МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ БОЛЬШОЙ МАШИНЫ
НЕМНОГО О ГАДЖЕТАХ
Модное и популярное слово «гаджет» неприятно режет слух производителям, дилерам и потребителям коммерческих грузовиков. Отдавая дань родному языку, патриотично настроенные участники отечественного рынка коммерческого автотранспорта предпочитают называть их дополнительным оборудованием, или опциями.
Иностранных производителей не пугает, что многие российские покупатели предпочитают экономить, и они упорно продолжают радовать взгляд и другие части тела дальнобойщика всевозможными гаджетами. В списке таких опций находятся: холодильник, умывальник, датчики дождя и света, детектор движения легковых машин, система управления холостым ходом, климат-контроль, адаптивный круиз-контроль, предпусковой подогреватель, дополнительные отопители, антипробуксовочная система и многое другое. То, что в одной модели коммерческого грузовика зарубежной марки предлагается как опция, в другой входит в штатное оснащение.
Чаще всего в комплектацию дальнобойного грузовика, поставляемого в Россию, включен «зимний» комплект: автономная система обогрева кабины, а также электрорегулировка зеркал и минимум одно спальное место. В более редких случаях, этот комплект дополняется электростеклоподъемниками, автономной системой подогрева двигателя машины и климат-контролем. Но добавление любого, даже не самого технологичного гаджета, увеличивает общую стоимость грузовика. Доля опций от общей стоимости грузовика варьируется от 5 до 30% в зависимости от их количества.
Иногда находчивые производители коммерческого автотранспорта переводят в разряд штатного оснащения ярко выраженное дополнительное оборудование, которое для российского грузоперевозчика не является необходимым. Так, например, Volvo предлагает в минимальной комплектации грузовика марки FH датчик дождя, датчик света и детектор движения легковой машины в мёртвой зоне. При этом процесс изъятия одной из опций обойдётся будущем владельцу в гораздо более заметную сумму, нежели её наличие в первоначальной стоимости машины.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МАШИНЫ
Лидерами по наличию всевозможных дополнительных устройств являются магистральные тягачи, произведенные в США. В европейском автотранспорте доминирует не столько оснащение кабины с точки зрения комфорта водителя, сколько с точки зрения безопасности движения и простоты управления. Объемы кабин европейских машин уступают заокеанским капотным грузовикам, однако такие опции, как умывальник, оборудованное спальное место или поворотное пассажирское кресло, смело предлагаются в качестве опций.
Американский производитель создаёт практически дом на колёсах. Площадь кабины грузовика может достигать 8 м2. Кубатура кабины «американца» позволяет установить на радость водителю не только такие блага цивилизации, как умывальник, холодильник или «стул раздумий», но и душевую кабину. Комментирует менеджер по продажам компании Truck-master Ахмедиод Ринат: «На Freightliner и International сейчас стали устанавливать бортовые компьютеры, которые показывают расход топлива, километраж, остановки в пути. GPS-приёмники в последнее время особенно популярны на машинах многих стран и производителей».
Что касается восточных автостроителей, то, занимая нишу «эконом-класса», они стараются минимизировать оборудование. Однако, например, корейские производители обычно устанавливают: ГУР (гидроусилитель рулевого управления), противотуманные фары. Одно из лидирующих мест на рынке занимает коммерческая техника корейской компании-производителя Hyundai. «Если говорить непосредственно о комфорте водителя, то это пневмоподвеска кабины и сиденья, матрасы с подогревом, а также автономные пульты управления, вынесенные на заднюю стенку рядом с лежаком, которые позволяют управлять подогревом, освещением кабины и радио. При этом мы позиционируем наши машины как достаточно доступную продукцию», – рассказывает директор по маркетингу компании «Hyundai КомТранс Рус» Алексей Савин.
В ПОГОНЕ ЗА СКОРОСТЬЮ
По трудовым нормам Европы водитель большегрузного транспортного средства может провести за рулём 4 часа. Затем он обязан сделать кратковременную остановку и возобновить движение не более чем на 4 часа. После этого он должен сделать перерыв продолжительностью не менее 4 часов и только в этом случае сможет снова продолжить путь.
По ст. 329 ТК РФ «работникам, труд которых связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств…»
Режимы труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливаются в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01). В нем сказано, что «после первых трех часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля».
Системы, позволяющие проследить поведение машины и водителя, не выходя из тёплого офиса, – полезная опция для владельца компании-грузоперевозчика. Существуют различные варианты, в том числе с использованием спутниковой связи. Более простой и дешевый прибор, позволяющий проследить график работы грузовика, – тахограф. В магистральных грузовиках для европейских стран тахограф включён в базовую комплектацию и является обязательным по закону оборудованием. Его показания может проверить и дорожная полиция. В менталитете европейского водителя заложено, что проще не платить штраф и следовать трудовым нормам. Российский «авось» и «взгляд сквозь пальцы» на трудовые нормы не способствуют популярности подобных устройств на территории РФ. В погоне за скорейшим выполнением заказа российские водители крупнотоннажных грузовиков нередко проводят за рулём без перерыва 12–14 часов. Датчики слежения за состоянием водителя, как, например, встроенные алкометры, также не пользуются у нас спросом.
ЭКОНОМИЯ
В случае приобретения транспортного средства для крупных компаний чаще всего в выборе участвует главный инженер, а его в первую очередь заботит производительность и выносливость будущего «буйвола» дороги. Забота о комфорте «погонщика» этой зверюги отходит на второй план. Имея штат непритязательных водителей, для которых главным признаком хорошей машины является её надёжность владельцы крупных компаний, предпочитают экономить именно в части оснащения транспорта дополнительными устройствами.
Начальник отдела продаж «Гудвил Холдинг» Евгений Перкель: «Дополнительное оборудование должно быть необходимо потребителю. В среднем американский тягач стоит около $100–110 тыс. А при добавлении каких-то опций цена увеличится в среднем на $10 тыс. Если это вложение денег не помогает везти груз, то какой смысл их тратить. Все считают деньги. Предположим, ставка перевозки контейнера по маршруту Москва – Петербург 27 тыс. рублей. Из них 20 тыс. – это топливо, оплата водителя и прочие расходы. А 7 тыс. составляют прибыль. И встаёт выбор: купить машину за 100 тыс. долларов, которая привезёт 7 тыс. прибыли, или за 200 тыс. долларов, которая привезёт те же 7 тыс. прибыли. Выбирают экономию».
Приобретая машину, чтобы зарабатывать на ней деньги, владелец компании, конечно, заботится о минимальной комфортабельности автомобиля. Но в то же время высокая цена дополнительного оборудования заставляет экономить. Генеральный директор ООО «ТрансВэйСервис» Екатерина Ленда: «Любая лишняя трата идёт в расчет. Хотя, безусловно, владельцы компаний стараются не делать комплектацию в ущерб водителю. Устанавливают, например, ГУР, хотя это и опция».
Однако это не относится к частным грузоперевозчикам. Приобретая машину в собственное пользование или стараясь заманить высококвалифицированных водителей благами цивилизации, частники приобретают коммерческий транспорт, пестрящий многими видами оборудования. В этом сегменте большим интересом пользуются автомобили, бывшие в употреблении, особенно американского производства. Уже имеющиеся в комплектации грузовика гаджеты не сильно увеличивают стоимость транспортного средства.
Одной из самых популярных опций в России считается автономный отопитель. Их производят разные компании, одной из самых известных является Webasto. Слово «автономка» – автономная система обогрева, иногда в разговорах просто заменяется именем фирмы. Наличие такой опции помогает заметно уменьшить расход топлива и улучшить комфорт водителя.
А вот некоторые другие гаджеты не совсем приспособлены для наших условий. Так, например, датчик движения по полосе, подающий сигнал при отклонении в сторону, порой плохо работает на дорогах России.
В заключение отметим, что прогресс неумолим и, рано или поздно отечественный пользователь зарубежной техникой также будет пользоваться иностранным комфортом, несмотря на все попытки этому помешать.