РАЗДАЧА ТИТУЛОВ В ГАННОВЕРЕ
ТИТУЛЫ
Традиционно на Ганноверском автосалоне раздают престижные награды: «Truck of the Year» («Грузовик года»), «Bus of Year» («Автобус года») и «Van of Year» («Фургон года»). Автобусам, в том числе обладателю титула, посвящена отдельная статья в этом номере журнала. Что касается грузовиков, то приз завоевал Mercedes Benz Actros MP3. Второе место получил Iveco Eurocargo, а третье поделили скандинавы: Scania R480 и обновленный Volvo FH16.
Продолжая тему церемоний отмечу, что титула «International Van of the Year 2009» был удостоен легкий фургон, созданный совместно французской компанией PSA (Peugeot/Citroеn) и итальянским концерном FIAT Group Automobiles. Лауреатами почетного трофея стали идентичные Peugeot Bipper, Citroеn Nemo и FIAT Fiorino.
Еще одну церемонию – «Trailer Innovation 2009», посвященную нововведениям в производстве прицепов и полуприцепов, организовали немецкое издание KFZ-Anzeiger и девять других европейских журналов. 45 компаний из восьми стран представили на конкурс в общей сложности 71 новшество, связанное с трейлерами. Лучшим были названы фирмы S. A. Libner (Франция) и Orten (Германия) за многофункциональную систему Open Box C+, которая может быстро закрыть трейлер тентом и также оперативно раскрыть платформу. Приз в категории «Шасси» получила компания Faymonville (Бельгия) за низкорамный полуприцеп с тележкой на двух поворотных осях. Новая электронная тормозная система трейлера TEBS G2 немецкой фирмы Knorr-Bremse победила в категории «Компоненты».
«ГРУЗОВИК ГОДА» И ЕГО БРАТЬЯ
Вернемся к «Грузовику года». По мнению представителей фирмы, новинка должна понравится транспортникам, прежде всего своей экономичностью, увеличенным интервалом между ТО, удобством работы новой коробки передач, улучшенными внутренним комфортом и уровнем безопасности. Кстати, грузовик Actros-III, полностью экипированный устройствами активной безопасности, включая Active Brake Assist (усилитель экстренного торможения), Telligent Proximity Control (контроллер сближения) и Lane Assistant (помощник на узкой дороге) получает, например, в немецкой страховой компании Allianz скидку 10%. А это ни много, ни мало, а 800 евро в год.
В «зеленой», то есть посвященной экологии зоне стенда Mercedes-Benz были представлены гибридные автомобили Mercedes-Benz Econic, предназначенные для коммунальных нужд, в двух вариантах: Econic BlueTec Hybrid с дизель-электрическим агрегатом и Econic NGT Hybrid с двигателем, работающим на природном газе, и электросиловой установкой.
Обязательно нужно отметить Mercedes-Benz Axor BlueTec Hybrid. Фактически это первый европейский гибридный грузовик для дальнобойщиков. Многие спросят: «Что тут интригующего?». Коммерческие гибридомобили – это преимущественно развозные грузовики, коммунальные автомобили и автобусы. Цикл работы магистрального автопоезда не очень-то подходит для такой технологии, но немцы решили попробовать свои силы в этом направлении. Опытный образец Axor BlueTec Hybrid оснащен 7,2-литровым дизелем OM 926 мощностью 326 л.с. Первые испытания показали, что «дальнобойный гибрид» позволяет экономиить 4–10% топлива по сравнению с обычным Axor 1833.
Еще одной премьерой салона IAA-2008 стал тяжелый седельный тягач Mercedes-Benz Actros SLT. Внешне похожий на «чемпиона», тяжеловоз предназначен для перевозки негабаритов и строительной техники в составе автопоезда полной массой 250 т. Автомобиль с кабиной Megaspace оснащается 16-литровым турбодизелем OM 502 LA V8 BlueTec 5 (Еuro-5) мощностью 480 кВт (653 л.с.) и максимальным крутящим моментом 3000 Нм.
Автогигант представил также новейшую серию внедорожных грузовиков Zetros. Двухосный Zetros 1833 A 4x4 и трехосный Zetros 2733 A 6x6 созданы с использованием узлов и деталей полноприводного шасси серии Actros, а также компонентов Axor и Atego. Mercedes-Benz Zetros оснащают рядным 6-цилиндровым 7,2-литровым турбодизелем OM 926 LA мощностью 240 кВт (326 л.с.) с максимальный крутящим моментом 1300 Нм при 1200–1600 об/мин. С ним агрегатируется 9-ступенчатая механическая коробка передач Mercedes-Benz G 131. Снаряженная масса грузовика Zetros 1833 A 4x4 составляет 8600 кг, а полная – 18 тонн. Как ожидается, внедорожники новой серии будут востребованы лесниками, военными, пожарными, а также различными ремонтными службами.
НА СТЕНДАХ ВЫСТАВКИ
Компания DAF Trucks N.V., входящая в американскую корпорацию PACCAR, является одним из самых больших в мире изготовителей грузовых автомобилей. На мой взгляд, в данной экспозиции интереснее автомобилей было дополнительное оборудование для них. Например, DAF Night Lock – новое устройство, защищающее грузовик от взлома и проникновения. Голландцы стали первыми автопроизводителями, которые применили ночную блокировку для дверей кабины. Они считают, что при запирании «Ночного замка DAF» открыть дверь грузовика невозможно, даже при помощи лома.
Наверное, самым интересным стало озвучивание плана применения в следующем году системы адаптивного круиз-контроля. Она будет препятствовать смертельно опасному «героизму» водителей автопоездов. Система просто не допустит сближения машин на расстояние менее 20 м.
А еще мотористы из Эйндховена сообщили, что при заказе грузовиков серии LF, CF или XF105 уже можно получить двигатель DAF уровня EEV («круче», чем Еuro-5). Еще недавно считалось, что этот стандарт достижим только с газовым силовым агрегатом.
Главная из тенденций, которая прослеживалась в экспозиции – интерес к экологии, гибридным машинам и альтернативным видам топлива.
Шведская фирма Scania является одним из мировых лидеров в разработке двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов EGR. Пока нормы Еuro-6 официально не установлены, моторостроители акцентировали свои усилия на добровольном стандарте EEV. Всего за время введения требований EEV фирма выпустила приблизительно 2500 грузовиков и автобусов, укомплектованных такими силовыми агрегатами.
Еще одно направление работы шведских мотористов – двигатели, работающие на этаноле. На ганноверском стенде компании демонстрировался новый мотор, полученный в результате адаптации 9-литрового дизеля. Силовой агрегат с системой EGR развивает мощность 270 л.с. и крутящий момент 1200 Нм и предназначен в основном для грузовиков. Эта мировая премьера станет серийной продукцией в следующем году. Конечно, внутригородской коммерческий транспорт на этаноле – это очень экологично, однако проблему создания сети спиртовых АЗС вряд ли удастся быстро решить.
Тему экологичных транспортных средств продолжил развозной фургон IVECO Daily 35S Electric. Автомобиль оснащен асинхронным электродвигателем мощностью 60 кВт с функцией генератора для рекуперации энергии торможения, а также блоком аккумуляторных батарей типа NaNi/Cl2. Электрофургон грузоподъемностью 1000 кг может проехать 120 км без подзарядки с максимальной скоростью 70 км/ч.
На стенде IVECO демонстрировались также грузовые автомобили, работающие на природном газе: Daily CNG, Eurocargo CNG и Stralis CNG. Последний оснащается 6-цилиндровым двигателем FPT Cursor мощностью 272 л.с. (200 кВт) и 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison S3200. Максимальное расстояние, которое автомобиль может проехать с одной заправки составляет 450 км. Завершала выставочную экспозицию компании Iveco мировая премьера – внедорожное шасси Eurocargo 4x4.
Компания Renault Trucks демонстрировала три гаммы грузовых автомобилей с двигателями, работающими на природном газе: Midlum, Premium Distribution и Puncher. Развозной Midlum CNG (4х2) комплектуют двигателем мощностью 230 л.с. Машину предлагают в двух вариантах – полной массой 12 и 16 т. Грузовой автомобиль Puncher (4х2, 6х4, 6х2) с двигателем CNG мощностью 250 л.с. и максимальной полной массой 20 или 26 т оснащают кабиной с низкой посадкой, которая хорошо подходит для мусоровозов. Premium Distribution CNG (4х2, 6х4, 6х2) комплектуют двигателем мощностью 280 л.с. Автомобиль будет одинаково эффективен в качестве коммунального и доставщика товаров в пределах города.
А новый Renault Premium Distribution Hybrid станет первым гибридным представителем серии Premium. Он специально спроектирован для работы в городских условиях. На стенде компании Renault Trucks можно было также увидеть малотоннажный электрогрузовик Maxity Electric.
Последняя новинка от Renault Trucks – автоматизированная коробка передач Optitronic для среднетоннажника Midlum. Вернее, это две новых 6-ступенчатых коробки: 6AS800 для Midlum-220 и 6AS1000 – для Midlum-240 и 280.
VOLVO TRUCKS
Компания Volvo Trucks, которой принадлежат марки Renault, Mack и Nissan Diesel, является вторым по величине производителем грузовиков и автобусов.
Первым интересным экспонатом был мусоровоз Volvo FE Hybrid с гибридной системой четвертого поколения. В 2006 г. компания впервые представила свою концепцию параллельно-гибридной технологии. Годом позже на испытания поступили два мусоровоза. И вот новостью ганноверской выставки стало сообщение, что в 2009 г. этот гибрид компания запустит в производство. Дизель-электрический привод передового «коммунальщика» позволяет уменьшить расход топлива примерно на 20%, снизить выбросы CO2 на 15–20%. Кроме этого, на скорости до 20 км/ч грузовик не шумит и не имеет выхлопа, так как приводится от электродвигателя. Кстати, по статистике этот скоростной диапазон у типичного мусоровоза занимает до 70% рабочего времени. В следующем году шведы планируют начать серийное производство городского автобуса Volvo 7700 Hybrid Bus и выпустить небольшое количество колесных погрузчиков Volvo L220F Hybrid.
Следующим заметным экспонатом стенда стал обновленный седельный тягач Volvo FM с новым 11-литровым мотором, предназначенный в основном для региональных перевозчиков. Двигатель D11 (SCR Euro-4 и SCR Euro-5) будет поставляться в двух вариантах мощности: 390 л.с. (с крутящим моментом 1880 Нм) и 430 л.с. (2100 Нм). Максимальная мощность развивается в довольно широком диапазоне оборотов, а наиболее экономичный режим варьируется от 1050 до 1500 об/мин. Кроме того, новый мотор агрегатировали с автоматизированной коробкой передач I-Shift, которая не только повышает комфорт вождения, но и обеспечивает высокую топливную экономичность.
Говоря о подкорректированном Volvo FM, я бы отметил, что он выдержан в общем стиле всей гаммы FM. Изменения в экстерьере характеризуются новыми фарами, противосолнечным козырьком и логотипом Globetrotter. Интерьер кабины полностью переработан. Высота потолка в новой кабине Globetrotter LXL стала больше на 150 мм.
Касаясь новых компонентов замечу, что компания Volvo Trucks продолжила развивать линейку устройств, повышающих безопасность. Среди них первая в своем роде система предупреждения водителя Driver Alert Support, которая сканирует дорожную разметку и определяет положение автомобиля относительно нее. Другие приятные «мелочи»: датчик дождя; фары освещения поворотов; система оповещения при перестроении. Последняя использует радар для обнаружения транспортных средств, движущихся параллельно грузовику со стороны пассажира. Для предотвращения заносов и опрокидывания служит еще одна система безопасности – ESP (Electronic Stability Program).
Недавняя разработка – система обзора Over View Surveillance System, созданная вместе с японской Toshiba Corporation. Она предоставляет водителю панорамный вид сверху на автомобиль и окружающую обстановку, тем самым повышая безопасность и комфорт вождения. Система использует четыре компактные камеры, закрепленные на каждой стороне автомобиля. Электронная система синхронизирует изображения и создает вид сверху. Эта революционная система испытывается на опытном гибридном мусоровозе Volvo FE Hybrid, о котором шла речь выше.
МЮНХЕНСКИЙ «ЛЕВ»
В 2007 г. объем продаж немецкой компании MAN Nutzfahrzeuge с общим числом занятых более 36 000 чел. составил 10,4 млрд. евро. Доходы по сравнению с предыдущим годом выросли на 49% и достигли рекордного результата – более одного млрд. евро. Сейчас доля компании на европейском рынке автомобилей массой более 6 т составляет 16,1%.
«Гвоздем» экспозиции стали впервые показанные двигатели серий D08 Common Rail, D20 CR и D26 CR с системой рециркуляция выхлопных газов EGR, отвечающие стандарту Euro-5, который вступит в силу в октябре 2009 г.
Вместе с Common Rail третьего поколения и двухступенчатым наддувом новые двигатели смогут выполнить и добровольный стандарт EEV. Моторы с технологией EGR будут доступны перевозчикам на всем диапазоне мощностей. Главное достоинство в том, что водителю в дороге нужно заправляться только дизтопливом. Кроме того «безмочевинный» грузовик позволит сэкономить на пространстве и весе системы SCR.
Среднетоннажник MAN TGL 12.220 Hybrid с параллельной гибридной технологией стал пожалуй, единственной премьерой мюнхенского концерна на IAA. Пока это только опытный образец для тех транспортных компаний, которые возят грузы на сравнительно длинные расстояния со стабильными скоростными режимами.
Новый 12-тонный MAN TGL оснащен четырехцилиндровым двигателем MAN D0834 (уровня EEV) мощностью 162 кВт (220 л.с.) при 2400 об/мин. Мотор агрегатирован с гибридной трансмиссией ZF hybrid, сочетающей в себе 80-сильный электромотор и 6-ступенчатую автоматизированную коробку передач ASTronic Light. Для накопления электроэнергии грузовик укомплектован блоком компактных литий-ионных батарей емкостью 2 кВт-ч.
Автоматическая система «стоп-старт» позволяет экономить топливо во время работы на холостом ходу, а также включает электрический привод при трогании с места и при ускорении, которое сопровождается большим расходом энергии. С использованием более мощной батареи в 6 кВт-ч возможно даже движение только за счет электрической энергии.
Инженеры MAN рассчитывают уменьшить потребление топлива на 15% по сравнению с дизельным аналогом. Правда экономический эффект, получаемый за счет сокращения потребления солярки при существующих ценах на топливо, не позволяет клиентам быстро окупить прибавку 20 000 евро к стоимости автомобиля.
Завершая обзор, хочется сказать о новой концепции грузового автомобиля MAN TGX EcoLion, разработанной для снижения эксплуатационных расходов на междугородных перевозках. Этот дальнемагистральный седельный тягач представляет собой автомобиль 4x2 с базой 3600 мм, передней рессорной и задней пневматической подвеской. Он оснащен мощными и экономичными двигателями Common Rail серий D20 и D26 с EGR, мощностью от 400 до 540 л.с., которые могут поставляться в соответствии со стандартом Euro-4 или Euro-5.
Грузовик впервые оборудован новой системой управления сжатого воздуха Air Pressure Management (APM). Эта новинка заменяет в TGX EcoLion традиционный компрессор. В APM входит пневматическая многодисковая муфта между приводом компрессора и коленвалом дизеля, которая при достижении необходимого давления отключает компрессор. По мнению разработчиков, в дальних поездках система APM позволяет сократить продолжительность работы компрессора на 90%, что означает экономию 0,5 л солярки на 100 км.
Благодаря техническим новшествам, таким, как система APM, рулевой механизм MAN DirectSteering, программное обеспечение MAN TipMatic для автоматической КП и модернизированная система ESP, магистральный тягач TGX EcoLion сегодня стал самым экономичным грузовиком компании.
...И ДРУГИЕ
После того, как в июле 2006 г. «Группа ГАЗ» приобрела британское фирму LDV, специалисты предприятия разработали и внедрили в производство линейку легких коммерческих автомобилей Maxus. За два года объем продаж грузовиков и фургонов LDV в Британии вырос на 30%, а также началось продвижение на другие европейские рынки. В этом году «Группа ГАЗ» приобрела 50% акций итальянской фирмы VM Motori, чьи дизели устанавливают в машины Maxus. А на выставке IAA-2008 в Ганновере «Группа ГАЗ» представляла первый опытный образец коммерческого электромобиля Maxus ECV1.
Японский автопроизводитель Nissan акцентировал внимание посетителей на двух новинках, касающихся компактного коммерческого автомобиля Nissan Cabstar. На выставке состоялась премьера предсерийного образца гибридного грузовичка Cabstar Hybrid. Также был представлен Cabstar с новейшей автоматизированной коробкой передач.
Еще одна японская фирма – Isuzu показала шестое поколение легких грузовиков серии «N». У машин изменился внешний вид – они стали более обтекаемыми. Потребителям будут предлагать 18 модификаций, полной массой от 3,5 до 6,2 т. Их будут оснащать 3-литровым двигателем Isuzu D-Core мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 375 Нм или 5,2-литровым мощностью 140 кВт (190 л.с.) и крутящим моментом 510 Нм.
В заключение несколько слов об известном производителе подвижного состава – фирме Goldhofer. Она устроила мировую премьеру 10-осного тяжелого трейлера Goldhofer STZ-H10 на котором можно транспортировать грузы массой до 100 т. Полуприцеп снаряженной массой 30 т оснащен центральным пультом управления, при помощи которого можно управлять поворотом колес.
Разумеется, на выставке были еще интересные экспонаты, но в небольшой журнальной статье обо всех рассказать невозможно.