ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БРОНЗА
Ещё совсем недавно у владельца грузовика, желающего в приемлемый срок поменять его на новый или более свежий подержанный, был только один выход: сдать автомобиль на комиссию (продажа по объявлению могла тянуться бесконечно долго). Получив значительно заниженную сумму, из которой, как правило, вычиталась плата за стоянку старой машины у продавца, её мойку и охрану, можно было начинать искать замену.
Как правило, даже после приобретения «нового» автомобиля запустить его в работу удаётся не сразу: нужно поставить на учёт, отремонтировать, пройти техосмотр. Все эти процедуры занимают немалое время и требуют значительных расходов. По-другому не получается. Ведь фирмы, занимающиеся покупкой-продажей подержанных автомобилей, живут за счёт «вилки» между продажей и покупкой и работать себе в убыток просто не могут. Бизнес есть бизнес…
Но есть бизнес и другого рода. Крупные производители, заинтересованные в реализации своей новой техники, охотно работают по схеме «трейд-ин». То есть принимают старый грузовик в зачёт нового. Разумеется, машины тщательно проверяются как с юридической, так и с технической точек зрения, устраняются выявленные неисправности. Только после этого бывшая в эксплуатации техника реализуется через специальные торговые сети.
Под торговой маркой TruckStore работают отделы продаж подержанных коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. Недавно такая площадка открылась и в нашей стране. О том, что такое работа с подержанной техникой по европейским стандартам, мы беседуем с руководителем подразделения продаж подержанных коммерческих автомобилей московского филиала ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» Йеруном Враймудом.
– Господин Враймуд, с какими марками автомобилей вы работаете?
С машинами европейской «большой семёрки», и Freightliner. На американские тягачи есть большой спрос со стороны транспортников, выполняющих рейсы в восточную часть страны. Машины же европейских производителей пользуются популярностью при эксплуатации на западе России, а также у перевозчиков, выполняющих рейсы в Европу.
– При выборе подержанного грузовика обычно принято руководствоваться его маркой и годом выпуска. Но, наверное, и сами условия эксплуатации техники в разных странах сильно отличаются?
Да, конечно. Если грузовик прибыл из Америки, очень многое зависит от того, где он работал. Есть фирмы, где на машине может работать любой водитель, есть и такие, где один-два. Соответственно в первом случае пробег будет больше. Вообще, Америка – страна с большими расстояниями, хорошо налаженными грузовыми операциями (тягачи, как правило, работают со сменными полуприцепами) и отсутствием тахографов. Поэтому неудивительно, что годовой пробег тягача в Америке больше, чем в Европе, на 10–15%. Да и в разных странах нашего континента условия работы машин сильно отличаются. Например, во Франции на одном грузовике могут ездить несколько водителей, в Германии – обычно один. Поэтому у машин из Германии состояние, как правило, лучше.
– А может ли владелец, эксплуатирующий грузовик в России, сдать вам свою машину и приобрести что-нибудь посвежее?
Как раз в том, чтобы шаг за шагом помочь перевозчику приобрести новый «Мерседес», мы и видим свою основную задачу. Поэтому, конечно, мы готовы принять в зачёт цены приобретаемого подержанного автомобиля ту машину, на которой наш клиент работает сейчас. Но это ещё не всё. После того как машина, приобретённая у нас, пройдёт определённый пробег, мы готовы выкупить её по цене, которую согласуем с клиентом ещё при её покупке. Пока, правда, эта система работает только в отношении новых автомобилей.
– То есть я могу сдать вам подержанную машину, вы вычтете её цену из стоимости новой и сразу скажете, по какой цене выкупите её у меня, когда пробег приблизится, скажем, к 600 тысячам?
Именно так. Ещё мы можем условиться об обратном выкупе после прохождения какого-то времени. Например, через 3 года.
– Очень часто подержанные машины на российском рынке требуют значительных затрат времени и средств для подготовки к Государственному техосмотру. В каком состоянии находятся машины, предлагаемые TruckStore?
Все автомобили, которые предлагаются нашим клиентам, вымыты и технически исправны. Помимо этого, они разделены на три категории качества: Золото, Серебро и Бронза – исходя из наших стандартов.
Золото: технически проверенный автомобиль не старше четырех лет, с глубиной протектора не менее 6 мм и безупречным внешним видом. Все необходимые подготовительные работы выполнены, и автомобиль готов к прохождению технического осмотра.
Серебро: автомобиль не старше шести лет, безопасный в эксплуатации, с хорошим внешним видом и глубиной протектора не менее 3 мм.
Бронза: технически проверенный и безопасный автомобиль.
– Допустим, я нашёл удовлетворяющий меня по техническим характеристикам и комплектации автомобиль, но вот беда: он находится в «серебряной» категории. Я водитель-частник, машина стоит на улице, ремонтировать её мне некогда, да и негде. Могу ли я рассчитывать на подготовку к техосмотру у вас?
Вообще-то, автомобили «серебряной» категории обычно проходят Государственный технический осмотр с первого раза. Но в обозримом будущем такому автомобилю может потребоваться замена резины, возможно, какие-то косметические операции. Работы по подготовке к техосмотру могут потребоваться только «бронзовым» автомобилям. И мы готовы их провести. В TruckStore есть для этого всё необходимое.
Многие наши клиенты, располагающие развитой ремонтной базой, предпочитают проводить такие работы самостоятельно. Мы всегда идём им навстречу и обеспечиваем необходимыми деталями и литературой.
– У вас на площадке в основном седельные тягачи. Но нашему рынку требуется немало развозных и среднетоннажных автомобилей. Насколько развито это направление?
Очень большой популярностью пользуются автомобили семейства Sprinter, полной массой от 3,5 до 5 т. Также мы можем предложить и развозные автомобили семейства Vito. Найти можно любую машину, наиболее полно подходящую пожеланиям клиента.
– Даже Unimog?
Unimog в Германии обычно используют дорожные службы. Они имеют не очень большие пробеги и служат долго. Если такой автомобиль попадает на вторичный рынок, он имеет дополнительное оборудование, сильно увеличивающее его стоимость.
– Вы можете рассказать вкратце, как работа с подержанной техникой организована в Европе? Есть ли там продажа техники по частным объявлениям? Вообще, в чем отличия от российской практики?
Прежде всего хочу сказать, что машину с учёта в Европе снимать, конечно, нужно. Это обязанность продавца. Такого явления, как «продажа по генеральной доверенности», нет. Зато техосмотр продолжает оставаться действительным и у нового владельца. Он «привязан» к машине, а не к её хозяину. Что же касается купли-продажи по объявлениям, то у нас принято продавать-покупать бывшие в употреблении машины через специальные площадки. Машины, которые поступают на них, проходят проверку как с юридической, так и с технической точек зрения. После этого любой потенциальный покупатель может ознакомиться (ознакомиться с машинами? Такой вариант допустим?) с ними лично либо через Интернет.
– Чем отличается оформление купли-продажи в России и странах ЕС?
Там всё немного по-другому. Есть типовые правила купли-продажи. Покупатель выбирает машину на сайте, заполняет заявку, в которой помимо прочего указано, что сделка происходит в соответствии с ними. Отправленная заявка с подписью покупателя означает согласие с условиями приобретения. После получения денег клиенту выдаётся документ, который у вас называется ПТС, где он записан в качестве владельца, и, разумеется, ключи. Можно регистрировать машину.
– Каким образом проводится в Европе проверка поступающей на вторичный рынок техники на угон?
Я не знаю методов работы правоохранительных органов Европейского союза, но могу рассказать про то, как организована эта работа в TruckStore. Нам, конечно, легче. Поскольку мы работаем в основном с Mercedes-Benz, то знаем как историю, так и владельцев каждого проданного в России автомобиля. Когда этот клиент приходит к нам снова, мы встречаем его как старого знакомого. Так же и с маркой Freightliner. Ведь она принадлежит концерну Daimler.
И заказывая технику в Америке, мы также заранее знаем, что это за машина, кому она была продана, в каких условиях эксплуатировалась, когда и по какой причине ремонтировалась. Если к нам пришёл незнакомый человек, желающий продать произведённый концерном Daimler автомобиль, мы смотрим базу данных концерна, связываемся с предыдущими владельцами и всё уточняем. Проверять мы можем и автомобили других марок.
– Сейчас на нашем рынке появилось немало кредитных машин «с долгами», что не афишируется продавцами. Проводится ли здесь какая-то проверка?
Ответ будет тот же самый. Конечно, автомобили семейств Sprinter и Vito можно приобрести и в кредит. Но мы-то знаем, по какой схеме оплачивалась каждая машина, и, конечно, проверяем её «кредитную историю».
– У вас небольшая, но оборудованная всем необходимым ремонтная зона. Проводите ли вы здесь техническое обслуживание автомобилей клиентов?
Нет, только предпродажную подготовку. Сейчас на нашей площадке более 90 автомобилей. И каждая машина должна быть всегда на ходу. Это значит, что хотя бы раз в месяц её нужно завести, перегнать в ремонтный бокс, подкачать колёса, зарядить аккумуляторы. Помыть, наконец. С вашей кольцевой автомобильной дороги постоянно летит какой-то серый порошок. Мне непонятно его происхождение...