ПРОКАТ: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
В прошлый раз мы попытались взять грузовик напрокат ровно 2 года назад. Что из этого вышло, вы смогли узнать прочитав статью «Сутки на Соболе» (№6 2006 г.). Для тех, кто не читал, кратко расскажу, что нам выкатили почти полностью убитую машину, взяв обязательство самостоятельно и за свой счет делать «капитальный и текущий ремонт техники», и заплатить 100 тыс. руб. в случае утраты этого сокровища. Поскольку необходимость в капитальном ремонте «Соболиного» двигателя явно назревала, подозреваю, что подразумевалось: за сутки обладания машиной я и должен был его сделать. Мне-то было все равно: в любом случае деньги не мои, а дорогой редакции, а в ее способности профинансировать «капиталку» 406 двигателя я не сомневался. Но для простых арендаторов это был серьезный повод усомниться в целесообразности такого поступка. Ничего не поделаешь: в 2006 г. услуга проката без водителя грузовых автомобилей в отличие от легковушек была не очень развита.
Прошло два года, и вновь стою перед дверью прокатной конторы. Нашел ее не я, а старый клиент-дачник, которому я объяснил, что своей грузовой машины у меня сейчас нет, и в ближайший год не предвидится. Он ее и нашел, пользуясь интернетом, а выбирал по принципу «у кого сайт лучше». Надо сказать, что выбирать, как и два года назад, было не из чего, а вот качество предоставляемых услуг заметно изменилось. Нет, конечно, на прокатном рынке по-прежнему присутствуют фирмы наподобие той, где мы брали убитый «Соболь». Отвратительное техническое состояние, кабальные договоры аренды машин, зарегистрированных к тому же на разных индивидуальных предпринимателей, отсутствие страховок кроме ОСАГО.
Но наша страна развивается небывалыми темпами. Развивается и становится более цивилизованным рынок проката. Что особенно радует, цены остались прежними. За аренду новенькой, апреля 2008 г. выпуска «Газели»-семиместки с цельнометаллическим кузовом мы отдали 1700 руб. «Соболь», который из-за меньшей грузоподъемности пользуется чуть меньшим спросом стоит полторы тыс. в сутки – столько же, сколько и два года назад. Плюс 7000 рублей залога. Теперь арендаторам на полном серьезе и в обязательном порядке предлагается страховка «КАСКО», техпомощь на дороге и буксировка. Осталось проверить, насколько все это реально на самом деле.
Первый приятный сюрприз: я могу не выступать арендатором машины, а только водителем. Ответственность же за нее будет нести клиент. Хорошо! Не надо будет искать для нее ночью платную стоянку. Посажу в кабину клиента вместо Бобика, а сам отправлюсь домой. Пусть охраняет машину! Сюрприз второй: на вопрос о возможных поломках в конторе отвечают так: «если что-то можно устранить своими силами или на автосервисе, устраняйте, предварительно согласовав вопрос с нами». Деньги обещают вернуть, а в случае серьезной неисправности выслать буксир. Сюрприз третий: арендодатели заполняют квитанции для Сбербанка, и составляют длинный-длинный договор аренды. Никакой подпольной бухгалтерии – все как положено.
Оформление и поездка на стоянку на машине арендодателей заняли ровно час. И вот она, наша «Газель». Действительно абсолютно новая, на таких я еще не катался. Даже страшновато за ее судьбу, ведь попавшая в мои руки техника имеет обыкновение очень быстро опускаться до первобытно-общинного уровня. Мне подробно объясняют как открывать капот, где смотреть уровень масла, тосола, как накачивать приложенным к машине ручным (ха-ха!) насосом колеса до трех атмосфер. В конце инструктажа дают памятку клиента, где все это написано, и интересуются, есть ли у меня опыт управления такими большими автомобилями. Знали бы они, что мне доводилось рассекать по Москве на контейнерном погрузчике без милицейского сопровождения! Это был действительно большой автомобиль!
Клиент отдает 1700 руб. за аренду, 7000 залога и еще 50 в качестве комиссии Сбербанку, которые нам тут же возвращают с напутствием купить на них тосола. Последний раз проверяю документы, и вот она, ошибка: машину мы берем на сутки, то есть на два дня, а в доверенности стоит только один. Плюс приписка насчет того, что машина после окончания сегодняшних суток будет считаться в угоне. Словом: «Ехай Золушка, ехай, но имей в виду, что в 23-59 твоя позолоченная карета превратится в горбатый «Запорожец»». Наконец доверенность переделана, можно ехать. Прокатчик сам выводит машину со стоянки, и еще я долго вижу в зеркале заднего вида, как он машет нам вслед белым платочком. Хочется сказать ему: «Не дрейфь, братан! Мы обязательно вернемся! Если получится».
Неожиданная везуха: мне звонит еще один деятель, который тоже хочет ехать на дачу, и интересуется, когда можно это будет сделать. Прямо сейчас! – отвечаю ему, а сам пересчитываю маршрут. Если первоначальный пункт загрузки был в Перово, а выгрузки в Анциферово (район Куровской), то теперь прибавляется еще один маршрут: Рязанский проспект – Салтыковка. Это в районе Балашихи. Все очень отлично стыкуется, а благодаря 7 местам в машине я увезу всех за один рейс.
Пока едем по кольцевой замечаю, что передняя и салонная печки гонят холодный воздух. Наверное, закрыт кран отопителя. Приеду – открою. Щас! Когда я на стоянке стал его искать, то не обнаружил кранов ни в салоне, ни под капотом. Вместо них стоит электромагнитный клапан. Есть и электронасос, который тоже не крутится. Шланги, которые идут от клапана на обе печки – холодные. Разумеется, я не собирался искать причину, по которой он не открывает воду из блока. Прикидываю так: выкинуть клапан не получится, нет запасных переходников и шлангов, значит надо его запитать принудительно, благо аккумулятор рядом. Но для этого надо резать провода, идущие на него от фишки, а машина чужая. Да и от моторной перегородки стало идти тепло, которое вентилятор печки рассеивает по всему салону.
Грузимся. Крупные вещи – в грузовой отсек, хрупкие – на заднее сиденье. Боковая дверь упорно не желает открываться. Хорошо, я не раз видел, что делают в таких случаях водители маршруток: пара ударов ногой, и все работает как надо.
После посещения следующей точки загрузки в Перово «Газель» оказалась забита полностью. Грузовой отсек до отказа загружен никому не нужными на мой взгляд деревяшками, а в пассажирском я везу 6 человек. Всех их надо покрепче пристегнуть, чтобы не сбежали не расплатившись. Сделать это удается не с первого раза. Те ремни, которые снабжены катушками, постоянно клинит, и это на новой машине!
Следующая остановка на заправке. На топливомере только-только загорелась лампочка остатка. Заливаем 50 литров «92» на 1200 руб. Прикидываю, что на почти 400-километровый маршрут этого должно хватить: обычно езжу я не быстро. Только не на этой машине. Нормально (а в моем понимании это со скоростью 70 км/ч на 5 передаче) ехать на ней невозможно. У «405» двигателя явно не грузовой характер. Реветь он начинает с полутора тысяч оборотов, а тянуть – с двух с половиной. Помнится, на «Соболе» с карбюраторной версией двигателя ЗМЗ – 406 я уверенно ехал в пробке со скоростью 10 км/ч на второй передаче. Теперь же и на первой ехать с такой скоростью без нажатого сцепления не всегда получается. Крутящего момента на 1000 об/мин в таком режиме явно не хватает. И вообще: все, что от него требуется, этот мотор исполняет, но с натугой и каким-то особенным ревом.
Ревет он на низких оборотах, на средних и высоких, а также на переходных режимах. При переключении передач после отпускания педали газа и нажатом сцеплении обороты падают не сразу, а через секунду – другую, а при попытке тронуться на низких оборотах начинаются крутильные колебания, и вся машина подпрыгивает вверх – вниз. Очень неудобно. Хоть и хают «402» мотор все, кому не лень, но он был явно приятнее в повседневном общении.
За что еще можно поругать нынешнюю «Газель»? За тугое сцепление. Нет, понятно, что это все-таки не легковушка, но усилие на педали лишь немногим меньше, чем у ЗИЛ-130, имеющим простой механический привод. В «плюсах» у машины – относительно небольшой расход топлива (за 340 километров пробега мы сожгли около 40 литров, и это вместе с балашихинской пробкой, дачным бездорожьем и ночным «отжигом по городу»), не очень «ватный» гидроусилитель, который теперь устанавливается и на «Газели». Не знаю, что с ним сделали, но некоторое подобие реактивного усилия теперь имеется. Ну и разумеется, классическая компоновка машины с задним приводом и грузовым передним мостом без всяких легковых «дрыгалок».
Едва мы выгружаемся на последней даче, следует новая просьба: надо отвезти в город ненужные теперь велосипеды и электроплитки (а вдруг зимой нагрянут воры и украдут?!), ну и развести по нескольким местам в Москве урожай из нескольких килограммов морковки. Нет проблем! Любой каприз за Ваши деньги! Оказавшись в ночном городе, начинаю понимать, зачем «Газели» нужен такой мощный и «крутильный» двигатель. Останавливаюсь перед светофором, как обычно на стоп-линии. Разумеется, находятся чудики, вылезающие вперед стоячей машины и останавливающиеся на самом перекрестке. Благодаря «405» двигателю расправа с такими деятелями коротка и безжалостна. Пока «легковушечник», уверенный в своей безнаказанности увидев разрешающий сигнал, только включает передачу, я уже перехожу с первой на вторую. Пол-оборота рулем вправо, пол-оборота влево, и я обхожу его справа в единственно возможном месте двухполосной дороги – небольшом расширении на перекрестке. Когда наступает пора переключаться на третью, в зеркалах видна сильно отставшая легковая машина. И все это, не выкручивая двигатель больше 4000 оборотов! Я совсем не Шумахер, но кажется, только так и можно ездить на «газелях» образца 2008 года. Переделку нормальной рабочей машины в спортивный снаряд явно заказали «маршрутчики». Кстати, уже в городе погас один из габаритных огней.
«Дождь, мокро, фишки окислились», – сказали мне прокатчики, когда спустя сутки мы все же вернули машину.
Впрочем, чтобы ее вернуть, желательно, чтобы машину ночью не угнали.
«Поставь ее у себя под окнами, здесь же есть сигнализация», – предлагает клиент.
«Ну сработала она. Я смотрю в окно и вижу восемь человек, пытающихся угнать машину. Думаешь, я пикну? Даже с одним не буду связываться».
Помните, фильм «Берегись автомобиля»: Сама мысль «…о том, что пять с половиной тысяч просто брошены на улице, да к тому же снабжены колесами может отравить чью угодно жизнь». Только в нашем случае речь идет не о пяти, а о 400 тыс. руб. Именно столько стоит теперь машина в исполнении Euro-3. До клиента только сейчас дошло, что в случае угона виноватым окажется он. Мне то что? Я водитель. Куда мне сказали поставить машину, там я ее и бросил. Начинается лихорадочный поиск стоянки. Вот невезуха! Одна стоянка перекопана, на другой снята охрана, весь народ с них теперь на третьей. Разумеется, мест на ней нет. «Газели не ставим», «Только легковые», – слышим еще в нескольких местах. Наконец, удается приткнуть машину на охраняемую ночевку. Цена вопроса – 100 руб.
Время час ночи, а завтра утром надо сдавать машину. Перед сдачей ее требуется вымыть как внутри, так и снаружи. Пока едем, прокатчики успевают позвонить нам несколько раз. Успокойтесь, ребята! Время только 10 утра, а машину мы получили в 11.40., у меня еще больше полутора часов. С мойкой повторяется такая же история, как и со стоянкой. Хорошо, в районе Ховрино, где мы и брали машину, мойки на каждом шагу. Договориться помыть «Газель» удается только с пятого или шестого раза, а время идет. Цена вопроса – 500 рублей. В случае сдачи грязной машины с нас бы взяли 1100.
Обычно я не пользуюсь «ручником», оставляя машину на передаче, но на подъеме перед заездом на мойку решаю тронуться с него, так как сзади стоят другие машины. Вот тебе и раз! Ручник почти не тормозит машину. Тронуться с трех педалей для меня не проблема, а вот многие клиенты, впервые севшие на «Газель» после легковой машины могут и укатиться. Будьте внимательны!
Наконец сдача. Прокатчик проверяет чистоту, комплектацию, остаток топлива в баке, не забывает проверить, долили ли мы тосол. С бензином мы здорово просчитались. На указателе еще четверть бака, а сдавать машину можно и с «осьмушкой», главное – чтоб не горела контрольная лампочка. Возвращается залог, за исключением платы за перепробег 40 км (суточный лимит – 300).
Пора подбивать бабки. 1700 – арендная плата, 1200 – бензин.
То есть, арендованная «Газель» обошлась не дороже такой же поездки на собственной грузовой машине. А учитывая уже включенные в цену аренды страховку, плату за содержание машины на стоянке, налог и техосмотр, даже дешевле.
Вообще – идеальный случай: техника появляется только тогда, когда нужна, а по окончании работы исчезает. Поэтому прокат – не самый худший вариант, если машина нужна нечасто. Единственный недостаток – долгое оформление договора аренды, и необходимость планировать свою поездку за несколько дней. Впрочем, прокатчики обещали, что скорость оформления документов увеличится, а парк расширится. Вместо 37 машин, только малая часть из которых «Газели», будет 50, в том числе – «сараи» и минивэны.
«А что с настоящими грузовиками категории «С»?» – интересуюсь напоследок.
«Думаем, но пока на них слишком маленький спрос. Невыгодно».
А думать придется, иначе это сделают зарубежные прокатные конторы, которые сейчас активно выходят на наш рынок. Для них это только вопрос времени.