НА ЮГЕ МОСКВЫ
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
История возникновения предприятия такова. В 70-е годы огромные территории на юге Москвы застраивались многоэтажными жилыми домами. По нынешнему административному делению это – Южный округ. Не каждый крупный город может похвастаться таким количеством жителей. Для снабжения населения продовольствием и промышленными товарами и был построен «Автокомбинат № 41» Управления торгового транспорта «Главмосавтотранса».
Как и прежде, сегодня «Автокомбинат № 41» обслуживает социальную сферу города Москвы: возит продукты в детские садики, школы, дома ребёнка, больницы и госпитали, перевозит и промышленные товары. Большая часть перевозок производится по городу, но выполняются транспортные заказы по Московской области и близлежащим регионам.
Раньше экономика была плановой, поэтому задания спускали «сверху». Теперь для выполнения городского заказа нужно выигрывать тендер. Для этого необходимо постоянно доказывать, что городу нужны услуги предприятия, а опыт у «Автокомбината № 41» в сфере обслуживания пищевой промышленности и торговли огромный.
Такая работа, считает вице-президент ЗАО «Автокомбинат №41» Владимир Федорович Машкин, крайне важна для жителей нашего города.
В наше время трудно выжить, если сидеть сложа руки. Поэтому служба эксплуатации постоянно ищет потенциальных клиентов. Для этого даже часть крытых помещений превратили в склады. Товары в них доставляются большегрузными машинами, а по городу развозятся автомобилями предприятия. Таким образом, автокомбинат обеспечивает себя заказами на перевозки и платой за аренду складских помещений. Кроме того, как и на многих крупных предприятиях, здесь занимаются ремонтом и техническим обслуживанием легковых и грузовых автомобилей.
АВТОПАРК
Основная деятельность предприятия – городские перевозки, поэтому и парк автомобилей соответствующий. Это машины грузоподъёмностью от 1,5 до 6 т. Автомобили преимущественно отечественные: «газели», «бычки», «ЗИЛы», а кузова – фургоны.
Средний возраст парка автомобилей около 5 лет. Правда, в ближайшее время предприятие берет в лизинг 50 автомобилей иностранного производства – MAN и IVECO. Все они предназначены для городских перевозок, поскольку профиль своей деятельности комбинат менять не собирается.
Вроде бы обычное транспортное предприятие. Необычно то, что весь парк грузовиков работает на газовом топливе. В этом главное отличие «Автокомбината № 41» от других перевозчиков. Так было изначально задумано.
Раньше предприятие входило в систему «Главмосавтотранс». Нужно заметить, что в то время «Главмосавтотранс» среди первых внедрял различные новшества, как технического, так и экономического характера. На его автокомбинатах испытывались новые методы организации перевозок, применялся хозрасчет.
Не все помнят, что в Советском Союзе существовала программа газификации транспорта. Дело, в общем-то, нужное и теперь. Такое топливо дешевле и при сгорании существенно меньше загрязняет окружающую среду. К тому же Россия располагает гигантскими запасами природного газа.
Читая наш журнал, вы, наверное, обратили внимание на сообщения о возросшем интересе к газовому топливу за рубежом. А в нашей стране машины на таком топливе эксплуатируются десятки лет назад. Причем, речь не о единичных экземплярах, а о целых предприятиях.
К сожалению, большого распространения эта программа не получила. Немалую роль в этом сыграла проблема нехватки заправочных станций. Здесь нужно заметить, что у автокомбината есть разные автомобили: одни работают на сжатом газе, другие – на сжиженном. Заправочная станция для машин на сжиженном газе у предприятия своя – она располагается прямо на территории. А заправка для сжатого газа есть, по счастью, неподалеку. Однако, если машины отправляются за пределы Москвы, то по дороге приходится переходить на бензин. Системы питания у части грузовиков универсальные.
В зависимости от типа топлива, газовые баллоны могут располагаться, например, вместо бензобака – это для сжиженного газа. Баллоны для сжатого природного газа занимают много места, поэтому их размещают на раме под фургоном, или в специальном отсеке кузова.
Поскольку предприятие имеет опыт использования альтернативного топлива, здесь опытную эксплуатацию проходит электромобиль, созданный на базе «Бычка». Пока о массовом внедрении таких машин говорить рано, поскольку не удалось преодолеть главный недостаток – малый пробег на одной зарядке батарей. Сейчас он составляет 70–100 км, а хотелось бы не меньше 150.
Изготовлены и испытываются образцы автомобилей, работающих на бензоводородных смесях. Но вернемся к газовому топливу. Теплотворная способность 1 м3 газа примерно эквивалентна теплотворной способности 1 л бензина, а по цене вдвое дешевле. И это еще один источник повышения рентабельности перевозок. Газовое топливо помогает комбинату выигрывать в конкурентной борьбе.
Бытует мнение, что газ более взрывоопасен, чем бензин. Интересно было узнать мнение Владимира Федоровича по этому поводу. Он считает, что бензин более пожароопасен. Во-первых, газовая система питания автомобиля герметична. При заправке газ не льется из пистолета как бензин. Испаряющийся бензин, как известно, очень легко воспламеняется. Во-вторых, действует психологический фактор. Люди более внимательно и ответственно относятся к газовой системы питания двигателя и тщательно следят за ней.
На вопрос, случались ли возгорания и взрывы газа на комбинате, вице-президент ответил, что подобных инцидентов никогда не было. Но по дереву, на всякий случай, постучал.
КАДРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В разговоре с Владимиром Федоровичем зашла речь и о кадрах. «Мы живем не на необитаемом острове», – сказал он. – «Кадровая проблема есть и у нас. Основной водительский костяк – это ветераны, работающие десяток, да и не один десяток лет на предприятии. Но водительского состава, безусловно, не хватает. Труд водителя тяжелый, а часто – изнурительный. Молодежь предпочитает другие отрасли».
Тут нужно заметить, что специфика перевозок требует выезжать за ворота предприятия в 5–6 утра. Значит, водители должны жить неподалеку, поскольку метро еще закрыто, а до предприятия нужно добраться. Правда и зарплата водителей несколько выше средней по городу.
Владимир Федорович рассказал, что большинство водителей добросовестно относятся к своим обязанностям. Например, те, кто обслуживает молочно-раздаточные пункты, в нештатных ситуациях сами договариваются со своими коллегами по телефону, перегружают продукты в другую машину, чтобы успеть вовремя, доставить питание детям.
В ремонтных подразделениях автокомбината постоянный кадровый состав. Поскольку на предприятии эксплуатируются автомашины на газовом топливе, в ремзоне есть специальный цех по монтажу и техническому обслуживанию топливной аппаратуры, оснащенный современным оборудованием. Предприятие оказывает услуги сторонним организациям, а также частным владельцам по её установке, обслуживанию и ремонту.
В последнее время в ремонтных подразделениях комбината проведена реконструкция. Работают новые станки в цехе агрегатов. Здесь делают капитальный ремонт двигателей автомобилей любых марок, как легковых, так и грузовых. В других помещениях производят починку коробок передач, мостов и т.д.
Как правило, на предприятии применяют агрегатный метод ремонта. Неисправный агрегат заменяют на отремонтированный. Соответственно сломанный потом восстанавливают и пополняют резерв. Это позволяет свести к минимуму простои автомобилей. Не приходится ожидать, пока агрегат разберут, заменят детали, снова соберут и лишь, потом установят на автомобиль.
Заканчивается на предприятии и модернизация смотровых канав. Устанавливаются новые подъемники, диагностическое оборудование. Рабочие места укомплектованы современными инструментами. Снаружи корпусов ЗАО «Автокомбинат № 41» тоже заметны перемены – главный фасад получил новые оконные переплеты.
Москве крайне необходимы новые методы решения транспортных задач, поэтому в городе планируется создать четыре транспортно-логистических центра для осуществления внутригородских перевозок. И один из них будет на базе «Автокомбината № 41».
Несмотря на сегодняшние проблемы в экономике, город по-прежнему нуждается в доставке товаров. И объёмы перевозок наверняка со временем будут расти. В общем, перспективы у системы «Мосавтотранс» и входящего в него ЗАО «Автокомбинат № 41» есть.