КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК
При разработке новой машины минские конструкторы ориентировались в основном на перспективные технические требования к полноприводной армейской технике, которые, в частности, были сформулированы специалистами российского НИИИ-21 Министерства обороны. Основными из них назывались высокая удельная мощность транспортного средства и его отличная проходимость по бездорожью, в том числе в горной местности по камням.
Как разъяснил главный конструктор завода Юрий Николаев, в новом автомобиле использован целый ряд оригинальных решений, найденных специалистами МЗКТ и ряда отечественных предприятий. Все детали и узлы МЗКТ-6001 только производства СНГ.
На грузовике установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-7513.10-02 мощностью 430 л.с., что обеспечивает полностью загруженному автомобилю удельную мощность 18 л.с./т. Высокой проходимости удалось достичь благодаря независимым подвескам всех колес с ходом ±200 мм.
Хорошая адаптивность подвески к неровностям пути в сочетании с высокой энергоемкостью позволили заметно увеличить среднюю скорость движения грузовика по бездорожью. В экспериментальном образце сейчас применена пружинная (!) подвеска. Как говорят конструкторы, в дальнейшем будет испытана и гидропневматическая подвеска, а позднее – традиционная для тяжеловозов МЗКТ торсионная.
Говоря о других узлах новинки, стоит отметить новейшую гидромеханическую трансмиссию с электронным управлением, разработанную инженерами МЗКТ и впервые установленную на модель 6001. Электронный блок управления коробки передач разработан и изготовлен одним из минских предприятий.
На шасси установлена абсолютно новая кабина, которая в отличие от привычных стеклопластиковых, применяемых на многоосных шасси МЗКТ, имеет трубчатый каркас и облицована оцинкованным стальным листом. Ее конструкция предусматривает возможность бронирования с разными степенями защиты.
Грузовик комплектуется новой рамой лонжеронного типа с постоянным швеллерным сечением по всей длине. Поперечины крепятся болтами с самоконтрящимися гайками. Картеры главных передач литые. Допустимая нагрузка на ось составляет 8 т. В переднем мосту установлен дифференциал повышенного трения, разработанный МЗКТ.
Специально для концептуального автомобиля в Челябинске изготовили по новой технологии колесные диски. Они бесшовные, раскатанные из трубы. Шины у вездехода МЗКТ-6001 размера 16.00 R20 с камерами и универсальным протектором. Есть система регулировки давления воздуха из кабины водителя.
В последующих версиях перспективного шасси минские конструкторы намерены использовать еще целый ряд новых решений, которые, в частности, касаются электрооборудования.
Автомобиль имеет полную массу 23 800 кг (снаряженная масса шасси составляет 12 300 кг, а грузоподъемность – 11 200 кг). Грузовик может буксировать прицепы полной массой 10 т. Клиренс внедорожника составляет 470 мм, максимальный для него подъем – 58%, а глубина преодолеваемого без подготовки брода – 1,2 м.
Планируется создать целое семейство подобных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. Новая серия минских внедорожников должна занять нишу между известными всем полноприводными автомобилями общего назначения «Урал» и тяжелыми многоосными шасси МЗКТ.
На этом экспериментальном грузовике конструкторы завода намерены отработать новые технические решения. Однако один их перечень уже позволяет говорить о том, что МЗКТ-6001 – это армейский автомобиль будущего.