МУЛЬТИСТОП
ИСТОРИЯ
В 1907 году 19-летний Джим Кейси, проживавший в американском городе Сиэтле, занял у своего друга 100 долларов. Казалось бы, какое отношение это событие может иметь к автомобилям? И правда, никакого. Кейси на взятые взаймы деньги основал курьерскую компанию American Messenger Company, в которой корреспонденцию доставляли местные мальчишки. Благодаря организаторским способностям Джима Кейси дела пошли в гору.
Через пять лет, в 1913 г., компания приобрела первый автомобиль. Это был чрезвычайно популярный в то время Ford T. Интересно, что с самого начала руководство фирмы понимало: для успешной работы необходим специальный автомобиль. За машину было уплачено $ 290 и ещё почти половину её стоимости – $ 135 отдали за переделку. Так стандартный Ford T превратился в грузовик для доставки почты.
С тех пор фирма Джима Кейси превратилась в крупнейшую компанию по доставке экспресс-грузов UPS (United Parcel Service). UPS обслуживает более 200 стран и территорий в мире, то есть почти все государства. В парке ее транспортных средств теперь не только автомобили, но и немало самолетов.
Что касается машин для доставки корреспонденции, то все они специально приспособлены для этой работы. В 2007 г. парк автомобилей и мотоциклов насчитывал 93 637 единиц (данных за 2008 г. на момент написания статьи ещё не было).
ЛЕГЕНДАРНЫЙ P36
Для доставки почтовых отправлений фирма использует как переоборудованные стандартные автомобили, так и специально изготовленные. В послевоенные годы много машин поставила американская кузовная фирма Grumman. Их делали на шасси Chevrolet. Фургон с запоминающейся внешностью можно увидеть в кинофильмах того времени. Сейчас грузовики для UPS делают Ford, General Motors, Iveco, Mercedes-Benz.
Но самую интересную машину изготавливала немецкая компания Spier Farzeugwerke. Эти фургоны собирали также немецкие компании Kaessbohrer и FGG. Модель Spier P36 – поистине культовый автомобиль. Машины, покрашенные в коричневый цвет и с узнаваемым внешним видом, стали визитной карточкой компании UPS. Эти фургоны можно увидеть и на улицах Москвы.
Автомобили Spier P36 были спроектированы специально для компании UPS. Индекс Р36 обозначает объем кузова в десятках кубических футов. Длина машины 4950 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2640 мм. Грузоподъёмность – 1120 кг.
Фургон принадлежит к так называемым «мультистопам» – развозным автомобилям, работающим с многочисленными остановками. Соответственно всё сделано для того, чтобы водитель без труда и быстро, что очень важно для курьерской доставки, входил и выходил из кабины. По фургону большинство людей могут перемещаться в полный рост. Впрочем, это общие черты всех мультистопов. Заметим, что в России слово «мультистоп» не прижилось. Наверное, потому, что таких автомобилей у нас не выпускают.
Spier P36 появился в 1981 г. Он был создан специально для узких улочек Старого Света. Американские, да и европейские, фургоны были недостаточно маневренными или недостаточно вместительными. Заказчику требовался не только маневренный, но и очень надёжный автомобиль, всегда готовый к выполнению задания. Он должен быстро заводиться после ночевки на улице и быть простым в обслуживании. Последнее предполагалось выполнять в ночное время, поскольку днем машина на линии.
Конструкцию фургона разработали инженеры немецкой кузовной фирмы Spier, кстати, имеющей богатую историю. Она была основана Генрихом Шпиром в 1872 г. и выпускала конные экипажи. Компания Spier существует и сейчас. Она изготавливает кузова-фургоны для грузовиков и прицепы. Легендарные Spier P36 больше не выпускают. Однако их до сих пор можно увидеть на улицах европейских городов.
УСТРОЙСТВО ФУРГОНА
Кузов автомобиля изготовлен из алюминиевых листов, соединенных с помощью заклёпок. Алюминиевый сплав не так быстро корродирует, как сталь, правда, его всё равно нужно защищать. Если, например, в сельской местности такой кузов может служить практически вечно, то в городах, где применяют противогололёдные реагенты, в алюминии, не покрытом эмалью, очень быстро появятся дыры. В данном случае фирма давала на кузов гарантию 25 лет. Изготовители утверждали, что он при необходимости легко ремонтируется. Действительно, сварочный аппарат здесь не потребуется. Хотя высверливать заклёпки и приклёпывать новый лист – тоже непростая процедура.
Автомобиль спроектирован так, чтобы силовой агрегат можно было легко демонтировать для ремонта или замены. Считается, что за время жизни кузова могут износиться пять-шесть силовых агрегатов. Автомобили оснащались двигателями и трансмиссиями с приводом на передние колёса от микроавтобусов Citroen C5 (в основном для Франции и Бельгии) и от FIAT Ducato (для большинства европейских стран). Моторы развивали 74 л.с. и разгоняли автомобиль до 130 км/ч. Двигатели имели взаимозаменяемые части. Это облегчало эксплуатацию. Радиатор увеличенного объема не позволял перегреваться при движении на малых скоростях в городских пробках, а также при частых остановках и пусках мотора. Облицовка капота была выполнена из стеклопластика и для удобства доступа к двигателю откидывалась почти на 180о. При необходимости её можно было легко заменить.
Большие окна и прямое, почти не дающее бликов ветровое стекло обеспечивали хорошую обзорность. Сдвижные двери позволяли выходить из машины даже в стесненных городских условиях. Да и водителю-курьеру проще проникнуть в машину с коробкой в руках, если дверь сдвижная, а не распашная. Между кабиной и грузовым отсеком тоже сдвижная дверь, что позволяет забирать посылки, не выходя из автомобиля. Экономится время, которое водитель потратил бы на обход машины и отпирание-запирание задней двери фургона.
Задние распашные двери имеют узкие створки, чтобы не занимать много места, но в то же время они открывают довольно широкий проём. Подножка и поручни помогают грузчику найти точку опоры. Рифлёный пол не даст поскользнуться в дождь и слякоть.
Водительское кресло, несмотря на некрасивую внешность, удобное. Водитель при посадке в машину ни за что не задевает, ему не нужно долго усаживаться. В кабине есть еще одно сиденье для сопровождающего, например для инструктора, который помогает новичкам. Поскольку обычно водитель-курьер работает в одиночку, дополнительное сиденье сделано складным. Таким образом освобождается место.
На приборной доске, по мнению разработчиков, нет ничего лишнего: спидометр, датчик топлива, амперметр и рация. Рычаг переключения передач расположен на рулевой колонке, чтобы не мешать передвижениям по кабине.
Интересная деталь: пластиковая крыша кузова частично пропускает свет, поэтому в фургоне днём можно прочитать накладную или адрес на посылке, не зажигая свет. И главное здесь заключается не в экономии электроэнергии, а в экономии времени.
Полки в грузовом отсеке предназначены для конвертов и пакетов. Большие коробки ставят на пол. Грузы укладывются в соответствии с маршрутом доставки.
Машины оборудованы автономными отопителями, работающими на дизельном топливе, которое поступает из бака. Производительность обогревателя такая, что зимой в кузове тепло даже при открытых дверях и заглушенном двигателе.
На каждой машине располагаются логотипы фирмы и номера телефонов, выполненные из прочной плёнки американской фирмы 3М. Она не отклеивается в мороз, жару и во время мойки автомобиля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно же, материальное положение наших перевозчиков не всегда позволяет приобрести удобный для перевозки и комфортабельный автомобиль. Однако усовершенствовать свою машину можно и самостоятельно. Если постоянно перевозятся грузы одного типа, то лучше сделать для них полки, различные фиксирующие приспособления, чтобы не подпирать доской, канистрой или другим лежащим «под рукой» предметом. Для мебели и крупногабаритных предметов можно сделать ремни для крепления к бортам. А пол нужно покрыть нескользящим материалом. Это не только облегчит погрузку, но и снизит вероятность травм.