МАШИНА ДЛЯ РОСТА
В своё время завод, выпускавший ЗИЛ-130, а до начала девяностых и незабвенный ЗИЛ-157К, был одним из филиалов столичного автогиганта. С падением спроса на среднетоннажники у завода начались трудности. В начале этого века предприятие обанкротилось и его имущество выкупил банк «Северная казна». Распродавать по частям или перепрофилировать предприятие новые хозяева не стали, наоборот, вложили немалые средства в возрождение производства. Однако необходимость смены модели была очевидной. Ведь именно отсутствие спроса на устаревшую продукцию и стало одной из основных причин банкротства Уральского автомоторного. Чтобы оживить завод, был необходим простой, надежный и дешевый автомобиль, ведь именно такой машины и не хватает большинству предпринимателей, только-только вставших на ноги. Как правило, их уже не устраивает надёжность отечественной и китайской техники, а на новый европейский среднетоннажник не хватает средств.
Продажами и обслуживанием ТАТА в Москве занимается ООО «АМУР-Сервис». Первым делом я направился в ремзону предприятия. Просторный цех, готовый принять десять автомобилей, занят более чем наполовину. Разобранных для ремонта машин практически нет, подавляющее большинство водителей приехали на ТО. Рабочие протягивают и мажут машины. Вот интересно, машинки, в основе конструкции которых лежит «Мерседес» 30-летней давности, не очень сложные. Почему же их владельцы предпочитают приезжать на сервис вместо того, чтобы обслуживать технику самостоятельно?
Действительно, шасси не претерпело принципиальных изменений по сравнению с базовой конструкцией. Не очень нужных опций у ТАТА нет. Например, подвеска. Она самая обычная: рессорная спереди и сзади, тормоза барабанные. Шины с камерами. Кстати, в эксплуатации после износа шин многие владельцы переходят на бескамерные колеса и шины. Это допускается производителем.
Но прогресс все же не стоит на месте. Например, все краны тормозной системы, к тому же оснащенной теперь ABS, и осушитель воздуха носят марку Knorr-Bremse. Двигатель, производимый по лицензии, шестицилиндровый рядный «мерседесовский» ОМ-352 с турбонаддувом теперь отвечает нормам Euro-3. Уход от обычного ТНВД тоже, конечно, не добавил ему простоты. В топливной системе стоит фильтр-сепаратор (Fleetguard, Bosch), как опция – установка предпускового подогревателя Webasto. Электрооборудование, которое раньше было смешанной, как на «Бычке», системы 12/24 В, сейчас 24-вольтовое.
Рулевое управление ZF. Да и вообще, список использованных при производстве машины комплектующих западноевропейских (а не индийских) производителей занимает несколько страниц. В любом случае эти устройства требуют квалифицированного подхода и фирменных запчастей. Да и по расходным материалам для шасси и двигателя: здесь не шприцуют машины «Литолом», а используют пластичную смазку Mobil, применяют моторное масло Agip, полученные только от проверенных поставщиков топливные, масляные и воздушные фильтры.
Немалую часть в стоимость автомобиля вносит надстройка. АМУР самостоятельно производит автомобили-эвакуаторы с очень приличной гидравлической лебедкой и бортовые машины. Все остальные надстройки: промтоварные, изотермические и рефрижераторные фургоны, производятся на специализированных предприятиях России. Кроме того, у потребителя есть выбор: можно приобрести рефрижератор с холодильной установкой Thermo-King или российской Terra-Frigo.
Каких-то сверхъестественных болячек у машин нет: при мне отдел снабжения заказывал несколько пневмогидравлических усилителей сцепления, на фирменном форуме народ интересовался электрооборудованием для старых 12-вольтовых моделей. Кроме того, раньше топливные насосы машин с двигателем Euro-2 часто становились причиной неприятностей, помогая двигателю перемешивать масло с соляркой. Все же остальные неисправности, как правило, связаны с отсутствием культуры эксплуатации.
В подтверждение этого в цехе стоит ТАТА со снятым двигателем. Ее водитель подошел к эксплуатации автомобиля с советским мерилом: для начала залил в двигатель «бензиновое» масло, затем разбавил «тосол» водой, потом еще раз, а потом вообще перестал следить за уровнем охлаждающей жидкости. Даже перегрев мотора возможно не стал бы для него роковым ударом, но когда поднялась температура, «бензиновое» масло разжижилось и перестало что-либо смазывать. Результат – пока единственная в истории ТАТА в России «капиталка» двигателя.
В ремзоне удалось поговорить не только с продавцами, но и с владельцами автомобилей. Слесари как раз заканчивали работу с бортовой тентовой ТАТА. Осталось протянуть болты кардана и поменять воздушный фильтр. Нескольких минут, пока машина оставалась на подъемнике, оказалось достаточно, чтобы выведать у ее водителя Александра главное: груз он забирает в области и отвозит в Москву. Его вес, как правило, чуть меньше 4 т. Машина прошла более 30 тыс. км и пережила одну московскую зиму. Заводится хорошо, да и вообще пока никаких поломок не было. Александр ищет деревяшку, чтоб постучать.
Водитель Сергей работает на изотермической ТАТА уже третью зиму. Качеством также доволен. За 100 тыс. км единственная неисправность – сгнила проводка к задним фонарям. Ну и низко расположенный лист передней части кабины нуждается в покраске – посекло камушками. Двигатель и трансмиссия пока работают как часы. «Дорого, конечно, делать ТО этой машине», – замечает Сергей.
Все верно. Проверенная временем, надежная, но не очень современная конструкция шасси со множеством точек контроля, смазки и протяжки обуславливает необходимость частых визитов на сервис, а насыщенность автомобиля современной электроникой и импортными комплектующими не способствует снижению стоимости работ.
К окончанию моего визита на «АМУР-Сервис» его готовилась покинуть очередная нашедшая своего хозяина машина с рефрижератором. На ней мне удалось проделать часть пути к новому месту ее службы. Пока продавцы инструктируют свежеиспеченных владельцев с особенностями эксплуатации холодильной установки Thermo-King, удается познакомиться с водителем. На традиционный вопрос: «С какой техникой довелось работать раньше?» – отвечает: «С компьютерами, факсами, канцелярским оборудованием». Вот тебе и раз! За руль ТАТА ввиду отсутствия штатного водителя сел человек, до этого ездивший только на легковых автомобилях.
Еще сегодня утром Олег, совладелец фирмы по оптовой продаже цветов, сидел в своем кабинете и не подозревал, что уже к вечеру ему придется переквалифицироваться в водителя грузовика! Обычно, когда я нахожусь не за рулем, испытываю из-за этого легкую досаду. Но на этот раз охотно занимаю место пассажира. Бесплатный цирк обеспечен! Впрочем, занять пассажирское место не так просто: если на правой стороне двухместного диванчика пассажир уместится без проблем, то в середине сможет уместиться только индус, сидящий в позе лотоса. Тоннель двигателя проходит менее чем в 10 сантиметрах под сиденьем, ноги девать некуда. Так что фактически кабина двухместная.
А что это за рев раздается? Понятно, мы все время едем на низших передачах, постоянно трогаясь с первой. Скорость 40 км/ч, а включена только третья. Придется просветить Олега насчет того, что все грузовые автомобили трогаются не ниже чем со второй передачи, а «полтинник», как правило, могут держать и на последней. «Не буду, мне продавцы запретили», – отвечает он, пытаясь воткнуть вторую скорость после первой на перекрёстке с оживлённым движением. Машина уже давно остановилась, сейчас покатится назад. Тут как раз включается вторая. «Езжай!», – командую своему «шоферу». Ничего другого ему не остаётся. Трогается со второй, как и положено многовековыми грузовыми традициями.
Олег осваивается за рулем «таты» довольно быстро. Уже через несколько километров он научился чувствовать габариты, понял, что грузовики очень любят целоваться зеркалами, стал ехать, как и положено, внатяг. Увы, шум в кабине великоват даже на 60 км/ч и пятой передаче. Но самое интересное впереди. Неожиданно один из «зеленых» светофоров переключается на красный свет, предварительно не помигав желтым. Олег значительно сильнее, чем раньше жмёт педаль тормоза. Машина новая, пневматика, барабаны... На таких надо тормозить прерывисто, нажимая-отпуская тормоз, но Олег этого не знает! Сейчас машина станет колом или развернется! Жаль, но ничего подобного не происходит. Замедление достаточно плавное и прогнозируемое. Да и переключение передач постепенно налаживается. Законопослушный Олег снова трогается с первой, на этот раз ему удается быстро переключиться на вторую. Эх! Не получится из него настоящего водителя!
Помните опыты с собаками академика Павлова? Лампочка горит, слюна выделяется. Так и на нашей машине. Стрелка топливомера давно стоит на нуле, горит контрольная лампочка. Поэтому при виде ближайшей заправки командую Олегу: «Заезжаем!». По книжке ёмкость топливного бака ТАТА-613 должна быть равна 120 л, но влезает лишь 80 с небольшим. Что это – неисправность датчика или меньший объем топливного бака, разобраться не удается. Надо ехать дальше. Транзитные номера действуют еще 4 дня, и машину уже ждут под загрузку. Интересуюсь мнением Олега: «Ну и как тебе водить грузовик?».
«Нормально, даже женщина сможет».
Хотя большинство женщин, пожалуй, испугались бы и убежали, когда перестали включаться передачи. Надо признать, что, несмотря на шум и неудобную посадку третьего пассажира в кабине, глюк топливомера, ТАТА – машинка более-менее приличная. Прежде всего, по надежности. Ведь опоздание на погрузку – один из самых больших грехов водителя-частника. Помнится, мы с незабываемым «газоном» трижды не доезжали до нее вовсе. Да и поломки в пути тоже не радуют. Здесь ТАТА вне конкуренции. По такой цене более беспроблемного и дешевого грузовика вам никто не предложит. Дешевле только «бычки» и «китайцы». Корейские и японские одноклассники дороже ТАТЫ процентов на 10–15, про «европейцев» и говорить нечего.
Приятно и то, что даже на новой машине с пневматическими барабанными тормозами нет проблем с плавностью и следящим действием педали. А то, что передачи сначала переключались очень туго, а потом нормально, говорит о том, что пробег машины до автосалона совсем небольшой. Ясно, что с Урала в столицу машины идут не своим ходом.
В минусах у машины – небольшой комфорт для водителя. Маленькой и шумноватой кабина покажется многим. Впрочем, на территории уже несколько месяцев стоит автомобиль, оборудованный спальным местом, алюминиевыми бортами и шторным тентовым кузовом. Для непредвиденной ночёвки такая кабина, конечно, сгодится, но как альтернативу гостинице её лучше не рассматривать: слишком она мала, да и цена кусается. Только за спальный отсек надо добавить 120 000 руб. Есть ещё варианты с пластиковыми спальными боксами (+60 000 к цене машины), но они не очень популярны.