НАРОДНЫЕ ГОНКИ
Распространено мнение: грузовой автоспорт – удовольствие дорогое. Даже посетить один из этапов чемпионата Европы по трак-рейсингу в качестве зрителя стоит немалых денег. А мечтать о том, чтобы поучаствовать в качестве гонщика, вообще бесполезно. Это – удел избранных. Об организации таких гонок в России можно даже не говорить, постройка трассы обойдётся не в одно состояние. Но вот уже несколько десятков лет в нашей стране проводятся соревнования, которые без всякой натяжки можно назвать народными. Это автокросс. Посмотреть гонку обычно можно бесплатно, а при большом желании даже можно стать участником.
С шестидесятых годов и до наших дней эти соревнования почти не изменились. Даже автомобили-участники пришли из той эпохи. Если машины ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и УАЗ-469 все еще весьма распространены, то грузовики класса ГАЗ-51, -52, также участвующие в таких соревнованиях, без пяти минут музейные экспонаты. Конечно, в их конструкцию внесены серьёзные изменения, направленные на улучшение характеристик и обеспечение безопасности. Но изменения эти действительно являются изменениями, а не постройкой новой машины, что выгодно в смысле доступности отличает кроссовые грузовики от раллийных «камазов» или тягачей, участвующих в европейском кубке.
Например, гоночный грузовик и его двигатель обязательно должны быть серийными. Дорабатывать бензиновый мотор (а других мы и не видим на соревнованиях) можно, но в пределах максимального ремонтного рабочего объёма и без применения наддува. Система питания должна оставаться прежней. Можно, конечно, копаться с карбюратором, но нельзя использовать нестандартные модели и увеличивать их число. К сцеплению требования либеральны: можно использовать любой материал дисков. С коробкой передач разрешено делать всё, что угодно, но её корпус должен остаться прежним. Примерно такая же история и с мостами. Разумеется, грузовик должен оставаться грузовиком и обязательно иметь кузов.
Требования к светотехнике кроссовых автомобилей минимальные: недолго живущие в условиях контактной борьбы фары и поворотники можно убрать и заделать место их установки железными листами. А вот наличие стоп- и звукового сигналов обязательно. Обычно изменениям подвергается подвеска. Разрешено устанавливать дополнительные амортизаторы в количестве не более двух на колесо и работать с рессорами, используя стандартные, применяющиеся именно на этой модели листы. Кстати, современным машинам путь на трассу заказан: использование АБС пока запрещено.
Что же касается классификации, то все грузовики – это Т-4: ГАЗ-51, -52 относят к Т-4/1, «пятьдесят третьи» – к Т-4/2, ну а «зилы» – это Т-4/3.
Кроме машин для гонок нужна трасса. Здесь особых проблем тоже не возникает. Сгодится практически любой карьер, лучше недействующий. Ухабистые грунтовые дороги с перепадом высот в полтора десятка метров и частыми поворотами на 90–180о – самое лучшее место для того, чтобы техника, разработанная в СССР, показала всё, на что она способна. Требуется разметить и спланировать трассу так, чтобы обеспечить её видимость и безопасность для зрителей и участников, пригласить милицию, пожарных и «скорую помощь».
Конечно, для подготовки к участию в соревнованиях даже таких простых машин от участников требуются немалые вложения. Про то, что кроссовые грузовики существенно отличаются от серийных, вы уже знаете. Транспортные расходы, шлемы и костюмы, комплекты «боевой» резины, устранение полученных в ходе борьбы повреждений тоже стоят немалых денег. Но деньги это реальные, и расходы на содержание кроссовых команд вполне способны нести большинство серьёзных автотранспортных предприятий.
Да и энтузиазм участников нельзя сбрасывать со счетов. Ведь заставить водителей и механиков переделывать серийные машины, разъезжать с ними по всей стране в отрыве от ремонтной базы, в сжатые сроки ремонтировать повреждённую технику каким-то приказом невозможно. Здесь требуется большое желание. У людей, занимающихся автокроссом, оно есть, а автомобильный спорт давно стал смыслом их жизни. Конечно, никаких многомиллионных контрактов для пилотов грузового кросса не предусмотрено. Может, это и хорошо. Гонщики здесь едут не за деньгами, а за победой. Зрители отвечают им такой же бескорыстной любовью. Несмотря на почти полное игнорирование таких соревнований СМИ, количество зрителей измеряется десятками тысяч.
Как и в более именитых соревнованиях, в грузовом кроссе есть свои фавориты. Уже много лет основная борьба ведётся между командой Главного автобронетанкового управления МО РФ и заводскими гонщиками «ЗИЛа». Несмотря на наличие лидеров, интрига сохраняется до самого конца. Трасса узкая, со множеством коварных мест и ловушек. Обгон крайне затруднён, а вот сойти с трассы, вылетев за её пределы, легче легкого.
С другой стороны, относительная доступность участия в кроссе способствует появлению новых команд, многие из которых показывают неплохие результаты.
Конечно, соревнования грузовых автомобилей самые зрелищные и увлекательные, но это ещё не всё. В кроссе помимо грузовиков могут участвовать «УАЗы», багги и обычные легковушки, что тоже небезынтересно. После гонок следует церемония награждения, посмотреть вблизи на которую могут все желающие.
На некоторых гонках, например на прошедшем в деревне Бужарово, неподалёку от подмосковной Истры, автокроссе на призы министра транспорта Московской области, после окончания заездов можно даже посетить закрытый парк и посмотреть на сборы спортсменов и погрузку техники!
Но если есть выбор, интереснее ходить на соревнования, проводимые Российской автомобильной федерацией. Ведь на «неофициальные» гонки, победы на которых не засчитываются в Кубке России, многие спортсмены не приезжают. Впрочем, выбора у нашего зрителя зачастую нет. Официальная гонка, неофициальная... Какая ему разница, если в следующий раз посмотреть на мчащиеся по трассе грузовики удастся только через полгода! Гонки Кубка России кочуют по всей стране, а ознакомиться с местом и датой их проведения можно на сайте РАФ. Приходите, не пожалеете!