РАССКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ КОМАНДЫ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ
В этом году трасса соревнований была абсолютно не такая, как в предыдущих гонках. Это и хорошо, и плохо. С точки зрения географии новая трасса весьма интересна для участников соревнований: совершенно другие пески и дороги, даже пыли намного больше. Но попадались весьма и весьма неспортивные участки. Конечно, сейчас, с высоты победителей, можно говорить, что всё было идеально. Но лучше рассказать, как было на самом деле.
Я хочу поблагодарить всех представителей средств массовой информации за помощь и поддержку, которую они оказали во время этой гонки. Освещение «Дакара-2009» в нашей стране было намного лучше, чем раньше.
При этом работа представителей прессы в Южной Америке была организована сумбурно. Перевозка журналистов выполнялась то самолётом, то автобусом. Пресс-палатки рано закрывались и поздно открывались. Не было хорошего доступа в Интернет, не было слежения за тем, что происходит на трассе. Порой поздно выдавались результаты. Иногда бывала путаница в результатах. Замечу, что эти данные нужны не только представителям прессы, но и участникам соревнований.
Мы выходили из положения благодаря постоянной связи с нашим бюро, которое находилось на КАМАЗе. В Татарстане наши коллеги практически в круглосуточном режиме собирали всю информацию и передавали нам, пользуясь сотовыми телефонами и SMS. Были команды, которые результаты получали поздно вечером и очень им удивлялись.
Другой недостаток – непривычно частые для «Дакара» сокращения скоростных участков, и был даже случай отмены спецучастка. Это тоже не здорово. Правда, на этот раз так удачно сложилось, что даже было нам на руку. Но команды приехали соревноваться, а короткий «Дакар» – это уже не «Дакар». Любое сокращение психологически влияет на людей. Даже у того, кому это выгодно, на душе остаётся нехороший осадок.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что всё было плохо. Было много хорошего. Ну, например, трудно удержаться от того, чтобы не похвалить местную кухню. Когда нас кормили местные, то было просто здорово! В Аргентине очень много коров, поэтому много мяса. Вся пища очень вкусная. А когда питание обеспечивали устроители соревнований, то еда была французская. Мы к ней не приучены. Но, предвидя ситуацию, мы сделали запасы всего необходимого, в общем, с этим было хорошо.
О ТЕХНИКЕ
Что касается техники, то мы сами её создаём. Не могу сказать, что она лучшая, но она находится на очень хорошем уровне. Наши соперники обладают не менее достойной техникой. Отчасти она превосходит нашу, но конгломерат хорошей техники и опытных людей позволяет нам лидировать в этих соревнованиях.
На этот раз у нас были новые амортизаторы. Это очень интересные изделия. Они позволили нам поднять плавность хода и увеличить надёжность. Конечно, когда амортизаторы проходили испытания, наши инженеры внесли свои изменения в их конструкцию. Что касается рессор, то это отечественные рессоры, которые начал выпускать Чусовской завод. Мы провели их испытания, хотя и не очень длительные, поскольку времени было не так много. Мы довольны тем, что в России стали выпускать подобную продукцию.
Конструкция наших грузовиков хорошая, но мы немного отстаём в плане веса. Например, двигатель хороший, надёжный, но тяжёлый – у него лишние 300 кг. Он весит больше, чем двигатели конкурентов. Сейчас все дизели управляются электроникой, а наш – нет. С одной стороны, это хорошо, поскольку нечему ломаться. А с другой стороны, приходится возить с собой много топлива, так как двигатель не экономичен.
Каждый «Дакар» отличается от другого. Бывает, когда всё ясно с самого начала. Бывает, как в этот раз, ничего не ясно до самого финиша. Трассы совершенно разные. Организаторы не хотят делать трассу легче, чем в прошлом году, они всегда поднимают планку. Поэтому нужно совершенствовать автомобили. Мы занимаемся этим вместе с конструкторами.
О ПРИРОДЕ И НАСЕЛЕНИИ
В Аргентине очень дружелюбное население. В первый день в Буэнос-Айресе на улицах было полмиллиона человек – все вышли посмотреть. И подобный интерес сохранялся на протяжении всей гонки, до самого финиша. Люди, невзирая на солнце, а температура доходила до 45оС, невзирая на пыль, которую поднимали автомобили на трассе, стояли с утра до позднего вечера, причем с детьми. Честно говоря, когда мы были в Китае, мы видели огромное количество встречающих нас людей. Но мы редко видели улыбки на их лицах. А вот здесь… Это врезалось в память…
Раньше мы проезжали по гигантским просторам. Была возможность развернуться, обогнать, как-то варьировать трассу. Здесь мы были слегка зажаты. Где-то приходилось двигаться среди частных владений по коридору между заборами. Где-то были узкие дороги в горах, причем грузовики еле вписывались между скалой и пропастью. Ну и жуткая, сумасшедшая пыль. Если бы мы не видели Африки, то нам бы, наверное, понравилось в Америке.
По мнению организаторов, «Дакар» – это не географическое понятие. Соревнования могут быть в любой точке планеты, поскольку «Дакар» превратился в символ. Это действительно так. Но хотелось бы, чтобы трасса больше была похожа на прежнюю. Кстати, организаторы намерены в будущем расширить географию гонки. Ещё одна неприятность – высокогорья. Было очень тяжело. Честно говоря, я и ребята впервые столкнулись с высокогорными условиями. Мы побывали на трёх перевалах, причем технички шли в одном месте, боевые машины в другом.
Максимальная высота, которую пришлось преодолеть, – 4800 м. Это было на границе Аргентины и Чили. Не хватало воздуха. Были очень сильные головные боли, красные, непонятные круги в глазах. И если делаешь какую-то работу, ну например, поднимаешь камень с земли, сразу возникает одышка, мышцы становятся ватными. Оказалось, что нам нужно не просто перевалить через вершину и дальше опускаться, а много километров ехать по прямой. Дело в том, что это плато. Моторы на высоте начинали сильно дымить. Интересно, что там даже снег был, при жаре под тридцать. И град сильнейший пошёл. Необычно так. Казалось бы, несовместимые вещи.
О ГОНКЕ
Когда разбился грузовик Томичека, то первый, кто ехал по трассе за ним, был экипаж Фирдауса Кабирова. Он остановился и оказал необходимую помощь. А помощь была нужна. Хотя чех серьёзно не пострадал, но был зажат в кабине грузовика и самостоятельно выбраться не мог. Фирдаус поступил очень достойно. Он отправил на трассу следующего за ним Володю Чагина, сказав: «Ты езжай на результат, а я справлюсь один». Два года назад, когда перевернулся грузовик Володи, первый, кто проехал мимо, был Томичек. Интересно, что через два часа на сайте команды Де Ройя появилась информация о том, что, если кто-то попал в аварию, команда КАМАЗа не помогает. Правда, через три дня эту информацию сняли.
Была попытка Де Ройя остановить гонку, перед этим он заблудился и потерял время. Но благодаря настойчивости Фирдауса и моего вмешательства всё завершилось благополучно. Вот это был неприятный момент. Но в целом отношения между командами в категории Т4 остаются хорошими, дружескими.
Во время гонки три экипажа – два наших и голландца Де Ройя, ехали практически одинаково. Условия были равные, каждый попадал в различные ситуации. Например, у Де Ройя была проблема – он заблудился. У Володи Чагина два колеса взорвались из-за температуры. Фирдаус же преодолел все эти препятствия достаточно грамотно, мудро поступая в различных ситуациях. В результате у него оказалось лучшее время. И вот в последний день, когда разница была не очень большой, он смог держать автомобиль в нужном темпе, таким образом, достойно завершив соревнования и заняв вполне заслуженное первое место.