СЭКОНОМИТЬ И НЕ ОБЖЕЧЬСЯ
Во многих случаях автомобиль служит чисто технологическим целям и ресурс в несколько сотен тыс. км, который имеет новая машина, не так актуален. Разве нужен он для того, чтобы иногда перевезти навечно установленный в кузове компрессор с объекта на объект? А обязательно ли иметь новое шасси бензовозу, который раз в месяц доезжает до нефтебазы и обратно, а все остальное время стоит на месте, заправляя технику? А обязательно ли иметь новый самосвал, если расценки на перевозку сыпучих грузов практически стоят на месте? И таких примеров множество.
Вот почему появляется желание уменьшить вложения в автотехнику и обратить внимание на бывший в употреблении автотранспорт. Да и у предпринимателей, только входящих в бизнес, зачастую просто нет средств и кредитов на новую технику, а прогнозы на долгосрочную перспективу не так уж и радужны.
Итак, «бэушные» машины в нашей стране пользуются спросом, но вопросов о том, как их лучше выбирать, где приобретать и какие сюрпризы они способны преподнести новым хозяевам, обычно больше, чем ответов.
Часть из них мы задали менеджеру по продажам компании ЗАО «МРО «Техинком» Роману Юдину.
– Роман Анатольевич, насколько популярна покупка-продажа коммерческой техники по системе trade-in у индивидуальных предпринимателей и предприятий?
– Если вопрос касается непосредственно системы trade-in, а это должен быть именно обмен, то данный процесс в нашей стране только начинается. Буквально до последнего времени существовали две тормозящие его причины. Первая – двойное налогообложение юридических лиц при покупке б/у автотранспорта у частных лиц, которая решилась только в декабре 2008 г., когда президент подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Другими словами, до января 2009 г. юридическое лицо, покупая машину у физического лица, платило за него НДС в размере 18% от стоимости автомобиля. Поэтому чаще всего, чтобы избежать абсурда, автомобили покупались частными лицами у частных лиц.
Вторая проблема – более трудная, и она пока в целом не решена. Суть её в том, что предприятие, списывая технику с баланса, кроме как ПРОДАТЬ по остаточной стоимости или направить в утиль, ничего другого сделать с ней не может. В таком случае я должен выкупать эту технику у предприятия, а оно в свою очередь должно выкупать у меня новое по полной стоимости. Ну и какой это ОБМЕН? Это два стандартных договора купли-продажи. Кроме того, система оценки б/у имущества далека от совершенства, и зачастую встречаются запредельные остаточные стоимости, по которым машину на вторичном рынке никто не купит. Так что смотрим цены, что-то выкупаем, что-то берём на реализацию. Где как. Но это, повторяю, не совсем trade-in.
А если говорить в целом, то б/у техника пользовалась, пользуется и будет пользоваться спросом.
– Какая подержанная техника (бортовые, тягачи, шасси, автобусы) наиболее популярна?
– Честно говоря, спросом пользуется всё, что адекватно стоит. Пригодиться может всё, ведь экономика страны пусть и переживает не лучшие времена, но далеко не умерла.
– Насколько совпадает цена, запрашиваемая продавцами техники, с тем, что готовы отдать за нее покупатели?
– Это вопрос всегда решается, когда к продавцу подходит непосредственный покупатель. Но такое решение – уже результат переговоров, когда две стороны – одна, желающая продать дороже, и вторая, старающаяся купить дешевле, удачно пытаются переубедить друг друга. Обычно это получается.
Часто продавцы не принимают во внимание обычную логику покупателя и складывающуюся в настоящий момент конъюнктуру. Во-первых, чем ближе цена подержанного автомобиля к цене нового, тем больше соблазна купить то, что по определению Генри Форда лучше. Во-вторых, а это стало очевидно ещё в конце третьего квартала 2008 г., время дефицита в большинстве направлений коммерческого автотранспорта закончилось уже тогда. По некоторым товарным позициям сохранялась хорошая ликвидность, но это были, скорее, долги заводов-изготовителей по новой технике. Теперь же авторынок окончательно затоварен новой техникой, а на ближнем подходе – затоваривание рынка б/у. Возвраты автомобилей и спецтехники в кредитные учреждения в четвёртом квартале 2008 г. стали весьма существенными. Этот объём техники выплеснется на вторичный рынок в первом квартале 2009 г. Достаточно свежие машины – двух-трёхлетние, с невыработанным ресурсом, будут конкурировать с новыми. Будут реально конкурировать, если их продавцы дадут слабину по ценам. А это может произойти, поскольку финансовые показатели кредитных учреждений не внушают оптимизма. Автотехника, ожидающая второго покупателя, стоящая на балансе финансовой кредитной организации, требующая ответственного хранения (а значит, дополнительных расходов на стоянку и обслуживание), и будет тем активом, за счёт продажи которого можно эти финансовые показатели улучшить. И чем хуже ситуация, тем чаще мы будем слышать о распродажах, сначала осторожных, а потом панических.
Кредитные учреждения, с другой стороны, теперь конкурируют с собственниками транспортных средств – ликвидирующимися предприятиями, которых стало значительно больше. Последние в отличие от финансистов лучше знают все технические аспекты того, что распродают. Соответственно с ними легче найти общий язык, к тому же они уже попали в категорию нуждающихся. Документы на транспорт обычно находятся у них, техника снята с учёта, на месте, формальностей при переоформлении – минимум.
А что покупатели? Мы все знаем удручающую статистику продаж четвёртого квартала. Количество покупателей сокращается, как сокращаются и возможности оставшихся на рынке. Кстати, неверно думать, что если не хватает средств, то будет какой-то всплеск продаж подержанного автотранспорта (поскольку не хватает денег на новый). Продажи б/у связаны прежде всего с ростом объёмов перевозок, объёмов строительства, потребления. Нет объёмов – нет перевозок, нет замены или увеличения парка.
Так что слова, что, выезжая за ворота автосалона, авто теряет 20% цены, сегодня актуальны, как никогда.
– Многие владельцы бензиновых отечественных автомобилей «ЗИЛ» и «ГАЗ» мечтают от них избавиться. Насколько реально им помочь? Есть ли спрос на такую технику или им лучше сразу обращаться в пункт приема металлолома?
– Спрос есть. И самосвалы, и борта нужны в хозяйстве. Такие машины имеют меньшие габариты и грузоподъёмность, что иногда просто необходимо. Ну и цена у них соответствующая. Ремонтопригодность опять же. В общем, вези на комиссию, будем смотреть.
– Бытует мнение, что конверсионные машины – это отличная и надежная техника, способная работать долгие годы. Мне же кажется, что большей частью это автомобили с перебитыми номерами шасси и агрегатов, собранные из нескольких машин-доноров, имеющие технические проблемы из-за долгого бездействия. Накапливается конденсат в узлах и агрегатах, рассыхаются резинотехнические изделия, и т.д. Кто прав? Насколько разумно связываться с «конверсией»?
– Мнение, что конверсионные машины – это отличная и надёжная техника, правильное. Это своеобразный рынок, который б/у назвать нельзя, поскольку это совсем не б/у, но за полцены нового. Это если рассматривать коммерческую составляющую вопроса. А ведь есть же, например, ГАЗ-66 – машина легендарная, но давно снятая с производства. И ничего лучшего в этом классе полноприводных машин пока нет. Тот же ЗИЛ-131. Пока в России грязь или подсыхает, или подмерзает, армейские вездеходы никто не отменит. Бездорожье опять же. Леса и болота. «УРАЛы», «КРАЗы», «КамАЗы» с колёсной формулой 6Х6 – вот на чём мы их преодолеваем.
Конечно, существует элементарный соблазн перебрать, подкрасить и выдать старый хлам за технику с хранения. И умельцы есть. Не знаю, удивит это вас или нет, но чаще всего эти машины действительно становятся очень приличными по качеству, как говорится, «сел и поехал». Надо понимать, что если машине 20–25, а то и 30 лет, ремонт и переборка всё равно потребуются. Сделаете ли это вы сами, или это сделают до и за вас – вот в чём вопрос. Но ремонт собственными силами часто дешевле и значительно спокойнее в плане качества запчастей. Всё компенсируется невысокой ценой. Хотя цены на высвобождающее армейское и росрезервное имущество растут. Военные тоже читают газеты и Интернет.
По поводу перебитых агрегатных номеров с тобой не соглашусь – это, скорее, явление крайне редкое. Зачем рисковать? Уж проще тогда сделать и оформить замену агрегатов через ГИБДД. Это законное мероприятие. Кстати, иногда действительно меняют двигатели. Скажем, бензиновый «УРАЛ-375» можно часто увидеть с дизелем ЯМЗ-236, это нормально.
А кто прав? Правы все. По сочетанию «цена–качество» конверсионные машины – хороший вариант. Мы принимаем на реализацию такие машины, и наши покупатели в принципе ни разу не пожалели.
– По дорогам страны раскатывает немало автомобилей, год выпуска которых по документам не совпадает с датой их производства на заводе. Бывает и несовпадение индекса модели с ее назначением. Например, встречаются седельные тягачи КАМАЗ-5511, ЗИЛ-130 производства 1995 года, цельнометаллические фургоны «УАЗ-452Д». Как получаются такие монстры и стоит ли рассматривать возможность их приобретения потенциальному покупателю? Ведь при регистрации или прохождении техосмотра у этих автомобилей могут возникнуть проблемы.
– Проблемы могут возникнуть. Но чаще всего переоборудование машин допустимо и делается уполномоченными предприятиями. В ПТС делается отметка о переоборудовании. Если ПТС заканчивается, то в новом паспорте инспекторы иногда делают такую же отметку, а иногда сразу вписывают, что называется, по факту, назначение машины. Но подразумевается, что инспектор проверил законность переоборудования. В случае необходимости он может запросить дополнительные материалы, где и на основании каких разрешительных документов производилось переоборудование. Вот и стал тягач самосвалом.
Второй вариант – замена ПТС при изготовлении какой-либо надстройки. (Но, скорее всего, VIN у машины поменяется.) То есть берём тот же самый конверсионный бортовой «КАМАЗ» 1985 г. выпуска. Официально ставим на него фургон, вахту или мастерскую в 1994 г., например. Если завод меняет документы на машину, то годом изготовления данного транспортного средства будет год их выдачи заводом. Вот так и получается. Покупать такие машины можно, но надо понимать, что в смутное время девяностых «лепили» много всякого. Обычно покупателями таких транспортных средств являются люди с огромным опытом. Они и сами понимают, что можно, а что нельзя было делать.
– Отказ в регистрации такой техники – это приговор машине или еще нет? Что можно сделать (официально и легально)?
– Смотря в чём заключается отказ. Инспекторы – нормальные и понимающие люди, чаще всего профессионалы своего дела. Если их что-то не устраивает, если есть сомнения в номерах агрегатов – отправят на экспертизу. Время, конечно, потеряется, но вы зарегистрируете машину уже с полной уверенностью, что всё в порядке. Номера шасси, выбитые на раме, ржавеют, гниют, иногда без экспертизы, без применения химических веществ и прочих технических средств вы и не определите, что там есть. Если вы уверены в тех людях, которые продали вам автомобиль, то в принципе ничего страшного нет.
Второй вопрос – несоответствие в ПТС. Вы привозите на регистрацию фургон, а в ПТС – борт. Двигатель ЗИЛ-508, а по факту – 131. Был случай, когда в ПТС стоял двигатель КАМАЗ-740, а его тип – бензиновый!!! Ну, исправляйте ПТС, что тут ещё остаётся. Исправлять ПТС должна организация, его выдавшая или вносившая отметки о переоборудовании. Иногда инспекторы вносят дополнения в ПТС. Например, в начале девяностых на самосвалах «КАМАЗ» не указывали номер кабины, а кабина-то была номерной. Номер обычно можно вписать при снятии с учёта. В общем, не приговор, если это не перебитые номера. С перебитыми номерами сложнее – вы должны заменить этот номерной агрегат, а это часто весьма дорого и не соответствует стоимости машины.
Скажем так, покупатель должен проявлять осторожность и внимательность при покупке. Все документы и договора читать. Сверять номера. Конечно, опытный продавец, принимая машину на комиссию, сверяет номера, их местоположение, шрифт. Но! В договоре комиссии и купли-продажи может быть указано, что за достоверность номеров агрегатов несёт ответственность непосредственно лицо, снимавшее автомобиль с учёта в ГИБДД, вся ответственность перекладывается на бывшего владельца. Но повторюсь, такие случаи крайне редки. ГИБДД в этом отношении работает качественно. «Палёную» машину вы просто с учёта не снимете.
– Площадок, где можно выбрать себе подержанный грузовик не очень много, и обычно они работают с импортной техникой. Большинство сделок с советскими машинами совершаются по газетным объявлениям. На какие особенности в плане наличия и расположения номеров надо обращать внимание при покупке? Дубликат ПТС, подозрительно быстрая замена двигателя (например, машина выпущена в 1992 г., двигатель заменен в 94-м) это основание для подозрений или нет?
– Давай с последнего. Быстрая замена двигателя – и что? За два года можно спокойно «кончить» двигатель. Дубликат ПТС – и что? Оригинальный ПТС мог быть потерян, могли кончиться свободные клеточки. Он что, поддельный? Или ты подозреваешь ГИБДД в мошенничестве? В общем, дубликат ПТС – такой же ПТС, только со штампом или надписью «дубликат».
По поводу наличия и особенностей… Они есть. Но это долго рассказывать. Я скажу так: не стесняйтесь использовать опыт сотрудников ГИБДД и их служб. Там очень много грамотных ребят. Вот тебе пример. УРАЛ-4320. Номер шасси в документах есть, а на раме в привычном месте для всех других машин – лишь заводской технологический номер. Продавец уверяет, в том году ещё не выбивалось, в другом месте искать бесполезно! А почему в документах тогда есть? Ну вот, на табличке же VIN. C номером шасси он совпадает. Звонок. Ответ: «Искать в метре от технологического номера». И нашли же. Оттёрли (был закрашен). Совпал.
– Проходят ли у вас проверку в этом отношении поступающие на продажу машины?
– Проходят, номера мы смотрим. Мы также верим сотрудникам УВД, осуществлявших снятие или постановку на учёт. Обычно машины поступают на стоянку сразу после снятия. Но если мы сомневаемся, то машину не берём. Таких мощных средств, как у криминалистов, у нас нет.
– Допустим, человек купил машину, которую отказались зарегистрировать. Какие меры он может предпринять по отношению к бывшему владельцу?
– Договор купли-продажи есть? На основании его вы можете обратиться в суд. Вы можете попросить вернуть деньги. Вы можете попросить устранить причину отказа в постановке на учёт. Когда вы покупаете машину не у проходимцев, то есть все шансы, что вам помогут. Репутация дороже всего.