НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Несмотря на то, что в последнее время фирменные сервисы в стране растут как грибы, владельцам «советских» грузовых машин это не приносит радости. Отремонтировать их технику негде. Выполнять же самостоятельно какие-то крупные работы, не обладая не только ремонтной базой, но и просто местом стоянки, для частного владельца крайне затруднительно. По-прежнему чуть ли не единственным местом, где работают с такими автомобилями, остаются созданные в советские времена автопредприятия. О двух из них мы сегодня и расскажем.
Автобаза № 23 расположена неподалеку от Дмитровского шоссе и Огородного проезда. Кто-то, услышав слово «Мосхлебтранс», вспомнит «пятьдесят вторые» «газоны» с надписью «Хлеб», и напрасно. Сегодня парк предприятия состоит в основном из седельных тягачей Hyundai HD450 и 500, работающих с полуприцепами-муковозами, Hyundai HD170, занятых на перевозках детского питания, фургонов Hyundai HD 78 и малотоннажников Porter. Возят они не только хлебобулочную, но и молочную продукцию. Именно их и готовятся здесь ремонтировать. Обучены кадры, на территории действует магазин запасных частей.
«Могли бы и раньше, но гарантийный срок большинства этих автомобилей, первые из которых мы получили два года назад, кончается только сейчас, – говорит директор предприятия Валерий Николаевич Королев. – Пока что большинство своих автомобилей Hyundai мы вынуждены обслуживать на сервисе, иначе лишат гарантии». Тем не менее ремонт отечественных автомобилей и автобусов здесь будет сохранен. Ведь для этого все имеется, и с ремонтом двигателей, электрооборудования, трансмиссии и ходовой части нет никаких проблем. Например, здесь не только меняют, но и ремонтируют навесное оборудование двигателя – генераторы, стартеры и карбюраторы. Да, карбюраторы. Ведь они будут использоваться на машинах еще десятка полтора лет. Все это – стандартный набор услуг любой нормальной автобазы, а вот большая окрасочная камера, в которую помещается автобус, встречается не часто.
Далеко не везде можно отремонтировать и рефрижераторные установки. А на Автобазе № 23 можно. Большой и высокий цех без труда примет рефрижератор, установленный на базе среднетоннажного автомобиля.
Как известно, грузовые автомобили, разработанные в СССР, не относятся к категории малообслуживаемых, поэтому оказавшись на обычной охраняемой стоянке или просто на улице, где их оставляют после работы «частники», быстро приходят в упадок. Двадцать третья автобаза предоставляет такую услугу, как хранение автомобилей. Базирование легкового автомобиля обходится владельцу в 5 тыс. руб. в мес., а грузового – в 7. Конечно, это в полтора раза дороже, чем на московских платных стоянках, но ремонтная база под боком того стоит.
Дорогого стоит и расположенный на базе пункт проведения Государственного техосмотра для легковых и грузовых автомобилей. Выехал хозяин грузовика со стоянки, заехал на ГТО, не прошел. Не выезжая с территории, заехал в ремзону, починился и – прошел. Очень удобно. При такой системе необходимость покупать заветный талончик просто исчезнет. Пожалуй, для тех «частников», чьи автомобили зарегистрированы в Тимирязевском районе, базирование на Автобазе №23 – лучший вариант.
Ремонтные возможности на базе немаленькие, но есть на ней один автомобиль, который никогда не проходит техосмотр. Это ГАЗ-АА, тот самый, что принимал участие в параде, который организовал «Мосавтотранс» на конкурсе «Московские мастера». Машина знаменитая. Именно она снималась в финальных сценах фильма «Место встречи изменить нельзя». Пытаюсь рассмотреть ее в темноте бокса, но Валерий Николаевич останавливает меня: «Подожди, сейчас выгоню». Через несколько минут хлебный фургон, которому недавно стукнуло 70 лет, как ни в чем не бывало выезжает во двор и занимает место в шеренге готовых к выезду автомобилей.
Знатоки-эстеты скажут, что радиаторная решетка не родная, да и не было на этом автомобиле «115» катушки зажигания. О том, каких трудов стоило его сохранить в условиях социалистической экономики и жесткого плана по сбору металлолома, когда руководителям буквально выкручивали руки за каждый килограмм, сейчас мало кто догадывается.
Автобаза № 21, также входящая в объединение «Мосхлебтранс» системы «Мосавтотранса», тоже ремонтирует все отечественные автомобили и агрегаты к ним. Набор услуг несколько отличается от предлагаемого Автобазой №23. Прежде всего, здесь не занимаются хранением транспортных средств: мала территория. Зато до позднего вечера действует грузовой шиномонтаж. И работают ремонтники колес не «от звонка до звонка», а до тех пор, пока не уедет последний клиент.
Есть ремонт грузоподъемных бортов. Ремонтируют сам борт и механизм его подъема. Меняют гидрораспределители, подъемные тросы, перебирают цилиндры. Все запасные части для этого есть. Есть и такие редкие сейчас работы, как ремонт аккумуляторов и рессор. С аккумуляторами все вроде понятно. Батарея состоит из многих банок, а для ее отказа достаточно гибели одной. Отремонтировать аккумулятор или собрать из двух убитых батарей одну рабочую обычно выгоднее, чем покупать новую. Разумеется, можно восстановить и клеммы.
Чаще всего владельцы машин неисправные рессоры меняют целиком. Ну максимум заменяют листы. Но дефектные листы, если они, конечно, не лопнули, можно отремонтировать. На автобазе есть станок для их правки. Разумеется, продавцы новых рессор при такой организации ремонта также остаются «с носом».
Конечно, подобными услугами пользуются владельцы недорогих автомобилей. Часто среди них попадаются карбюраторные «ЗИЛы». Для их владельцев в топливном цехе приготовлен приятный сюрприз – замена часто выходящего из строя в жару топливоподкачивающего насоса на насос, предназначенный для автомобилей «ГАЗ», с заменой лапки, разумеется. Рекомендую. Когда у меня был «газон», то я не знал проблем с подкачивающим насосом в любую жару, в то время как водители «ЗИЛов» постоянно меняли мокрые тряпки под капотом. Еще здесь ремонтируют диски сцепления и наплавляют изношенные лапки на корзинах. Продавцы запчастей отдыхают!
Но вечно жить ремонтом одних только отечественных автомобилей нельзя, автопарк столицы, да и самого «Мосхлебтранса», стремительно обновляется. Все больше в нем появляется импортной техники. Вот почему на Автобазе №21 затеяли большую реконструкцию с изменением технологической схемы. Скоро вместо привычных канав в цехах встанут подъемники, будут оборудованы зоны ремонта как малотоннажников Porter, так и больших машин Hyundai. Впрочем, Porter ремонтируют уже сейчас.
До недавнего времени на предприятии работали только со своими машинами этой марки. Особых хлопот они не доставляли. Приходилось делать «жестянку» после аварий, ремонтировать переднюю подвеску. В остальном требовались только регламентные работы. Это объясняется тем, что машины совсем новые. Но нет сомнения, что здесь освоят и более серьезный ремонт. Все предпосылки для этого есть. Это и связь с поставщиками запасных частей, развитая ремонтная база, в переоборудование которой сейчас вкладываются немалые деньги, а самое главное – то, что называется «большой практический опыт». С ним у коллектива автобазы все в порядке.
Единственным недостатком обеих автобаз с «грузовой» точки зрения является их расположение в пределах Окружной железной дороги. Так что оперативно приехать сюда и отремонтироваться смогут лишь счастливые обладатели пропусков. Для остальных же владельцев больших грузовиков это весьма проблематично. Но кому интересна жизнь без трудностей?