РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Как и предполагалось, главными ньюсмейкерами этого раздела выставки стали известные европейские компании. Что касается непосредственно шасси, то применение легких металлов и даже композиционных материалов в новых конструкциях становится одной из козырных карт крупных производителей. Так, судя по экспонатам, Schmitz Cargobull уже использует алюминиевые поперечины рамы. Вкупе с воздушными ресиверами из полиамида это позволяет получить определенный выигрыш в весе, а следовательно, позволяет увеличить полезную нагрузку. С той же целью Mercedes-Benz предложила и вовсе отказаться от ресиверов. Представленная на выставке прицепная ось DCA Airmaster аккумулирует сжатый воздух в своей полой герметичной балке. Благодаря этому получилась не только экономия места под кузовом, но и массы порядка 50 кг.
Другим путем к снижению веса идет Koegel, предложившая оригинальное решение, заимствованное из аэрокосмической индустрии. В одном из новичков – мегатрейлере Phoenixx М55 рама состоит из двух частей: передняя зона и вертикальная стенка выполнены из углеродистого стекловолокна с алюминиевыми вставками, а остальная часть рамы – из высокопрочной стали. Благодаря нововведению удалось понизить высоту рамы в районе сцепки на 50 мм, что в свою очередь положительно отразилось на внутреннем объеме фургона.
Увеличение погрузочного пространства – еще одна актуальная тема, которая неразрывно связана с идеей универсальности высоты сцепки под различные типы тягачей. К примеру, на полуприцепе Schmitz S.CS Mega с конструкцией Varios простой механизм регулировки позволяет изменять высоту передней и задней стенки с шагом 50 мм. В результате достигается совместимость с тягачами, имеющими разную высоту седла – 965 и 1150 мм. При этом высота грузового пространства изменяется от 2900 до 3050 мм.
Система Varios особенно удобна в транспортных средствах для перевозки бумаги и стали в рулонах (S.CS COIL и S.CS Paper). Известно, что спрос на полуприцепы для перевозки рулонов металла достаточно высок, поэтому аналогичные модели сейчас предлагаются большинством европейских производителей. Среди примеров, представленных на выставке, можно назвать Koegel Mega Maxx Coil, Fliegel Mega SDS 350 RH 95/248, Krone Coil Liner Ultra, Humbaur Big One Coil и др. Отличительными особенностями этих транспортных средств является наличие продольного цилиндрического углубления, а также специальных крепежных систем, надежно фиксирующих рулоны во время транспортировки.
Рационализация погрузочного пространства просматривается и в конструкциях контейнерных шасси. Для снижения погрузочной высоты и центра тяжести все чаще используются ступенчатые рамы. К примеру, характерным признаком нового поколения шасси Schmitz S.CF Gooseneck является высота рамы на уровне 130 мм. При этом даже установка контейнера увеличенной вместимости типа Hight-Cube не позволит выйти за четырехметровый лимит по высоте. В теме и другие известные производители: модели с раздвижной рамой (Krone PM Box Liner, Humbaur Big One Connect, Koegel Port Max и др.) позволяют перевозить 20-, 30- или 45-футовые контейнеры в различных комбинациях. Любопытно, что при транспортировке одного 20-футового контейнера конструкция современных контейнеровозов позволяет менять положение контейнера на площадке и тем самым оптимизировать нагрузку по осям. Так, существующие варианты трансформации шасси позволяют перевозить контейнеры, зафиксированные посредине транспортного средства (при этом нагрузка на ведущую ось является оптимальной), но осуществлять погрузку и выгрузку сзади.
В практическом плане можно отметить новый полуприцеп-контейнеровоз компании Fliegl, оснащенный самосвальным механизмом. Шасси предназначено для перевозки 30- или 40-футовых контейнеров. Мощный гидроцилиндр позволяет наклонять надстройку для разгрузки через задний борт, при этом устойчивость транспортного средства обеспечивается дополнительными опорами – аутригерами, расположенными вблизи третьей оси. Заявленная грузоподъемность транспортного средства – 39 т.
Были новички и в стане автовозов. Так, итальянская Rolfo представляла модель Formula Ego Active. Новинку отличают решения, направленные на удобство погрузки-разгрузки и безопасности перевозки. В частности, увеличено расстояние между боковыми стойками подъемного механизма второго яруса. Между тем вместимость автопоезда осталась прежней: 9 автомобилей Mercedes-Benz C-класса.
Веление времени – спрос на транспортные средства с увеличенным объемом грузового пространства. Голландская ECK производит полуприцепы с жестким кузовом увеличенного объема. Представленная на выставке «двухэтажная» модель способна вместить 55 европалет. Для удобства погрузки и разгрузки имеется рампа с гидроприводом. Отменную плавность хода обеспечит независимая пневмоподвеска, а необходимый температурный режим внутри фургона может поддерживать рефрижераторная установка. Такие транспортные средства распространены в европейских странах, а в России с их эксплуатацией могут возникнуть проблемы – нужны хорошие дороги.
На прицепах для магистральных перевозок все активнее прослеживается тенденция к снижению аэродинамического сопротивления. До сих пор аэродинамические обтекатели ставили только на тягач, но теперь такие устройства есть и для полуприцепов. Новые пластиковые обвесы Koegel Aeropaket Dynamix и Krone Profi Eco Liner, закрывающие палетные ящики и кронштейны запасных колес, не только добавляют стильность внешнему виду, но и улучшают аэродинамку сцепки, способствуя сокращению расхода топлива и количества вредных выбросов. По информации производителей, возможна экономия до 5% от текущего расхода топлива.
Среди новинок бортовой электроники следует особо отметить систему динамического изменения осевых нагрузок (Load Spread Programme LSP), представленную компанией Schmitz Cargobull. Данное устройство предохраняет от перегруза ведущую ось тягача, который иногда происходит после частичной разгрузки задней части полуприцепа и соответственного смещения центра тяжести вперед. Работа системы LSP достаточно проста: контролируемое снижение давления в пневматических упругих элементах третей оси позволяет увеличить нагрузку на две другие оси полуприцепа, а это в свою очередь вновь сместит центр тяжести назад. В настоящее время программа LSP устанавливается в серийном исполнении на все трехосные полуприцепы Schmitz Cargobull производства заводов в Альтенберге и Вредене. Другим примером совершенствования прицепной электроники является система Wabco Trailer Telematics, способная автоматически отслеживать и передавать по радиоканалу более 10 параметров.
Наряду с традиционным изобилием «шоссейных» прицепов и полуприцепов на выставке присутствовали и новинки «тяжелого» сектора. Их выставляли европейские компании Broshuis, Goldhoffer, Doll, Faymonwille и т.п. Один из интересных экспонатов – тяжеловозный полуприцеп Broshuis XS Low Loader сконструирован специально для работы в условиях ограниченного пространства. Благодаря наличию механизма поворота на единственной оси это транспортное средство отличается исключительной маневренностью.