ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Самая главная деталь погрузчика вовсе не двигатель, а ковш, ведь именно его грузоподъемность и вместимость определяют класс машины и статус ее водителя. Малый класс – почти семейный. Грузоподъемность таких машин не превышает 2 т, да и по внешнему виду они могут не походить на классический ковшовый погрузчик со складывающейся рамой. Самый известный представитель – «Бобкет». Средний класс 2–4 т, именно такие машины получили наибольшее распространение в коммунальном хозяйстве и у дорожников, но сейчас симпатии большинства потребителей переместились к большому классу, грузоподъемностью до 10 т. С одной стороны, такие машины оптимальны по соотношению «производительность – цена», с другой – их размеры еще позволяют в свободное от работы в карьерах и на стройках время выезжать на дороги общего пользования как для перебазирования, так и на «халтуру». Например, на уборку снега. Машины особо большого класса в большинстве своем являются «невыездными» и особой популярностью не пользуются.
Что касается страны происхождения, то и здесь ситуация напоминает автомобильную. В основном погрузчики бывают «наши» (большей частью минского завода «Амкодор»), импортные и китайские. С последними дела обстоят примерно так же, как и с автомобилями: из-за недостаточного опыта эксплуатации потребители их пока побаиваются. Что же касается чистокровных «иномарок», то здесь безусловный лидер – машины завода Stalowa wola, объединенного ныне с компанией «Комацу» в совместное предприятие «Дреста». Популярность самой ходовой модели компании Л-34 в советское время была сравнима с популярностью автобусов «Икарус». Ведь с 1973 г. в Советский Союз поступило около 20 000 таких погрузчиков, большинство из которых по сей день на ходу.
ЛИКБЕЗ
Помните, что рассказывал об устройстве тигра несостоявшийся дрессировщик из фильма «Полосатый рейс»? «Тигр состоит из шасси, надстройки и рабочей системы». Впрочем, это я уже про погрузчик. Рабочая система представляет собой раму, на которой висит ковш. Рама может наклоняться, поднимая и опуская его. Еще ковш может опрокидываться вперед, чтобы было удобнее забирать или вываливать груз. На этом возможности рабочей системы заканчиваются, и чтобы повернуть ковш вправо-влево, придется поворачивать уже всю машину. Впрочем, сделать это достаточно просто, так как рама у большинства погрузчиков сочлененная. Соответственно на погрузчиках нет никаких шаровых опор, шкворней и «гранат», которые так часто изнашиваются и ломаются в автомобилях.
Нет и рулевых тяг, довольно уязвимых при поездках по бездорожью. Руль только открывает и закрывает доступ масла в гидроцилиндры, складывающие раму. Тему подвески мы обойдем, она погрузчикам без надобности, можно отметить только, что передняя ось таких машин, как правило, жестко закреплена на своей полураме, а задняя может качаться градусов на 30 в поперечной плоскости, так как крепится к своей полураме посередине. Двигатели у погрузчиков несколько скромнее, чем у автомобилей. Например, мощность мотора погрузчика Л-534, глубокой модернизации заслуженной «тридцатьчетверки», составляет всего 204 л.с. И даже у самых больших моделей она не превышает 400–450 «лошадей». А вот коробка передач позволяет двигаться вперед-назад с одинаковой скоростью. Но хватит теории. Пора отправляться.
С МЕСТА В КАРЬЕР
Здесь нас ждут четыре машины: два «поляка» – Л-34 и Л-534, и два «китайца» – СLC 842 «Люгонг», пребывающий с грузоподъемностью 4 т на границе среднего и тяжелого классов, и «Шаньдонг» ZL 50 C одинакового типоразмера с тяжелыми «поляками». Выговорить эти названия очень трудно, поэтому «китайцев», участвующих в нашем тесте, будем называть «большой» и «малый».
Сначала надо переодеться. Как для прогулки верхом, так и для езды на погрузчике существует специальная одежда. Костюм состоит из кирзовых сапог, ватных брюк и телогрейки ручной выделки, желательно пропитанной маслом до блеска. Неотъемлемые части – шапка-ушанка и меховые рукавицы. Впрочем, на новых машинах требования к корпоративному стилю уже не столь строги… Переоделись? Проверим уровни масла в двигателе, гидросистеме и гидротрансформаторе. Теперь можно и за руль. Впрочем, сначала надо включить «массу». Располагаться она может в самых неожиданных местах, например, у Л-534 – на заднем бампере. Это, должно быть, чтоб враги не догадались. Для запуска Л-34 достаточно повернуть тумблер на пульте, у всех остальных есть ключи. Ждать, когда прогреется двигатель, нам некогда, поэтому сразу трогаемся, предварительно… нет-нет, не отпустив стояночный тормоз, а подняв с земли ковш, который водители погрузчиков всех времен и народов используют в качестве якоря. Конечно, традиционный «ручник» здесь тоже присутствует, но вне дорог им никто не пользуется.
Теперь записывайте самое главное: для того чтобы поехать, надо перевести вперед самый ближний к водителю с правой стороны рычаг в кабине. Ничего выжимать при этом не надо. Просто нажимаем газ и едем, отпускаем – все равно едем, ведь ГМП почти не позволяет тормозить двигателем. Хотите ехать назад – этот же рычаг надо двинуть назад. Да, сложная наука: недаром на водителя погрузчика учатся несколько месяцев.
Впрочем, и здесь есть свои тонкости. Если вам показалось, что трактор едет слишком медленно, значит, включена «первая». Чтобы ехать быстрее, этот же рычаг надо из «нейтралки» потянуть на себя и снова двигать вперед (или назад), машина будет грести двумя мостами при пониженной передаче в раздатке и второй в коробке. Скорость не превысит 20 км/ч. Нужно еще быстрее? Тогда придется остановиться и включить вторым от кресла рычагом «повышенную». Теперь вместо «первой» и «второй» сможем использовать «третью» и «четвертую» передачи. Если ехать далеко, лучше отключить задний мост. Кстати, у «китайцев» управление проще. Поворачивая барашек на подрулевом переключателе, можно переключать передачи, а двигая его вперед-назад, менять направление движения.
Кажется, с трансмиссией разобрались, теперь задача – вписаться в поворот. Слегка поворачиваем рулевое колесо, машина моментально складывается на требуемый угол и… улетает с дороги. Разумеется, ничего страшного в этом нет, и водители погрузчиков искренне не понимают автомобилистов, когда они рассказывают им про свои «улеты». Ведь такие машины изначально предназначены для использования вне дорог и ездить по канавам – их работа.
Не помеха погрузчику и железнодорожные насыпи, наваленные где попало железобетонные плиты и «растущие» не к месту столбы и деревья. С последними двумя категориями препятствий принято не церемониться, а расправляться с помощью ковша. Ну а раз мы так хорошо научились ездить и махать ковшом, самое время поработать.
ПОРАБОТАТЬ
Вот это сущая каторга: при первой же попытке загрузиться возникнет проблема: как поставить ковш. Увидеть, как в него забирается грунт, из кабины не удастся. Я применял такой метод: сначала наберу немножко щебенки, остановлюсь, запрокину ковш и посмотрю, можно ли набирать дальше. Но профессиональные водители, пользуясь косвенными признаками, умело совмещают передвижение машины с подъемом и наклоном ковша, так что у них ситуация всегда под контролем.
Вторая проблема – все сыпучие грузы довольно сильно тормозят машину, поэтому забор груза почти всегда идет с буксованием, а резина стоит дорого. Кстати, загрузка обычно происходит на первой, а передвижение по месту – на второй передачах. Если говорить о работах по очистке снега, то тактика здесь такая: надо положить ковш нижней кромкой на дорогу, включить «вторую» (мы уже знаем, как это делается) и ехать, пока погрузчик не начнет буксовать или глохнуть. Тогда надо как можно быстрее повернуть машину в сторону и освободить ковш. Только не надо увлекаться опусканием: оно здесь принудительное, поэтому ковш продолжает опускаться, даже достигнув уровня земли. Разумеется, передняя ось машины при этом поднимается высоко в воздух, но погрузчик продолжает движение, ведь связь между осями жесткая.
Если хотите прочувствовать работу водителя погрузчика в полной мере, можно поработать на нем пару дней. Пыль, грохот, вибрации, езда по горным кручам и постоянное балансирование на грани опрокидывания дадут вам право смотреть свысока на победителей соревнований по трак-триалу…
Впрочем, если у вас нет прав, рассчитывать не на что. Обычные автомобильные здесь не помогут, нужны специальные. Если же решитесь приобрести себе такую машину, понадобится зарегистрировать погрузчик, получить номера и пройти техосмотр. Словом, все как у людей. Кроме экзаменационных билетов. Ситуации, которые изображены на картинках, взяты из какого-то параллельного мира.
Например, встреча на нерегулируемом перекрестке трамвая и погрузчика. Кто проедет первым? Ответ очевиден. Черная, жирная линия, изображающая движение трактора, проходит прямиком через трамвайный вагон, водитель которого решил задачу в свою пользу. А как вам теоретические вопросы? «Тракторист получил задание снести дом № 9. Может ли он при этом сразу снести дом №7, мешающий работе, или должен сначала предупредить жителей?» Так что если вам на работу позвонит незнакомец и скажет: «Здравствуйте, я механизатор, сегодня ошибся адресом. Но не волнуйтесь, я все починю», – готовьтесь к самому худшему.
Разумеется, после таких приключений, погрузчик, как и любая другая машина, нуждается в техническом обслуживании, поэтому займемся сервисом.
ПРОСЛУШАЙТЕ СЛОВА ПЕСНИ!
Эта фраза упорно появлялась на экране компьютера, кстати, не оборудованного звуковыми колонками, всякий раз, когда мы пытались открыть фирменный диск с описанием операций по техническому обслуживанию малого «китайца». Впрочем, недолго. Сначала диск мы вытащили и, убедившись, что он тот, что надо, запустили вновь. Снова та же петрушка! А дальше все: диск, обидевшись, просто перестал реагировать на какие-либо команды. Эх! Если бы у нас были колонки, мы бы, конечно, послушали песню про славную машину, помогающую китайскому народу сворачивать горы и строить из них плотины. Но не судьба!
Поэтому техобслуживание будем проводить, руководствуясь тоненькой, в несколько черно-белых страниц, книжкой формата А5. Никаких особых подробностей там нет, хорошо, хоть указаны заправочные объемы и марки масел. Впрочем, верно ли? При попытке залить в гидравлическую коробку требуемые 35 л, туда влезло лишь немногим более 10. Еще 20 удалось запихнуть в нее, заведя двигатель и включая-выключая передачи. После этих операций на щупе было уже три уровня. Что неудивительно, ведь труба, через которую предполагается заливать масло, подходит к самому низу коробки. Кстати, чтобы слить масло, надо сложить раму погрузчика влево, а чтобы залить – вправо.
У «Дресты» эта операция проходит гораздо быстрее. По крайней мере, масло сливается снизу и заливается сверху. А водитель Л-34 от смены масла категорически отказался: «У меня и так оно чистое: течет коробка из всех щелей, вот и доливаю все время ». Столь же равнодушным он оказался и к замене масла в дизеле. А ведь на машине, которой стукнуло 12 лет, родной шестицилиндровый рядный двигатель давно уступил место ЯМЗ-238. А о том, что масло в нем можно не менять, пока слышно, как крутится центрифуга, знает все прогрессивное человечество.
Замена масла и фильтров в дизелях оставшихся трех машин прошла, в общем-то, без проблем, за исключением одной: ни водители, ни хозяин погрузчика никак не могли определить, что же за двигатель установили производители на большом «китайце». На вполне закономерный вопрос: «А если обратиться к дистрибьютору?» – последовал ответ, что он находится в Хабаровске и ничем помочь не сможет. Торговлей же «люгонгами» занимается уральский завод «Погрузчик». Не знаю, где это, но по названию можно догадаться. Покупайте китайские погрузчики, изучайте музыку, языки и географию! Ну а если серьезно, то новые машины пока особо не ломаются. Только на малом «китайце» несколько раз лопались гидравлические шланги, да при попытке прошприцевать машину сломалось несколько масленок. Поверьте, это мелочи…
Итак, дорожникам и коммунальщикам для работы можно посоветовать малого «китайца». На нем благодаря меньшим размерам гораздо удобнее работать в городе, передачи переключаются удобно и быстро, а кабина оборудована магнитолой. А что касается ковша, то, несмотря на меньшую грузоподъемность, объем его почти такой же, как и у «старших братьев». Эх, сколько туда войдет бычков, мусора и опавших листьев! Что же до серьезной работы, то у него не хватает сцепной массы: весит всего 14 т против 20 т у «поляков». «Дресте» Л-534 самое место на пунктах перегрузки сыпучих грузов и на больших стройках. Туда же я бы направил и большого «китайца», плохо только, что это «темная лошадка». Но ничего, через год приедем проверить, как он поживает. А вот «тридцатьчетверку» я бы забрал себе.
Будь у меня особняк в коттеджном поселке, эта машина стояла бы на лужайке перед домом. Ко мне бы постоянно обращались соседи, чтобы вытащить из канавы свои внедорожники или снять с дерева кошку. А еще я бы дефилировал на Л-34 по поселку во время сильных снегопадов, чтобы соседи, пытающиеся выехать из сугробов на своих кроссоверах, провожали тоскливыми взглядами мой аппарат и думали о том, что надо было заканчивать не Гарвард, а ПТУ по специальности «механизатор широкого профиля».