«ШИШИГА» С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Несомненное преимущество этого автомобиля – цена. Ведь зарубежные аналоги таких грузовиков представляют собой, как правило, сверхсложные и сверхдорогие конструкции. А ГАЗ-3308 с дизелем можно приобрести за 600 тыс. руб., а с бензиновым мотором всего за 570.
Завод, наконец, вынес на верх крыльев злосчастные повторители поворотов, часто страдавшие. Больше ничего снаружи заметить не успеваю. Шутка ли, у меня в руках ключи от новой машины. Эх, прокачусь! Только сначала надо разобраться: какой ключ откуда.
– Ты зачем мне ключи от «Жигулей» отдал? – спрашиваю продавца.
– Это все от «газона». Те, что попроще, от кабины, а с надписью «Лада» – от зажигания.
Докатились! Раньше, помнится, везде стоял гордый логотип «ГАЗ». Ну да ладно, на максимальную скорость это не влияет. Поворачиваю ключ, вытаскиваю «подсос», и из-под капота раздается хорошо знакомый звук мотора ЗМЗ-513. Впрочем, он уже не «513», а «5231», в общем, такой же мотор, но с увеличенным рабочим объемом и электронным блоком управления. Последний – крайне необходимая вещь на бездорожье. Вообще, мне непонятно стремление конструкторов пичкать машины электроникой, когда они могут прекрасно работать и без нее. Ладно бы новые…
Слегка прогреваю двигатель, включаю задний ход, трогаюсь, работая педалями примерно так же, как на ГАЗ-3307, и позорно глохну. Все понятно: диаметр ведущих колес здесь больше, вот и трудновато моторчику. Кстати, передач теперь в «газоне» пять. Переключаются они легко, хода не очень большие, но часто я попадал вместо второй в четвертую, или в задний ход. Тормоза машины тоже изменились. Если раньше они были с гидроваккумным усилителем, то теперь – пневмогидравлические. Особых гадостей за ними не замечено: у педали хорошее следящее действие, есть возможность плавно регулировать тормозное усилие, да и «на юз» в случае необходимости они берут. Кстати, «ручник» здесь задействуется рычагом, а тормозной механизм стоит по старинке – после коробки передач, в то время как на дорожных «газонах» тросовый привод от «костыля» в кабине идет на задние колеса.
Руль тоже несколько необычный. Он меньше по диаметру обычного «газоновского» и снабжен усилителем. Похоже, с гидроусилителями продукции «ГАЗ» хронически не везет. В маленьких машинках типа «Соболя» руль слишком легкий, а в нашем «подопытном» крутить его несколько затруднительно. Требуемые усилия лишь немногим меньше, чем на машине без усилителя. А ведь машина предназначена для бездорожья, и упражнение «выезд из колеи» водителям этого агрегата придется выполнять регулярно. Да и как удержать на дороге такую машину с пропоротым передним колесом, лучше не думать.
Но если думать обо всех возможных неприятностях, то лучше вообще не ездить. А я еду на перепаханную тракторами свалку мусора. Болотистые колеи, обломки железобетонных плит, двухметровые бугры – самое подходящее место, чтобы испытать проходимость газовского внедорожника. Увы, из этой затеи ничего не получилось. Хорошо, я попытался включить «пониженную» и передний мост заранее, перед тем как залезть в грязюку. Сколько я их не дергал, заветные рычаги оставались на своих местах. Может, здесь сперва надо включить «передок», а только потом раздатку? Пробовал и так. Бесполезно. Рычаги не сдвинулись с места ни на миллиметр, ни во время остановки машины, ни при медленном движении.
Такая фишка у меня была один раз на УАЗ-469. Самое интересное, хотя с «уазиком» ничего не делали, передний мост и «пониженная» стали со временем включаться. Но, наверное, электропневматический привод включения всех этих прибамбасов на ЗИЛ-131 действительно лучше. В качестве утешения я поездил по разбросанным железнодорожным шпалам и железобетонным плитам. «Газон» с большими колесами преодолевает их без особого труда даже при отключенном передке, в то время как дорожные автомобили переехать через такое препятствие не могут и толкают несчастную шпалу или плиту передними колесами, пока она во что-нибудь ни упрется. Вот с такими впечатлениями от езды на новой машине я отправился на «техосмотр».
Первое, что бросается в глаза, – обилие всевозможных «соплей». Тонкие, ничем не защищенные проводки идут от датчиков топлива в обоих баках, между будкой и кабиной с правой стороны машины также вьются электрические провода и подозрительно хлипкие прозрачные солярочные трубки автономного отопителя. Здесь же проходит трубка (тоже прозрачная) для выравнивания давления в топливных баках. Раньше, помнится, она заходила под капот, а сейчас почему-то кончается под кабиной. Под кабиной же находятся воздушные баллоны. Я хотел задобрить машину, слив с воздушной системы конденсат, но увидел, что резьба в кранике закручена едва ли на треть. Его и касаться страшно. Вылетит, и как отдавать машину?
Умиление вызывает и «защита» двигателя. Полумиллиметровый лист железа, подогнанный вручную, и кусок теплоизоляции на нем по замыслу конструкторов должны надежно защищать двигатель от взрывов противотанковых мин. Запасное колесо крепится в заднем свесе под рамой, что само по себе неудобно в плане его снятия-подъема, да и геометрическую проходимость машины ограничивает. Капот открывать-закрывать неудобно, ступеньки под передним бампером не предусмотрено, ну и так далее…
Что имеем в итоге? ГАЗ-3308 – улучшенный и более комфортабельный вариант прославленного «шестьдесят шестого». За избавление от необходимости искать за спиной рычаг переключения передач надо сказать большое спасибо. Те же, кто говорят про слабую раму «Садко» – так еще называется ГАЗ-3308, пусть хоть раз в груженом состоянии заедут на весы. Наверняка они узнают много интересного. К сожалению, у машины много «косяков» как производственного, так и конструкторского характера. Но все они достаточно легко устранимы в гаражных условиях. А почему же мы так редко встречаем эти прекрасные автомобили?