FORD CARGO: ГОД В РОССИИ
Расхожий штамп: Ford Cargo – это турецкий аналог нашего «МАЗа». С технической точки зрения все правильно. Сравнительно простые по конструкции и надежные машины, как и наши «МАЗы», предназначены в первую очередь для местных и ближнемагистральных перевозок. Отличия – в подходе к проектированию и использованию техники.
Если у нас еще с советских времен при конструировании грузового автомобиля во главу угла ставятся его технические характеристики, то идеология, согласно которой конструируются и используются коммерческие автомобили во всем остальном мире, несколько иная. В первую очередь принимается во внимание не грузоподъемность или максимальная скорость машины, а экономическая эффективность. Автомобиль должен привезти своему владельцу максимальную прибыль при минимуме вложений. Поэтому условия приобретения здесь играют не меньшую роль, чем технические особенности.
Сбытовая политика компании «Ресо-Автоинвест» в настоящее время направлена на удовлетворение нужд крупных корпоративных клиентов, поэтому помимо простого лизинга, когда автомобиль в конце концов переходит в собственность лизингополучателя, есть еще и оперативный, рассчитанный на 36 месяцев. Преимущества такой схемы налицо: не надо ставить автомобиль на учет в ГАИ, он не входит в стоимость основных фондов компании, работающей с ним, имеет прозрачную историю, так как ремонтируется только на фирменных станциях.
По окончании срока эксплуатации у первого владельца с автомобилем легко расстаться, взамен получив такой же, но новый и, следовательно, безотказный. Вообще, чем быстрее оборачиваются средства, тем лучше для крупной транспортной или строительной компании. Если ресурс автомобиля позволяет перевезти за весь срок эксплуатации, скажем, сто пятьдесят тысяч тонн груза, то выгодно это сделать как можно быстрее, получив те же деньги за три года, а не за 10.
Вот почему, глядя на Ford Cargo с технико-экономической точки зрения, мы можем сказать, что это настоящий «бюджетник» – автомобиль, способный при минимуме вложений принести максимум прибыли за небольшое время. Увы, этот автомобиль вовсю трудится на дальних магистральных перевозках. Причины просты. Хозяева понимают, что купленный снова тягач способен 3–4 года отходить без существенных поломок, а значит, срывов подачи машины и договоров по перевозке груза. Вот почему они предпочитают не рисковать и приобретать сравнительно дешевую новую технику.
Познакомимся с «Фордом» ближе. Сделать это оказалось просто. На сервисный центр «Автостар–Павловский Посад», входящий в группу компаний РЕСО-Автоинвест, удалось попасть после первого же телефонного звонка. Как уже говорилось, по техническим характеристикам Ford Cargo больше подходит для местной работы. Соответственно было бы неправильно иметь в гамме только седельные тягачи. Много автомобилей идут в качестве шасси для установки бетономешалок, самосвальных, бортовых кузовов и фургонов. Шасси могут иметь разные колесные формулы, включая экзотические варианты с четырьмя осями; «дневную» или спальную кабину, различаться по длине рамы и грузоподъемности. Двигателей пока два.
На большинство машин пока устанавливают меньший. Это 7,3-литровые рядные шестицилиндровые дизеля Ecotorg мощностью 240 и 300 л.с. Ход поршня/диаметр цилиндра 124/112 мм. Такой мотор с маленьким литражом нужно хорошо крутить. Соответственно водители переключаются вверх на 2200–2500 об/мин, что нормально при сравнительно «короткой» трансмиссии. У седельного тягача мы имеем 1800 об/мин при 80 км/ч на последней передаче.
Коробки передач 9- и 16-ступенчатые, ZF. Передаточное число на последней передаче у всех – единица, переключение диапазонов – качая рычаг вправо и влево. Мосты Arvin Meritor – ведущие с тремя вариантами передаточных чисел. Тормоза оригинальные. Нет никаких дисков. Спереди и сзади стоят барабаны, но каждое колесо имеет по две тормозные камеры, точнее, одна обычная камера и еще одна с энергоаккумулятором. Да-да, «ручник» в двухосном Cargo действует на все колеса! Штоки камер смотрят внутрь колеса: вместо привычных кулаков здесь использован клиновой механизм. Колодки несколько шире, чем барабаны. Соответственно точить последние придется только в случае торможения заклепками. Образование буртика на внутренней поверхности барабанов исключено.
Есть у Ford Cargo и традиционный моторный тормоз с заслонкой на выхлопной трубе. Но если многие производители бюджетных моделей этим и ограничиваются, то у седельного тягача есть еще и электродинамический тормоз, расположенный на карданном валу между коробкой и ведущим мостом. На этом агрегате остановлюсь подробнее. По сути это своеобразный электрогенератор. Восемь катушек, в которые подается электрический ток, пытаются остановить 2 ротора, расположенные спереди и сзади от них. Ток, который возникает при вращении роторов в магнитном поле, никуда не снимается, а нагревает сами роторы, которые выполнены в виде больших вентиляторов.
От ручки сигнал идет в блок управления, который и направляет напряжение возбуждения по толстенным проводам на катушки. В зависимости от положения ручки будут работать 2, 4, 6 или все 8 катушек. Ток, необходимый для торможения на последнем положении, зашкаливает за 160 ампер. Обратный провод с катушек тормоза идет через «массу». Эффективность электрического торможения бешеная: на максимуме она соответствует педали тормоза, утопленной примерно на 2/3. На первой и второй позициях электродинамический тормоз завязан на антиблокировочную систему, а на третьей и четвертой самых мощных нет. Поэтому пользоваться системой надо осторожно. Да и время работы ограничено емкостью аккумуляторов. Хотя при 225-амперных батареях, входящих в стандартную комплектацию машины, это примерно полтора часа максимального замедления при работающем моторе.
В плюсах – простота, надежность и ремонтопригодность системы, и независимость эффективности работы тормоза от оборотов двигателя, от того, какая передача включена и включена ли вообще. Надо отметить, что примерно при трети максимальных оборотов не двигателя, а ведущих колес тормозное усилие начинает постепенно падать и становится совсем незаметным при 6 – 10 километрах в час.
На скорости получения автомобиля заказ замедлителя никак не скажется, потому что все равно шасси, находящееся у дилера, после уточнения деталей заказа перегоняется для монтажа надстройки. Сроки исполнения сжатые. Так, установка по предварительной договоренности фургона на шасси 6х4 занимает день, включая дорогу. Соответственно производителем автомобиля будет считаться уже не «Форд», а завод, установивший надстройку. Наиболее популярны самосвалы и бетономешалки. В последнее время появился спрос на шасси 2530 6х2 с подъемной осью под оборудование рефрижератора. Срок оборудования надстройками строительной техники составляет от одной до трех недель.
Что касается подвески, то она может быть и чисто американской, полурессорной (чаще всего применяется на машинах 6х2 с задней подъемной осью), пневматической на седельных тягачах и рессорной на шасси 6х4. Последнее благодаря высокому расположению всех агрегатов, большому ходу осей и блокировкам дифференциалов имеет высокую проходимость. Продавцы вспомнили случаи, когда они вытаскивали застрявший в гравии американский капотный тягач при помощи такого шасси.
В момент моего визита на сервисную станцию там обслуживался один из первых автомобилей, переваливший стотысячный рубеж, – седельный тягач Ford Cargo 1830. Водитель Андрей Цэдиш раньше работал на седельных тягачах MAN, на этой машине – 1 год. Вот его мнение:
«Машина, конечно, чуть ниже классом, чем MAN, на котором я работал раньше, зато новая и безотказная. Из неприятностей – недостаточный обдув ветрового стекла. Кроме того, на второй такой же машине два раза меняли турбокомпрессор. Электрический тормоз очень мощный. Год я с ним отъездил, и ничего с ним не случилось, несмотря на выступающие катушки. Расход топлива на круг груженый – пустой в районе 34–40 литров. Взял бы я эту машину? Нет. Самому слишком хлопотно решать все возникающие в этом деле проблемы, буду работать на хозяина».
Вот интересно, Андрей Цэдиш уже не первый, кто не хочет работать самостоятельно. У владельца грузовика в нашей стране слишком много проблем.
Что же касается турбонаддува, чаще всего его отказ на новой машине вызван неправильными действиями водителя. Большинство остальных поломок и неисправностей тоже вызвано технической безграмотностью водителей и ремонтников. Например, один раз на станцию приехал клиент с разлохматившимся диском сцепления. Машину ему отремонтировали, но есть серьезные подозрения, что он постоянно трогался в верхнем диапазоне. Я и сам за время общения с водителями Ford Cargo, да и не только, неоднократно видел такое. Но одно дело тронуться «с пятой пониженной» на спуск по асфальтовой дороге на одной «голове» и совсем другое – на груженом самосвале по грунтовке.
Еще по гарантии регулировали клапана, из свеженького – замена пневмоцилиндров подъема задней оси на машине 6х2. Был случай и с серьезной неисправностью электросистемы. Долго механики на станции ходили вокруг машины и гадали, как мог выгореть весь жгут проводов? В последний момент в кабине обнаружили подключенный в обход всех схем антирадар. Конечно, сам по себе он сжечь машину не мог, но горе-монтеры подключили его до предохранителей. Самопальные провода перетерлись, сели на «массу», и привет!
Бывают и случаи, вызванные незнанием водителями и владельцами особенностей эксплуатации автомобиля. Один клиент заехал на сервис, попросил дать распечатку по расходу топлива. Расход действительно большой, в районе 45 литров. Неисправностей в двигателе не обнаружено. Вопрос: «А Вы «половинками» пользуетесь?» Ответ: «Нет, а зачем?» Еще раз напомним, что двигатель «Форда» сравнительно быстроходный. Зона максимального крутящего момента для 300-сильного мотора 1400–1800 об/мин, следовательно, зона минимального расхода топлива еще уже. Целые передачи, как и на большинстве автомобилей, меняют обороты в 1,4 раза. Что это значит? То, что, раскрутив двигатель до 1800 оборотов и переключившись на целую передачу, попадаем на «неэкономичные» 1285 оборотов. Половинки же меняют обороты только в 1,2 раза. Пользуйтесь ими и всегда будете в зоне наименьшего расхода топлива!
Кстати, на «фордах» с 240-сильным двигателем зона наибольшего крутящего момента здорово растянута: 1200–1800 об/мин, что позволяет на некоторые модели ставить коробку без делителя. Но и здесь надо внимательно смотреть за оборотами и вовремя переключаться.
Проблемы с запчастями? Есть, соглашаются работники технического центра «Автостар–Павловский Посад», одними из первых получившие статус официального дилера «Форд Трак» в России. «Все же условия работы машин в Турции и у нас сильно отличаются, поэтому список неснижаемого запаса деталей, которые должны быть на сервисной станции, еще не определен. Нам и технологию ремонта, разработанную для Турции, пришлось переделывать, ведь по ней многие работы должны выполняться на улице или под навесом. У нас же все в помещении. Но нам сейчас очень важно закрепиться на российском рынке, продать как можно больше машин, поэтому проблемы есть у нас, но не у клиента. Мы вывернемся, а любую деталь достанем. Машина – инструмент для зарабатывания денег и стоять не должна».
Интересуюсь стоимостью наиболее ходовых работ и периодичностью технического обслуживания.
Какие именно работы тебя интересуют?
– ТО сколько стоит?
– Первое ТО обходится клиенту от 25 тыс. руб., остальные процентов на 20 дешевле.
– С каким интервалом его надо делать?
– Каждые 20 тыс. км.
– Не часто?
– Завод-производитель рекомендует производить проверочные и диагностические работы по четырем десяткам позиций, и это не считая тотальной замены масла во всех узлах и агрегатах при первом обслуживании.
– А сколько стоит снять-поставить коробку и сцепление?
– Около 11 тысяч.
– Неплохо для Москвы.
– Стараемся.
Конечно, Ford Cargo пока не входит в число лидеров, но его продажи быстро растут: клиенты видят в машине оптимальное соотношение цены и качества и голосуют за нее рублем.
Увы, эта машина пока недоступна для большинства индивидуальных перевозчиков. Оперативный лизинг для этой категории трудящихся не предусмотрен, первый взнос большой, график выплат не учитывает вынужденного «перекура» в конце-начале года. Другое дело, когда в салоны начнут возвращаться автомобили-трехлетки с закончившимся сроком оперативного лизинга. Все-таки за такой срок убить седельный тягач нереально. А что касается цен на подобные машины, то поживем – увидим.