TIR-2008, ИЛИ КОМТРАНС ПО-КИЕВСКИ
ГРУЗОВИКИ
Ежегодно выставка собирает широкую профессиональную аудиторию и является крупнейшим смотром достижений в области коммерческого и пассажирского автотранспорта на Украине. Говоря о тенденциях, происходящих на украинском рынке, стоит отметить рост объема автоперевозок, происходящий в последнее время. Он связан с увеличившимся грузооборотом на внутреннем рынке Украины. Отметим также, что у местных автоперевозчиков есть желание пополнить и модернизировать свой подвижной состав.
Гвоздем автосалона можно было бы назвать появление обновленного седельного тягач Mercedes-Benz Actros, который впервые показан на Украине местным представительством Daimler AG. В новом третьем поколении семейства грузовиков Actros было сделано 37 усовершенствований для улучшения экономичности, внутреннего комфорта, безопасности, а также претерпел изменения внешний дизайн.
Касаясь технических нововведений, отмечу серийную установку новой версии полностью автоматизированной 12-ступенчатой коробки передач Mercedes PowerShift. Она облегчает процесс переключения благодаря мягкой смене передач, сокращает время разрыва тягового усилия на 30%. Применение новой трансмиссии позитивно отразилось на потреблении топлива. В тестовых заездах, включающих безостановочный пробег на более чем 10 тыс. км при средней скорости 80 км/ч, расход топлива у нового Actros составил примерно 20 л на 100 км пути.
Новый Actros может похвастаться и улучшенным комфортом. Впервые в грузовом автомобиле применена система регулирования уровня верхнего спального места. Нижнее спальное место теперь также снабжено комфортабельной эластичной решеткой. Установлен кондиционер независимого действия, который автоматически подстраивается под изменение окружающей температуры, поддерживает постоянную температуру и приятный микроклимат в кабине.
Модернизированный рулевой механизм, используемый для седельных тягачей с пневмоподвеской, стал еще «острее» и обеспечивает лучшую курсовую устойчивость и слабую восприимчивость к неровностям дорог.
Actros-III получил новые боковые части решетки радиатора, которые теперь имеют дугообразную форму и гармонично тянутся с легким изгибом до солнцезащитного козырька. Количество ламелей декоративной решетки радиатора уменьшилось, а их форма стала более выразительной. Нижняя часть передка оснащена новым спойлером с тремя отверстиями и выступающей нижней частью.
Обновленный Actros полностью адаптирован к условиям эксплуатации в СНГ. Он укомплектован более мощным генератором, специальной модификацией подвески и автономным обогревом кабины.
Россию представлял Камский автомобильный завод, который продемонстрировал ряд новинок для украинского рынка. Среди них я бы отметил автокран КТА-40 на шасси КАМАЗ-6540 (8х4). Крановая установка выпущена дрогобычским предприятием ОАО «ДЗАК» и оснащается пятисекционной телескопической стрелой с максимальной грузоподъемностью 40 т. Длина стрелы варьируется от 9,8 до 36 м. Применение четырехосного шасси, а также реализованная в конструкции крана концепция съемного противовеса, обеспечивают небольшую нагрузку на дорожное полотно, что позволяет ему двигаться по дорогам общего пользования без ограничений. Крановая стрела может выдвигаться как автоматически, так и в ручном режиме. Максимальная высота подъема груза составляет 36 м.
К сожалению, Минский автозавод не порадовал украинскую публику впечатляющими премьерами. Из выставленных грузовых и пассажирских машин можно отметить только модернизированный автобус МАЗ-1034 с измененной передней панелью.
Предприятие АвтоКРАЗ на домашней для себя выставке представляло экспозицию из девяти тяжеловозов. Обратил на себя внимание автобетононасос JXZ37/4/16HP (Корея) на шасси КрАЗ-65053-02 (6х4), который может подавать бетонную смесь на высоту до 37 м при предельной дальности подачи 33 м. Впечатление произвел также экскаватор-планировщик EW-25-M1 «Антей», смонтированный на полноприводном шасси КрАЗ-6322. Объем его основного ковша 0,65 м3. Производительность экскаваторного оборудования составляет от 108 до 120 м3/ч.
Кроме грузовиков, представляющих практический интерес, украинский автопроизводитель показал экзотические машины. Это «техничка» КрАЗ-5233ВЕ-086 «Самум» (4х4), подготовленная для участия в ралли-рейде «Лиссабон–Дакар 2008», но оставшаяся дома, а также арт-грузовик KRAZy Crocodile, созданный на базе старенького КрАЗ-255Б1. Название машины можно было перевести как «сумасшедший крокодил», если бы первое слово было «crazy».
Кабина «переделки» доукомплектована спальным отсеком, в верхней части которого располагается люк. В кабине «Крокодила» два руля и два комплекта приборов. В арсенале дополнительного оборудования мощная лебедка спереди и кран-укосина на корме. Трудно сказать, для чего создали этот тюнинговый автомобиль, конечно же, не для работы и не для воссоздания истории. Ему бы принимать участие в различных трак-фестивалях, рок-концертах или экспонироваться в Лондонском музее авангардного искусства. А на мой субъективный взгляд, КрАЗ просто потратил деньги на «дешевые понты» для приезжих.
Заканчивая тему автомобилей, хотел бы рассказать про корпорацию «Эталон» из города Борисполь Киевской области. До этого она была известна лишь благодаря своим незатейливым маршруткам, но на выставке TIR посетители увидели первые бортовые автомобили БАЗ Т713.12 и БАЗ Т713.13 с максимальной грузоподъемностью 3,5 т. В основе украинских среднетоннажников лежит индийское шасси ТАТА 613 DOC 2 (LPT 613), оснащенное шестицилиндровым двигателем ТАТА 697ТС55 мощностью 130 л.с. (Еuro-2) и пятиступенчатой механической коробкой передач ТАТА G-40.
По меньшей мере странно слышать, что в Украине до сих пор производятся и продаются новые грузовики с моторами ниже уровня Еuro-3. Ведь организаторы выставки в своем пресс-релизе уверяют, что «европейский выбор Украины и практическая реализация данного курса нашла свое воплощение во многих сферах, в том числе в развитии транспортных коридоров, строительстве новых автомагистралей и создании современных автотранспортных средств». Только вот по этим «коридорам» до сих пор невозможно нормально ездить, новые магистрали дальше географических карт пока не продвинулись, а местные грузовые автомобили и автобусы в большинстве своем всего лишь соответствуют уровню Еuro-2.
АВТОБУСЫ
Львовский автобусный завод показал новый 13,5-метровый полунизкий автобус InterЛАЗ-13,5F для пригородного сообщения, разработанный на основе городской машины CityЛАЗ. Условия работы автобусов на пригородных маршрутах диктуют свои требования к конструкции, среди которых: максимально возможное количество мест для сидения в салоне; отсутствие накопительных площадок и две двери для посадки-высадки пассажиров. Полная пассажировместимость салона достигает 120 человек, включая 60 мест для сидения. Автобус оснащен двигателем Deutz BF6M1013FC (Еuro-3) мощностью 286 л.с., автоматической коробкой передач ZF6HP-504 и пневмоподвеской WABCO.
Компания «Богдан» продемонстрировала две новинки: туристический автобус среднего класса «Богдан» А401.60, а также среднеразмерного «горожанина» А501.10. Первая пассажирская машина с типично азиатской внешностью оснащается четырехцилиндровым двигателем Isuzu 4HE1-XS (Еuro-3) мощностью 129 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач Isuzu MZZ6U. Салон «туриста» рассчитан на 30 пассажиров, включая места для гида и сопровождающего. Объем багажного отделения достигает 4,8 м3.
Городской «Богдан» комплектуется семилитровым шестицилиндровым двигателем Isuzu 6HE-1TC (Еuro-2) мощностью 230 л.с. Интересно, легко ли сегодня найти в Японии серийно выпускаемый мотор экологического уровня Еuro-2? Двигатель автобуса стыкуется с механической семиступенчатой трансмиссией Isuzu MLD 7Q.
Пассажировместимость салона 90 человек, включая 20 мест для сидения. Да, машина выглядит привлекательно, но компоновка у нее какая-то странная. Честно говоря, никогда раньше не доводилось видеть городской автобус с тремя одностворчатыми дверями (плюс еще одна для водителя). Наверняка при посадке и высадке пассажиров давка будет невероятная.
Новоиспеченный автопроизводитель из Запорожья фирма I-VAN, накопив двухлетний опыт и деньжат на производстве бюджетных городских маршруток, создала туристический вариант А07А2 этого самого «Ай-Вана». Пассажирская машина оснащена индийским мотором ТАТА 697NA (Еuro-2) мощностью 130 л.с. и механической пятиступенчатой коробкой передач ТАТА GBS-40. Пассажировместимость салона составляет 28 мест, а объем багажного отделения не превышает 3 м3.
ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
Польская фирма Wielton, производящая тентовые и самосвальные полуприцепы, продемонстрировала четырехосный низкорамный полуприцеп NJ52YB/NC для перевозки тяжелой техники и грузов.
Трейлер оборудован четырехосной тележкой на пневмоподвеске с подъемным первым мостом и задним поворотным, механизмом поднятия и опускания платформы, двухдиапазонными опорными ногами, тормозной системой с автоматической регулировкой тормозных механизмов и антиблокировочной системой. Он оснащен шинами размера 235/75 R17,5, а также полом, изготовленным из дуба.
Поднятие и опускание трапов происходит при помощи гидравлических сервомоторов, управляемых при помощи ручного насоса. Снаряженная масса полуприцепа составляет 10 600 кг, а полная – 52 000 кг. Нагрузка на седло может достигать 12 000 кг, а предельная нагрузка на ось не должна превышать 10 000 кг.
Верхнеднепровское ОАО «ВАРЗ» 15 лет назад начало выпускать прицепы и полуприцепы различных конструкций по немецкой лицензии. На выставке компания демонстрировала ряд недавно появившихся новинок. Первая – пятиосный полуприцеп-тяжеловоз ВАРЗ-НПВ 6011, предназначенный для перевозки техники и грузов массой до 60 000 кг. Снаряженная масса трейлера составляет 16 000 кг, а предельная нагрузка на седло – 23 500 кг. Трал оснащен пневмоподвеской фирмы BPW, в которой первые три оси неуправляемые, а четвертая и пятая – самоустанавливающиеся. В комплектацию полуприцепа также входит тормозная система WABCO с АБС и механические трапы с пружинными механизмами.
Вторая премьера предприятия из Днепропетровской области – полуприцеп-самосвал ВАРЗ-НПС 2730С, разработанный для транспортировки сыпучих грузов массой до 30 000 кг. Трейлер оборудован современной платформой полукруглого сечения объемом 30 м3. Кроме этого надо отметить пневмоподвеску фирмы BPW (Германия), гидросистему HYVA (Голландия) с 5-штоковым гидроцилиндром (усилие – 45 т) и механический запор заднего борта. Снаряженная масса полуприцепа составляет 8 000 кг. А предельная нагрузка на седло тягача достигает 16 000 кг.
Еще один украинский производитель подвижного состава – одесская фирма ЭВЕРЛАСТ, также освоила технологии с использованием высококачественных импортных комплектующих. На выставке экспонировали полуприцеп-самосвал НПС-2250 для перевозки сыпучих строительных материалов, а также зерна на дальние расстояния в составе магистрального автопоезда. Грузоподъемность трейлера составляет 30 000 кг, а его полная масса – 38 000 кг. Объем кузова достигает 35 м3. Нагрузка на седло не превышает 12 000 кг.
Подвеска трейлера от BPW, рама и кузов сварены из шведской стали Domex, гидроцилиндр – Binotto из Италии, сцепное и опорное устройства от Georg Fisher, а тормозная система с АБС фирмы Knorr-Bremse. Что же, наборчик, как говорится, внушает. Остается надеяться, что цена будет конкурентоспособной по сравнению с европейскими аналогами.
Полуприцеп-цистерна ППЦП-30 предназначен для перевозки и временного хранения пищевых продуктов (подсолнечного масла) в составе автопоезда с тягачами с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4. Трехсекционная цистерна из итальянской нержавеющей стали (пищевая) имеет постоянное эллиптическое сечение. Также в конструкции предусмотрен термокорпус и наружная обшивка из полированной нержавеющей стали. Подвеска полуприцепа BPW Eco PLUS трехосная, пневморессорная, колеса с односкатной ошиновкой.
Объем цистерны составляет 32 м3. Емкости секций, считая от тягача: первая – 11 000 л; вторая – 9 000 л; третья – 12 000 л. Снаряженная масса ППЦП-30 не превышает 8 100 кг, а полная масса – 37 600 кг. Нагрузка на седельное устройство тягача не должна превышать 12 000 кг.
Какой вывод можно сделать, осмотрев экспозицию? Несмотря на свой молодой возраст, грузовой автосалон TIR сумел зарекомендовать себя в качестве мероприятия по продвижению продукции и укрепления имиджа украинских и иностранных компаний.