КАРАВАН ИДЕТ НА ЮГ
Тур «Новый Актрос. Новое сияние звезды», посвященный началу официальных продаж в России, стартовал в Москве и финишировал в Анапе. Двигаясь по федеральной трассе М4 «Дон», колонна сделала остановки в Воронеже, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Там ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» оказало спонсорскую помощь школам-интернатам и передало в муниципалитеты комплекты для обучения детей ПДД. По пути следования путешественников ждали поистине детективные сюжеты...
МОСКВА – ВОРОНЕЖ
Все началось в столичном парке Царицыно. Гости собрались практически без опозданий. Послушали теорию и стали с нетерпением ждать старта. Пока одни делали первые фотографии и общались с коллегами, другие изучали спецификации автомобилей. По мощности было три варианта: 510, 435 и 408 л.с., столько же вариантов кабин. Да и по оборудованию грузовики разные.
Начинать пробег мне выпало на Actros 1841 LS 4x2, самом простом во всем караване. Колесная база стандартная – 3600 мм, передняя ось рассчитана на 7100 кг, задняя – на 11 500 кг. Нагрузка на седло – 10 600 кг, допустимая полная масса автомобиля – 18 000 кг, автопоезда – 44 000 кг. Все тормоза дисковые. Есть блокировка дифференциала (надеюсь, не понадобится), система предварительного подогрева топлива (по нынешней погоде не актуально), сетка для защиты радиатора кондиционера от насекомых. Это минимум того, что полезно знать в начале поездки, остальное можно изучить в дороге – путь не близкий.
Мой напарник, инструктор Александр, рассказывает о том, что примечательного в машине из дополнительного оборудования. Кабина L имеет подвеску для плохих дорог. Она снабжена электрическим люком, кондиционером, пневматическим звуковым сигналом, 25-литровым холодильником в выдвижном ящике, креслом со складной спинкой. Верхний спойлер дополнен регулируемыми боковыми обтекателями, есть также нижние боковые обтекатели и передний противоподкатный брус. Высота рамы автомобиля уменьшена на 30 мм, тормозные и электрические разъемы расположены внизу, аккумуляторы повышенной до 220 А-ч емкости. Имеется интерфейс для телематики и 15-полюсный электрический разъем для прицепа. Кажется, все – голова отказывается воспринимать дополнительные сведения.
Перед началом движения обхожу машину. Это ритуал знакомства. Попутно отмечаю выштамповку на задней стенке кабины – на нижнем лежаке просторнее. Алюминиевый топливный бак с запираемой горловиной. Его 450-литровых запасов должно хватить надолго, и если все благополучно сложится, до пункта назначения мы доберемся без дозаправки. Но это теория, практика впереди.
Освоиться за рулем Actros третьего поколения несложно. Комфортабельное кресло и регулируемая колонка позволяют быстро найти оптимальное положение и почувствовать себя по-настоящему удобно. Зеркала регулировать не пришлось – они настроены словно под меня. Автомобиль поставлен на учет только 9 сентября. Это один из восьми новых Actros, ввезенных в Россию. Официальная презентация новинки вообще состоится в начале 2009-го, так что напутствие Йорга Радтке, директора ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» по продажам грузовых автомобилей и маркетингу, беречь технику, не выглядит шуткой. Машины и впрямь на вес золота: цена сцепки зашкаливает за 200 тыс. долларов, или 170 тыс. евро. Ну что, смотреть на них, что ли?! Садимся за руль и едем.
Выезд с площадки и – первое предупреждение по рации: «Впереди работает машинка». Это означает, что на дороге стоит патруль ДПС и ловит за превышение скорости, несоблюдение разметки и прочие нарушения. Вот так начало! Мы сознательно нарушать ничего и не собираемся, но при выезде с площадки приходится делать замах на встречную полосу, иначе «хвосту» не вписаться в ворота, а колеса фуры будут скакать по бордюрам. Сплошная линия остается справа, и гаишники закрывают на это глаза. А ведь могли бы и докопаться. Но радость преждевременна. Через несколько минут по рации передают: «Последний автопоезд отстал в самом начале пути».
При въезде на мост уже другие гаишники остановили какой-то грузовик. Он так раскорячился, что нашей фуре вписаться в радиус нереально. Люди в форме это заметили, но «штрафника» не переставили и продолжили разбирательство. Тем временем собравшиеся на подъеме водители не выдерживают и начинают объезжать автопоезд по встречной. Второй гаишник не теряется и прихватывает лихачей, что называется, с поличным. Взмах полосатой палочки, трель милицейского свистка – и нарушитель прижат к обочине. Торопишься? Плати!
На первых километрах дистанции останавливаюсь на подъеме и ощущаю плюсы противооткатной системы: трогаясь в гору, грузовик не пятится назад и начинает движение с того места, на котором он стоял. Кнопками на руле настраиваю магнитолу. Ба, да здесь быть диджеем удобнее, чем в массе современных легковушек! Пока едем по улицам Москвы, где хорошо берет радио, слушаем местные станции. Для езды по трассе приготовили записи на CD. Но громкость сознательно приглушаем – хочется пообщаться.
Седельник с пневмоподвеской идет мягко, раскачка на волнах асфальта невелика, но это всего лишь город. Основной режим грузовика – трасса, и потому главные оценки еще впереди. Пока же стараюсь предвидеть маневры шустрых, как сперматозоиды, водителей «газелей» и раненных на всю голову джигитов такси. Эти будто тараканы лезут во все щели на убитых колымагах. Усталости пока не чувствую: во-первых, это только начало путешествия, а во-вторых, грех уставать в такой шикарной машине.
Посты ДПС проезжаем спокойно – инспектора лишь провожают нас взглядом. Очевидно, они в курсе автопробега, ведь организаторы заручились поддержкой высших милицейских чинов, включая письмо за подписью генерала Кирьянова. Первая остановка запланирована на 133 км трассы «Дон», да и то по согласованию с колонной. Но рация ближнего радиуса действия в холмистой местности плохо берет, а между головной и замыкающей машиной уже несколько километров. Следующий «пит-стоп» обозначен только у столбика 253 км, и до него еще ехать и ехать. Батареи рации садятся буквально на глазах. Становится ясно, что никакой колонны не получится, едем в свободном режиме.
Дорога М4 долгое время вызывала критику со стороны водителей. Но, слава Богу, что-то меняется к лучшему. Налицо широкомасштабная реконструкция. На протяжении десятков километров ведется расширение дороги. К зимней Олимпиаде-2014 в Сочи ситуация должна измениться коренным образом.
До Воронежа намечено несколько точек возможных остановок, где можно «кинуть якорь» большим автопоездам. На одной из них делаем остановку на обед, но придорожное кафе выглядит настолько подозрительно, что рисковать никто не решается. Съедаем по сэндвичу, выпиваем 200-граммовый пакетик сока и снова в путь.
К тому времени, как на трассу опускаются сумерки, встаем в пробку. Прямо на трассе. Впереди ремонт моста, справа песочный откос без намека на обочину, слева узенькая полоска свежеуложенного асфальта шириной около трех метров. По стремительно приближающимся фарам в зеркале вижу: у кого-то лопнуло терпение, и он полез на рожон без малейших шансов разъехаться со встречными. А некоторые умудрились штурмовать песчаные насыпи. Они начинают раздражать и дальнобойщиков, и тех, кому спешить некуда. Кое-кто уже выходит на трассу и пытается замедлить наглецов. Хоть бы до мордобоя не дошло…
Еще 40 минут ожидания, и приближаемся к заветному мосту. Старший колонны просит включить подсветку «мерседесовских» звезд на облицовке радиатора, чтобы точно идентифицировать участников автопробега и пропустить с помощью подмасленных строителей. Проезжая мимо стоящих грузовиков на встречной полосе, ловлю на себе завистливые взгляды дальнобойщиков. Да, таких шикарных тягачей многие из них «живьем» еще не видели.
Ефремов для нас не примечателен. А вот Елец сразу напоминает эру кооперативов горбачевской перестройки: вдоль дороги стоят зазывалы. Нет, это не сутенеры, хотя наверняка есть и такие. Это «серые» предприниматели, торгующие чеками на дизтопливо, гостиницу, питание. О продаже ворованной солярки вообще нет разговора: да залейся! Чтобы «попасть» на дорогой ремонт.
Постепенно колонна рассасывается, и мы набираем ход. Встречные идут сплошным потоком, и об обгоне не может быть и речи. И только через добрых полчаса выходим на крейсерскую скорость. И промахиваемся мимо указателя места ночлега. Едем на разворот через мост, а там нет съезда на противоположную сторону! Намучавшись и навертевшись, оставляем грузовики на парковке.
На суточном счетчике с момента сброса 402,3 км, время в пути 6 ч 26 мин. (часть этого отрезка машины «молотили» на холостом ходу). Средняя скорость 62,3 км/ч, средний расход топлива – 28,4 л/100 км. Если учесть, в каких условиях двигался автопоезд, показатели очень достойные.
ВОРОНЕЖ – РОСТОВ-НА-ДОНУ
С первыми лучами солнца встаем, встречаем пополнение коллег-журналистов, завтракаем, и снова на «большак». Теперь в моих руках руль нового 435 сильного Actros 1844 LS 4x2. В отличие от вчерашней машины, его передняя ось рассчитана на 8,0 т (на 900 кг больше), задняя – на те же 11 500 кг. А вот нагрузка на седло на 300 кг меньше и составляет 10 300 кг. Остальные весовые параметры идентичные. Вместо узеньких высокопрофильных шин 315/70 R22,5 на передней оси стоят низкопрофильные «лапти» Bridgestone 385/55 R22,5. Любопытно, как они поведут себя на российских дорогах...
Посадка в машине более комфортабельная. Это потому, что кабина выше, пол ровный, да и кресла другие. Регулировка дается легко, но почему-то выбранное положение не кажется оптимальным. Ну ладно, в дороге подкорректирую. Примерно так я думал в начале пути, но для расслабления времени так и не нашлось. Разорванную на части колонну организаторы решили собрать в караван для фотосессии. Но легко сказать, а попробуй удержи заданную дистанцию, когда бесшабашные лихачи то и дело норовят нырнуть в окно между машинами, убираясь со встречной полосы во время обгона.
Начинается борьба с солнцем. Не пойму, зачем в наружном козырьке сделали разрыв с алюминиевой вставкой. Может, так и красивее, да только неудобно – сплошной тонированный пластик был лучше. Опускаю внутренний щиток – так намного приятнее. Показания бортового компьютера при ярком солнце и включенных фарах считываются очень плохо. Но стоит выключить свет хотя бы ненадолго – и показания на контрастном фоне становятся прямо-таки безупречными. Солнце уходит в облака, а на левом боковом стекле начинают гулять блики. Долго гадаем, откуда они взялись. И только на большом привале от коллег узнаю, что это рассеянный свет от щитка приборов. Да, странно видеть такую недоработку на машине дороже 100 000 долларов...
Другой неприятный пустячок. Напарник закуривает и просит открыть люк. Но клавиша управления расположена так высоко, что приходится привстать с кресла, чтобы дотянуться. Более того, люк открывается не одним прикосновением, а долгим нажатием. Пока вы держите клавишу утопленной, люк открывается, стоит отпустить клавишу – и процесс прекратится.
Вот на чем не экономили, так это на рулевом управлении. Оно четкое, информативное, полностью подконтрольное водителю. В общем случае если «повезло» встать в асфальтовую «лыжню», ощущения будут похлеще, чем от просмотра фильма ужасов. Представьте, что идете на обгон. Машину начинает водить, подбрасывать, а вам надо удержать ее в своей полосе и не зацепить соседа. Вот где пот выделяется, как у спортсменов на тренировке! Но Actros настолько хорош, что сомнений в его возможностях нет. Он достойно ведет себя на разбитой дороге, вселяя в сидящего за рулем уверенность в собственных силах. По крайней мере, я чувствовал именно это.
Сегодня едем среди ведущейся чуть ли не на каждом километре широкомасштабной реконструкции дороги. Проезжая часть расширяется до двух полос в каждом направлении, а местами кажется, что полос будет еще больше. Но эта «малина» для будущего движения, а пока всюду ограничения и запреты, и провокационная сплошная полоса, которую то и дело игнорируют водители. Нарушают и дальнобойщики, и частники на легковухах. Только и гаишников тут как пчел на медосборе. И никакой солидарности между водителями в плане предупреждения миганием фарами. То тут, то там остановленные машины за пересечение сплошной, обгон справа, езду по обочине. Ладно бы деньги шли в бюджет, а то ведь по большей части оседают в карманах мздоимцев...
...Ползущий в гору зерновоз практически останавливается на подъеме и, чтобы не рисковать (вдруг КамАЗ заглохнет да и назад покатится), обхожу его, выезжая левыми колесами через сплошную. Места для встречного транспорта достаточно – хоть поперек езжай, но фактически это нарушение. По закону подлости «на хвосте висела» патрульная машина. «Ну всё, – думаю, – попал!» Но гаишная «девятка» устремляется за «маздой» и подрезает ее справа, вынуждая вырулить на встречную полосу. Вот так приемчик, прямо в духе бритоголовых отморозков! Честно говоря, от увиденного я был в шоке.
Но настоящий шок ждал караван на печально знаменитом аксайском посту ДПС под Ростовом-на-Дону. Уже на месте ночлега выяснилось, что есть потери. Одну «голову» тормознули якобы для проверки документов и стали «разводить» на деньги. Молодому водителю-инструктору прямо здесь предложили «сдать анализ мочи» (только вдумайтесь!). Извините за подробности, парень отлил в баночку, и жидкость позеленела. «Вы в состоянии наркотического опьянения, – констатировал один из инспекторов. – Откройте машину». Не прошло и нескольких секунд, как в кабине якобы обнаружили пакетик с марихуаной. Бедный водитель даже дар речи потерял.
Сделать звонок с мобильного ему не дали и начали пугать последствиями – тюрьма, срок и все такое прочее. Но за 110 000 руб. оборотни в погонах якобы готовы были закрыть глаза на случившееся. Такой суммы у парня не оказалось, и «штраф» вырос до 140 тыс. На решение проблемы бедолаге отвели полчаса, а потом, дескать, повезут в стационарную клинику для официального медицинского заключения и составления протокола задержания и изъятия наркотических средств… И только когда на пост приехали московские люди с письмом за подписью главного милицейского начальника всея Руси генерала Кирьянова, конфликт был исчерпан. Вымогатели извинились, сказали, что произошла ошибочка и отпустили дальнобойщика с миром. Настроение у всех было препоганое – ведь такая подстава могла случиться с каждым...
В тот день за руль напросились четверо вновь прибывших участников пробега и удовольствием пришлось делиться. А личные показания на моем автомобиле к концу дня были следующими. Преодоленный отрезок пути составил 328,1 км. Время в дороге с остановками на перекур и перекусон 5 ч 4 мин. Автомобиль показал среднюю скорость 64,8 км/ч и средний расход топлива 33,8 л/100 км.
РОСТОВ-НА-ДОНУ – КРАСНОДАР
День начался с презентации нацпроекта под проливным дождем. Но даже погода не испортила торжества. Детям школы-интерната вручили обучающие комплекты по Правилам дорожного движения, провели с ними викторину и сделали памятные фото около машин и в кабинах. Радости детишек не было предела, видели бы вы эти сияющие лица! Да много ли ребенку для счастья надо: тепло и забота взрослых, любимые игрушки и чтобы с ними занимались. Вот Mercedes сподобился на благое дело, хорошо бы, чтоб и другие последовали положительному примеру. Ну не должна благотворительность выливаться только в перечисление на расчетный счет всяких там фондов денежных средств и разовые акции по раздаче одежды и мягких игрушек...
А мой «конь» на начало дня – Actros 1844 LS 4x2 с кабиной Mega Space. И хотя у него тот же индекс, что днем ранее, это немного иной автомобиль. У него нагрузка на седло не 10 300 кг, а почти на полтонны меньше – 9850 кг. В остальном даже оборудование полностью идентично.
День начинается с неприятностей. Во время движения по городу в составе колонны, возглавляемой начальником ГАИ, происходит авария. Какой-то «джигит» на дряхлой «шестерке» подлез в мертвую зону и получил пощечину от «актроса». Инструктор, сидевший за рулем грузовика, удара даже не почувствовал. А «горец» через квартал обогнал «обидчика» и перекрыл дорогу отрихтованными «Жигулями», затребовал денег. Это был не его день. Инспектор ДПС все расставил на свои места. «Почему скрылись с места ДТП?» – сурово спросил он пострадавшего, и претензии отвалились как осенние листья на морозе. А у тягача только краска чуть-чуть потерлась и больше никаких повреждений. Крепкую машину сделали немцы! А ребята между тем дали ей прозвище «гроза хач-такси».
Сегодня опробую работу темпомата. В качестве эксперимента нагоняю точно такую же нашу сцепку и пристраиваюсь за ней. Коллега явно не использует круиз-контроль, и разгонная динамика у нас одинакова. И хотя я топчу педаль газа что есть мочи, никакого преимущества не получаю. Но стоило задействовать темпомат, картина изменилась. Машине словно «лошадей» прибавили. Медленно, но стабильно ухожу в отрыв и на подъеме обгоняю ничего не понимающего собрата по перу. Тот удивлен, о чем сообщает.
Actros – единственный грузовик в мире, оборудованным системой активного торможения Active Brake Assist. В случае опасности с едущим впереди транспортом активируется экстренное торможение. Но за окном дождь, и только дурак поставит на кон свою жизнь и безопасность других водителей и пассажиров для проверки работы ABA. А вот искусственный интеллект системы управления устойчивостью полуприцепа мне понравился: когда в одном из скоростных поворотов возникла опасность заноса «хвоста», электроника понизила скорость автопоезда до безопасной. Да, я не смог завершить обгон так быстро, как хотелось, зато не убрался с дороги и не положил автопоезд. Добрых слов заслужила и так называемая интеллектуальная система контроля качения. Она обеспечивает оптимальное демпфирование подвески, гасит высокую амплитуду колебаний и предотвращает чрезмерную продольную раскачку.
Завершить день за рулем этого автомобиля мне так и не суждено: меняемся местами. В качестве пассажира отмечаю мелкие подстаканники в центральной консоли – бутылки с напитками из них вываливаются. Приходится класть емкость в карман двери или всякий раз, когда хочется пить, пользоваться холодильником, что неудобно. Ощущаю дискомфорт и от того, что на пассажирском кресле нет левого подлокотника. Места для ног сменщика тоже негусто. Удобства испытываешь только тогда, когда снимаешь обувь и забрасываешь ноги на переднюю панель.
А к концу дня бортовой компьютер этого тягача выдает такую информацию. За 4 ч 15 мин. пробег составил 257,1 км. Средняя скорость 60,5 км/ч, расход топлива 36,9 л/100 км. Общая дистанция с момента выезда из Москвы – 1327,3 км.
КРАСНОДАР – АНАПА
Утром дежавю: день начинается с презентации нацпроекта, но на хорошее дело не жалко ни времени, ни сил. Самый короткий отрезок трассы мне предстоит ехать по-королевски – на шикарном Actros 1851 LS 4x2 с самой роскошной высокой кабиной и двигателем BlueTec Euro-5. Полезная нагрузка 9400 кг, допустимая полная масса автопоезда – 44 000 кг. Шины такие же, как на предшественнике, и это настораживает: на некоторых участках переднюю подвеску пробивало. Впрочем, главное внимание сегодня я концентрирую на трансмиссии и возможностях мотора. Хочется понять, дает ли V8 преимущество по сравнению с «шестеркой», и если да, то насколько оно ощутимо.
На ряде участков приходится преодолевать «американские горки». Дорога то резко спускается вниз, в долину, то круто поднимается вверх – идеальная проверка трансмиссии. На новом Actros автоматическую коробку передач PowerShift 2 устанавливают в качестве базового оснащения: Mercedes во всем хочет быть первым. Трансмиссия получила встроенный датчик наклона, влияющий на выбор передач и скорость их смены без участия водителя. За счет оптимизированной системы датчиков алгоритм переключения передач максимально улучшен, и в этом я убедился на личном опыте. По ощущениям, электроника мягче и быстрее переходит с одной передачи на другую, а главное – оставляет свободу действий водителю. Например, если хочется ехать чуть быстрее, то милости просим воспользоваться джойстиком и двумя последовательными нажатиями на себя сбросить передачу-другую и получить запас тяги. Но если вы захотите невозможного, раздастся звуковой сигнал и команда не будет выполнена.
На панели есть клавиша, позволяющая кратковременно увеличить мощность двигателя. При этом поток расходуемого топлива становится подобен Ниагарскому водопаду, но автопоезд проходит неприятный участок стабильно и за короткое время.
Возможности двигателя тоже впечатляют: V-образная «восьмерка» позволяет резво догонять растянувшийся караван и без проблем совершать обгоны. Шума от мотора практически нет. И только при открытом люке слышна работа турбонаддува. Раскачка кабины чересчур большая. Напарник советует выпустить воздух из пневмоподвески кресла и ехать в нижнем положении. Так действительно комфортнее – меньше трясет. Хотя в городе лично я предпочел бы сидеть повыше, чтоб лучше контролировать зону вокруг кабины.
Солнце светит по-южному, и уже хочется думать не столько о технике, сколько об отдыхе. На одометре Actros 1851 LS суточная дистанция в 164,8 км, пройденная за 3 ч 38 мин. Средняя скорость 45,4 км/ч, средний расход топлива 37,2 л/100 км. Цель достигнута: преодолев 1537 км, караван прибыл в пункт назначения без потерь. Акция доказала, что и отечественные «направления» новому «Грузовику года-2009» по плечу. А значит, что в дополнение к 10 400 уже бегающим по дорогам страны Mercedes-Benz Actros первого и второго поколения скоро добавятся и представители третьего. Кстати, производство Actros III для России началось в ноябре 2008 г. Так что до скорого свидания на дорогах!