СТРАСТИ ВОКРУГ «ПАРОВОЗИКОВ»
Такой вывод сделан на основании доклада, подготовленного британской Лабораторией изучения транспорта (Transport Research Laboratory – TRL). 330-страничный документ содержит обоснование того, что супергрузовики не подходят для движения по имеющимся дорогам, а модернизация имеющейся инфраструктуры потребует больших капиталовложений. В работе приведен анализ восьми возможных конфигураций грузовиков и их размеры. Для каждой конфигурации рассматривались такие показатели, как безопасность, эффективность, эксплуатационные расходы, требования к инфраструктуре (мосты, ограничения по нагрузке, плотность движения и др.), влияние на окружающую среду. Исследование не носило эмпирический характер, а базировалось на данных дорожных испытаний, полученных по всему миру.
Оппоненты исследования, включая национальную Ассоциацию грузового транспорта (Freight Transport Association – FTA) и Уполномоченный институт транспорта и логистики (Chartered Institute of Transport and Logistics – CITL) ставят под сомнение выводы специалистов TRL. По их мнению, делать заключения без реальной эксплуатации преждевременно. Они считают, что заявление официальных кругов не обосновано, и критикуют его как субъективное решение. Доклад не дает рекомендаций правительственным структурам, а только суммирует знания о слабых и сильных сторонах каждого типа тяжелых транспортных средств, считают транспортники. Наиболее убедительный аргумент в пользу автопоездов, также нашедший свое отображение на страницах доклада, – меньший расход топлива и уменьшение вредных выбросов. В зависимости от типа и размера автопоезда экономия может составлять от 8 до 28%. Отмечается также улучшение ситуации с безопасностью дорожного движения в связи с сокращением числа требуемых для перевозки автомобилей.
Вместе с тем нельзя не согласиться с отмеченным основным недостатком – смещением автопоезда внутрь поворота. Это особенно заметно при контейнерных перевозках при длине транспортного средства 25,25 м. На английских дорогах смещение доставляет неприятности в связи с узкими полосами движения. Кроме того, для грузовиков длиннее 18,75 м. потребуются другие парковки, а это уже дополнительные инвестиции. А вот увеличить длину автопоезда до этой величины и полную массу с 44 до 46 т авторы доклада посчитали полезной мерой. Ох уж эти англичане! Им не угодишь: то слишком длинный, то слишком короткий!