ВИЗИТ В «СОВТРАНСАВТО»
АВТОПАРК
Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о «Совтрансавто». Сейчас самое крупное предприятие бывшей системы «Совтрансавто» находится в Брянске. Оно единственное, кому удалось после экономических потрясений последних двух десятилетий сохранить парк машин в том же количестве, какое было во время Советского Союза. Вот туда мы с коллегой и поехали в гости. Впечатлений от поездки было много. Некоторые из них, касающиеся ремонта машин, вы могли прочитать в прошлом номере журнала. А сегодня поговорим об организации работы на предприятии.
Поезд из Москвы пришел рано утром, и мы не спеша направились в ОАО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» – так это предприятие называется. Оно работает круглосуточно, но значительная часть сотрудников начинает трудиться в девять утра. Поэтому мы стали свидетелями, как их подвозят на автобусах.
Поразило, что это венгерские машины Ikarus 250. Им, как минимум, четверть века. Потом выяснилось, что шесть автобусов забирают сотрудников из каждого района Брянска. Районы, оказывается, расположены далеко друг от друга, в чем мы с коллегой вечером убедились, отправившись побродить по городу. Автобусы поддерживаются в работоспособном состоянии, и списывать их пока не собираются. Наверное, эта маленькая деталь говорит о бережном отношении к технике и умении ее ремонтировать.
В отличие от упомянутых «икарусов» средний возраст эксплуатации более чем 300 автопоездов равен 3,3 года. Практически каждый год предприятие заменяет часть старых машин новыми. В прошлом году, например, первый раз приобрели тягачи MAN – 40 штук. В парке предприятия есть еще Iveco и Volvo, но больше всего Mercedes. Местные эксплуатационщики считают их самыми безотказными и долговечными. По их мнению, автомобили Mercedes лучше противостоят коррозии, а их внешний вид дольше сохраняет свой первозданный облик.
Новые автомобили для перевозок «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» берет в лизинг. У сторонних фирм машины не арендуют – своих хватает. Но это еще не весь автопарк. Нужно прибавить автомобили различных вспомогательных и хозяйственных служб, например тягачи, буксирующие аварийные автомобили, упоминавшиеся выше автобусы и т.п. Как нам сказали, это самая большая в России компания, занимающаяся международными перевозками.
ОСМАТРИВАЕМ ПРЕДПРИЯТИЕ
Несмотря на огромный парк машин, двор предприятия был почти пустой. Как нам пояснили, большая часть автомобилей в рейсе. Техника здесь не простаивает. «Вот если приедете на Новый год, то тогда увидите почти весь парк машин, они с трудом здесь помещаются». Неудивительно, все водители стараются приехать домой, чтобы встретить Новый год с семьей.
Территория, надо сказать, немаленькая – 13,5 га. Да и предприятие большое, если не сказать, очень большое. Оно построено на бывшем лесном болоте. Было это во времена дефицита строительных материалов, рабочей силы, да и вообще всего на свете. Строили хозспособом, своими силами. Даже водители, приехавшие из рейсов, участвовали.
Теперь здесь размещаются не только стоянка и административное здание. Много места занимает ремзона. Интересно, что есть отдельное здание для ремонта и технического обслуживания автомобилей и отдельное для ремонта и обслуживания полуприцепов. Во время экскурсии по ремонтным цехам мы застали на обслуживании тягач, который забирает сломавшиеся в пути фуры и буксирует их до родного предприятия. Бывало, что автомобили приходилось притаскивать и из-за границы. Ремонт за рубежом очень дорог, выгоднее делать его здесь своими силами.
Ремонтируют здесь машины не только свои, но и со стороны. Причем делают крупный ремонт, в частности «капиталку» двигателей и коробок передач. Некоторый набор запчастей хранится здесь же на складе, но чаще владельцы автомобилей, приехавших на ремонт, сами закупают детали и привозят их для замены. Ремонт сторонних автомобилей приносит предприятию доход. Машины в ремзоне можно увидеть самых разных марок.
Отдельное помещение занимает авторизованный сервисный центр Bosch. Здесь ремонтируют дизельную аппаратуру. Помещение выложено белой и синей кафельной плиткой – это фирменные цвета немецкой компании. Чистота почти как в операционной. Здесь установлены современные диагностические стенды, а специалисты прошли соответствующую подготовку.
Но и это еще не все. В здании ремонтных цехов расположена линия инструментального контроля для прохождения техосмотра. Проходят его не только свои машины, но и, например, частные легковые автомобили. Предприятие обладает возможностью проводить все необходимые сертификации грузовиков для зарубежных поездок.
На территории в отдельном здании располагается также ЗАО МП «Совтрансавто-Триак». Оно занимается не только перевозками, но и является авторизованным СТОА Mercedes-Benz. Здесь обеспечивают гарантийное обслуживание и ремонт грузовиков Mercedes, принадлежащих «Совтрансавто-Брянск-Холдинг», машин других организаций и частных владельцев.
Вообще, на площадях холдинга располагается много всего. В частности, гостиница для водителей; помещения для торговли запасными частями, маслами, фильтрами и т.п.; теплица, где выращивают овощи для местной столовой; столярная мастерская, где изготавливают для продажи двери, оконные блоки и другие изделия; мойка для автомобилей. Кстати, тенты для полуприцепов тоже шьют на предприятии, для чего за рубежом закупают материал.
Есть еще таможенный терминал, но туда так просто не пройти – нужен специальный пропуск. Вообще, терминал здесь удобен грузополучателям. Они могут забирать уже растаможенный товар.
Отдельно стоит упомянуть о небольшом заводе по восстановлению шин, который работает по американской технологии. Накладной протектор, он выглядит как моток резиновой ленты, покупают в Западной Европе. Упрощенно процесс выглядит так. Шины сначала осматривают, срезают слой протектора, обрабатывают повреждения, заделывают их. Потом вместе с наложенным протектором колесо проходит многочасовой процесс вулканизации. На самом деле технология не такая уж простая и требует тщательного выполнения всех операций. Зато экономический эффект налицо.
Если, например, покупать новую шину, то обойдется она примерно в 12 тыс. руб. На этом заводе можно купить восстановленную примерно за две третьих цены новой. А если владелец машины принесет свою, конечно же, речь идет о шине, которую еще можно восстановить, то с него возьмут 5,5 тыс. руб. То есть колесо обойдется вдвое дешевле нового. При этом выдается гарантия – 100 тыс. км пробега, как и на новое колесо. Владельцам автомобилей это выгодно. Не остается в накладе и шинный заводик, однако основной доход холдинг получает от грузоперевозок.
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
Грузоперевозками в холдинге занимаются шесть дочерних предприятий. За перевозки отвечают они сами, а обслуживает их холдинг. Такая структура появилась не сразу, но она себя оправдала. Когда бывшие автоколонны стали дочерними юридическими лицами, они начали лучше считать деньги и приносить больше дохода. А вообще, внутрихозяйственный хозрасчет был внедрен здесь еще в советское время.
Разделению «Совтрансавто-Брянск» на отдельные предприятия способствовали и попытки незаконно завладеть имуществом компании, которые предпринимались неоднократно. В частности, была попытка рейдерского захвата. Сейчас в случае, например, наложения ареста на имущество или при его конфискации пострадает только одна компания, а остальные предприятия холдинга смогут продолжать работу.
Все рейсы всех предприятий холдинга отслеживаются центральным диспетчерским пунктом. Компьютер может выдать, где и какая машина находится в любую минуту. Если водитель заехал на пункт загрузки, то он высылает СМС. Данные вносятся в компьютер. Для учета специалистами предприятия создано специальное программное обеспечение. Загрузили машину – водитель опять отправил СМС. Подъехал к государственной границе – снова сообщил. И так далее. Получается дешевле, чем при разговорах по мобильному телефону. Как нам сказали, за сотовую связь платит предприятие.
Когда машина прибывает из рейса, ее осматривает на КПП механик ОТК. Он записывает показания одометра, замеряет остаток топлива в баке. Для каждого типа баков изготовлена специальная линейка, с помощью которой определяется количество топлива. Учет расхода горючего – важное дело. В некоторых автохозяйствах неналаженный как следует учет служит поводом для споров и конфликтов. Процедура проводится и в том случае, если водитель сделал на родном предприятии лишь промежуточную остановку.
Мы решили убедиться в том, что такая процедура проводится на деле, а не на словах. Ждать пришлось недолго – возвратилась порожняя фура из Польши. Подошел механик, записал необходимые данные. Общий пробег автомобиля оказался около миллиона км, а остаток топлива был 150 л.
При заезде на предприятие выясняется также, требуется ли ремонт. Если да, заявка заносится в компьютер, а центральная диспетчерская определяет, на какую стоянку направить машину. Ее оттуда заберет водитель-перегонщик и после мойки доставит в цех. Если есть место, автомобиль отправят сразу в бокс. В первую очередь ремонтируют машины с грузом, чтобы не сорвать сроки доставки и не платить неустойку.
Утром, когда слесари-ремонтники приходят на работу, им уже подготовлены задания. Если в процессе работы обнаружится еще неисправность – такое, все мы знаем, случается нередко, то оформляется отдельная заявка. Все заносится в компьютер. Если машина не прошла приемку после ремонта, значит, заявка не будет закрыта. Соответственно диспетчер не выпишет путевой лист и машина в рейс не выйдет.
На еженедельных совещаниях у генерального директора проводится анализ рентабельности рейсов, наличие простоев, убытков и т.д. Есть направления перевозок выгодные, есть невыгодные. Все это учитывается при планировании дальнейшей работы.
А вообще, рейсы бывают и по нашей стране, и по странам СНГ, и в дальнее зарубежье. Грузы доставляются из Италии, Словении, Германии, Голландии, Финляндии. Часто приходится ездить и в Польшу, где недалеко от границы с Белоруссией построены большие терминалы. Грузы туда доставляют западные компании, а забирают наши. Заказчиков у холдинга много, искать их «днем с огнем» не приходится.
Казалось бы, прошли 90-е годы, которые не пережили многие автотранспортные предприятия, и можно спокойно трудиться и богатеть. Однако жизнь подкидывает все новые проблемы. В связи с подорожанием в последнее время дизельного топлива международные перевозки в первом полугодии оказались убыточными, хотя в 2007 году по ним была получена приличная прибыль. Холдинг в целом сработал рентабельно лишь благодаря другим направлениям деятельности. Значит, снова надо искать решения для преодоления проблем.
Вообще, за годы существования предприятия проблем пришлось решить много. Компания сумела выжить в эпоху экономических реформ 90-х годов.
Если вы помните, до этих реформ многие организации строили для своих сотрудников дома, организовывали медицинское обслуживание. Сейчас это встречается редко, но здесь сохранилось. В 1994 и 2000 годах были сданы в эксплуатацию два 9-этажных жилых дома. Закупается дорогое медицинское оборудование. Сотрудникам выплачивают материальную помощь на свадьбу, учебу и т.п. Образованный в 1993 году фонд гарантирует работникам при уходе на пенсию ежемесячную доплату к государственной пенсии в зависимости от стажа работы на предприятии (до 80% ежемесячного заработка). Как и прежде, компания участвует в различных конкурсах, например, профессионального мастерства водителей и получает призовые места. «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» оказывает заметную помощь учреждениям культуры, образования, а также больницам и церквям.
Многие сотрудники считают, что в хорошей работе предприятия большая заслуга его генерального директора – Ивана Федоровича Трифанцова. Он возглавляет коллектив с 1973 г. Начинал свою трудовую деятельность слесарем, работал водителем, мастером, преподавателем. Сейчас генеральному директору 70 лет. В отличие от некоторых директоров старой школы он не потерялся в новых рыночных отношениях и продолжает успешно руководить предприятием.
БЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ
Наш собеседник Валерий Васильевич Мосин – директор ООО МП «Совтрансавто-Десна», одного из предприятий, входящих в холдинг и занимающихся международными перевозками.
– Валерий Васильевич, сколько лет вы здесь работаете?
– 32 года, пришел сюда в 27 лет. К тому времени закончил техникум, трудился на стройке. Когда уже работал здесь, наш генеральный директор буквально заставлял закончить институт.
– Сколько времени нужно поработать на вашем предприятии, чтобы отправили в международный рейс?
– Три месяца. Но нужно нормально работать, и должен быть стаж 5 лет.
– А у Вас стаж был, когда первый раз выпустили за границу?
– У меня лет девять уже было. Тогда еще на МАЗах ездили и по двое. Был такой МАЗ-504В. Четырнадцать лет я водителем работал. Где только не был. В Китае вот только не был, тогда с ним не дружили. Много возили в Иран. Однажды под Тегераном был случай. Там подъем все время в гору – километров 20–25. Потекло масло из коробки передач. В ней были пластмассовые пробки, которые не выдержали жары. Что делать? Помощи ждать неоткуда. Забили деревяшки вместо пробок, поехали дальше.
Еще запомнилось, что когда наши войска вошли в Афганистан, мы проходили паспортный контроль на границе Германии. Пропустили всех, кроме нас. Мы прошли контроль последними. Немцы сказали, что мы оккупанты. Ну, какой я оккупант? А ведь это была социалистическая Германия – ГДР.
– Что посоветуете тем мальчишкам, которые мечтают стать водителями на международных рейсах?
– Учиться хорошо. Еще нужно хорошее здоровье. Зрение хорошее и чтобы реакция была быстрая. И еще обязательно нужно хорошо владеть иностранным языком.
Пожелаем «Совтрансавто-Брянск-Холдингу» новых успехов!