ХОРОШО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ!
Его биография обычна для человека, связавшего свою жизнь с автомобилями и стремящегося чего-то достичь в ней. Права получил в 1993 г., учился за свои деньги. Как и большинство водителей, начинал работать не на автотранспортном предприятии, а в НИИ, на «пятьдесят втором газоне», занятом на хозработах. После открытия категории «Е» возил контейнеры по Москве на МАЗе 25-го комбината. Далее «этапы большого пути»: работа на «межгороде» на стареньком Mercedes 1838, заграничные рейсы на «девяностом» MAN.
Довелось работать и на фирме, занимающейся исключительно международными перевозками. Польша, Германия, Финляндия, Швеция и еще многие страны для Александра – это не просто названия на карте, а воспоминания о тысячах пройденных по их дорогам километров. Интересная работа – это, конечно, прекрасно, но деньги тоже немало значат в нашей жизни. Зачем их отдавать дяде? Да и сутками стоять на границах надоело.
Конечно, Александр решил стать «частником», казалось бы, в самый неподходящий момент, но пока ни о чем не жалеет. Как принято сегодня говорить, «объектом инвестиций» стал тягач Volvo VN. Выбирая машину, Александр объездил все стоянки Москвы и области. Не подходили передаточные числа мостов, тип трансмиссии (Александр хотел машину с «автоматом»). Нужный тягач нашелся в Питере. Четырехлетний Volvo с двигателем Cummins, пришедший из Канады, был оснащен «автоматом», быстроходными мостами и рядом прочих «наворотов» типа дополнительной теплоизоляции спального отсека. Слабый запах горелого, доносящийся из-под машины Александр конечно уловил, но оптимистично подумал про закисшие тормозные колодки.
Первые десять тысяч километров машина работала как часы, только быстро гас «дневной» свет в «спальнике» при стоянке с неработающим двигателем. Вообще, такие лампочки, питающиеся переменным током через преобразователь, очень чувствительны к падению напряжения, да и все признаки говорили об утечке тока. После двух часов стоянки специальное реле полностью обесточивало машину, сохраняя в аккумуляторах энергию для пуска. Найти утечку в принципе несложно. Нужно отключить все потребители, а «общий плюс» с батареи подключить через амперметр. Далее, действовать по обстановке. В большинстве случаев виноват генератор, точнее, его обмотка возбуждения, хотя, конечно, варианты есть всегда…
Приятная, чистая и творческая работа, но поупражняться в электротехнике не пришлось. Перед разгрузкой в Москве сцепления не стало.
Эвакуатор, корзина с диском, «купи то, купи это», счет за работу…
Приобрести пришлось установочный комплект подшипника первичного вала, а заодно 4 новых аккумулятора, удлиненный воздушный шланг (дюймовый, конечно, наружным диаметром 7 миллиметров), идущий к сдвижному седельно-сцепному устройству, ну и фирменный «дюймовый» инструмент. Делать машину так делать! Все? Как бы не так!
«У вас турбонаддув не работает», – ошарашили счастливого владельца на сервисе, когда пришла пора забирать машину. Обломался шток пневмоцилиндра, управляющего заслонкой турбины. Надо менять. Сколько стоит? Ерунда, 30 тыс. за новый, «бэушный» – 18 тыс. Слава богу, хоть рублей… Стремясь побыстрее уехать работать, Александр купил на разборке необходимую запчасть. «Только мы тебе цилиндр сейчас менять не будем, поздно уже, – сказали слесари. – Вставим под заслонку деревяшку, доедешь до стоянки, сделаешь».
Стоянка… Как у большинства водителей-частников, это просто место на обочине дороги. Едущие мимо машины щедро поливают бывший совсем недавно золотистым Volvo соленой жижей. Хорошо, хоть турбина справа. Начал разбираться. Действительно, оборван шток пневмоцилиндра, прикрывающего заслонку наддувочного воздуха при слишком большом давлении, развиваемом турбиной. Но, во-первых, пневмоцилиндр и обломанная часть штока не то чтобы очень легко, но снимаются. Во-вторых, заварить и поставить на место старый шток было можно: он стальной. Вот так и разводят нашего брата.
«Со мной такого не случится!» – скажут большинство водителей и будут не правы. Я тоже так думал, пока не вспомнил, что однажды, вместо того чтобы перебрать замкнутое на корпус и дающее непрерывную утечку тока втягивающее реле, стремясь выехать в срок, купил новый аккумулятор, стартер, клеммы и косички, идущие на «массу». В результате поездка все равно не состоялась, и день пришлось провести на стоянке, чтобы разобраться с причиной и понять: дел-то было на три копейки… Так что торопиться и идти на поводу у ремонтников в смысле немедленной покупки запчастей не стоит. Всегда нужно сопоставить мнения и убедиться во всем самому.
– Ну теперь-то все? – спросил я Александра, когда ремонт был закончен.
– Да, почти. Сейчас поеду, ксеноновые лампочки куплю, а то родные фары у всех «американцев» плохо светят.
Мелочи? Но пока машина стоит, а не работает, из таких «мелочей» складываются весьма внушительные суммы. Но об этом лучше не думать, как лучше не думать и о том, что стоит в нашей стране купить грузовик, как начнутся поборы со стороны ремонтников, «гаишников», сторожей автостоянок, продавцов запчастей и т.д., и т.п. А будет ли груз и работа – неизвестно.
– Не боишься? – спрашиваю Сашу.
– Нет, у меня с диспетчерами очень хорошие отношения, загрузка будет.
С этими словами Александр вскочил в ожидающую его машину и поехал за очередными покупками для своего VOLVO. Хорошо быть оптимистом!