересно, что, в отличие от коммерческого автотранспорта, в пассажирском наблюдается обратная тенденция замещения импортных автобусов на новые отечественные того же класса. Так, продажи импортных автобусов в России сократились в 2 раза по сравнению с 2007 г. Это связано с мерами государственной поддержки по защите отечественного рынка, отсутствием у китайских автобусов, пришедших на рынок РФ в последние годы, достойного послепродажного обслуживания, отсутствием доступности финансовых инструментов (кредитно-лизинговых операций), колебаниями курса валют на мировом финансовом рынке.
Основной тенденцией развития рынка в первом полугодии 2008 г. стало сохранение динамики спроса на полноприводные автомобили, вызванной увеличением объемов инвестиций и строительства традиционных потребителей этой продукции – предприятий ресурсодобывающих отраслей.
2007 ГОД
В 2007 г. представители российского автопрома работали под гордым знаменем положительного индекса производства. Лидером по выпуску техники оказалось ОАО «КАМАЗ», выпустившее на 52 тыс. машин больше, чем в предыдущем году. По статистике аналитического агентства «Росстатистика», самой востребованной моделью в 2007 г. оказался КАМАЗ-43255 – городской семитонник. Также среди мало- и среднетоннажных первые позиции традиционно держал ГАЗ. В 2007 г. им было выпущено 59 тыс. единиц. Из малотоннажников нужно отдельно сказать об ОАО «УАЗ»: производство завода выросло на 13,3%. Большегрузные автомобили также не отставали в увеличении производства: их КАМАЗ выпустил на 23,3% больше, а предприятие УРАЛ – на 58,8%. Завод УРАЛ повысил количество изготовленных машин с 65 до 712, то есть практически в 11 раз. Интересно, что в январе 2008 г. производство резко упало до 27 машин, что связано не только с мёртвым сезоном, но и с первыми «дуновениями» кризиса, который производители почувствовали раньше дилеров.
Что касается объёма продаж, то их количество в сегменте среднетоннажных грузовиков выросло более чем на треть в третьем и четвёртом кварталах 2007 г. по сравнению с первым и вторым кварталами. Производители, лидирующие в данном сегменте, – УАЗ, ЗИЛ и КАМАЗ.
2008 ГОД
Начало 2008 г. ознаменовалось постановлением о переходе коммерческого автотранспорта на двигатели Euro-3. Однако некоторым компаниям официально предоставляли отсрочку для полного перевода всей техники на более совершенные двигатели.
«КАМАЗ постепенно переходил на Euro-3, он получил одобрение на предоставление отсрочки до II квартала 2008 г., так что уже во втором-третьем квартале на российский рынок поступали автомобили с модернизированными двигателями, но именно камазовскими», – рассказывает Кристина Иванова.
Безусловно, цена коммерческого автотранспорта, выпущенного в 2008 г., поднялась не только из-за перехода в новый календарный год, но и из-за технических усовершенствований. «На технику с экологичностью Euro-3, в отличие от Euro-2, добавили электроники (диагностические блоки, датчики и т.п.); естественно, цена поднялась. А после официального ввода в России экологического стандарта Euro-3 у потребителя не осталось выбора», – делится Александр Виноградов, менеджер по продажам компании «МАЗ на Каширке» (Москва).
В первой половине 2008 г. продолжался активный рост производства всех сегментов коммерческого автотранспорта. Например, производство в сегменте крупнотоннажных грузовиков с января по июль 2008 г. увеличилось на 18%. Основной объем выпуска грузовых автомобилей исходя из итогов первого полугодия приходится на легкие коммерческие автомобили. Доля такого автотранспорта составила 61%. Но в целом процент производства автомобилей грузоподъёмностью от 3,5 до 8 т снизился и по итогам первого квартала составил 19,7% от производимого ранее объёма.
Лидером по выпуску коммерческого автотранспорта был автозавод ГАЗ (на декабрь 2008 г. объём изготовленных грузовиков составлял 2355 машин), уверенно держал вторую позицию УАЗ (2131 машина), а третью – ОАО «КАМАЗ» (1114 автомобилей).
Что касается объёмов производства автобусов, то уже с январе оно было не на высоте. Более того, если сравнить объёмы выпуска пассажирского автотранспорта в январе 2007-го и январе 2008-го, то станет ясно, что последний проигрывает в количестве первому приблизительно 30%. Но интересно, что в условиях предкризисного затишья в сегменте автобусов появился новый лидер – ОАО «УАЗ» (за декабрь 2008-го – 1448 машин), который опередил ГАЗ (с 1276 автобусами). Вялое начало года сменилось мертвым сезоном кризиса в октябре. Количество произведенных автобусов с января по декабрь снизилось приблизительно на 15%, а у некоторых небольших предприятий и вовсе сошло на нет.
Таким образом, развитие российского автопрома в 2007 и 2008 гг. можно назвать стремительным взлетом, переходящим в молниеносное падение. Если в 2007 г. спрос на коммерческий автотранспорт превышал предложение, вследствие чего российскому бизнесу перевозок понадобилась «китайская помощь», то к концу 2008-го продажи оказались на нуле, поскольку объёмы перевозок сократились более чем на половину, а дилеры, как и лизинговые компании, оказались перегруженными ненужной рынку техникой. Иными словами, российский автопром провалился из недопроизводства в перепроизводство, из подъема промышленности в мировой кризис. При этом качество выпускаемой продукции и сервиса не снизилось, резкого скачка цен не наблюдалось. Просто государство увеличило, а затем, в условиях кризиса, сократило финансовые потоки.
Удачи представителям российского автопрома в борьбе за выживание на «американских горках», создаваемых сильными мира сего!