АВТОБУСНАЯ ОСЕНЬ В ГАННОВЕРЕ
ЭКСПОЗИЦИЯ
На этот раз крупнейший в мире смотр коммерческой техники проходил под лозунгом «Коммерческие автомобили: для любых дорог». Из всех мировых премьер каждая седьмая – 21 пришлась на долю автобусов. Из 89 европейских и 64 немецких премьер, по данным организаторов, автобусная доля оказалась более чем скромной – 3 европейских и 6 немецких. Особенно если учесть, что сюда попали не только сами автобусы, но и их оборудование – кондиционеры, кресла, системы безопасности.
В сравнении с IAA-2006 нынешний форум собрал на треть больше участников – 2066 против 1556. Число занятых павильонов выросло с 10 до 15. В рамках выставочных мероприятий обсуждались вопросы безопасности перевозок, профобразования и повышения квалификации кадров, расширения спектра финансовых услуг, экологии, применения AdBlue в автобусах. Но это только одна сторона медали, так сказать, лицевая... А о том, что отрасль ждут большие потрясения, говорилось по большей части в кулуарах. С трибун тоже упоминали о кризисе, но как-то робко – словно американская ложка дегтя не способна испортить европейскую бочку меда.
ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО
Сегодня центр автобусостроения постепенно смещается на восток. Об этом красноречиво говорит список участников IAA, в числе которых все больше компаний из Китая и Турции. Этим производителям уже тесно на своих рынках, и они ищут счастья в Европе. О многом говорит и тот факт, что в рамках выставки были организованы дни России, Индии, Турции. И это не случайность, а закономерность.
Вторая закономерность – ставка на низкопольные автобусы не только городского, но и пригородного назначения. Третья связана со ставкой на гибриды. И дело не только в экологичности данных транспортных средств: для них предусмотрены налоговые льготы и, кроме всего прочего, муниципалитеты финансируют такие сделки, и нередко в полном объеме. Так что применение гибридов – не дань моде, а чистейшей воды прагматизм.
В числе других тенденций я бы отметил уменьшение интереса транспортных операторов к экзотике от кузовных фирм. В свете кризиса к числу тенденций можно отнести и замедление темпов обновления моделей. Взять, например, Mercedes-Benz. Он представил свой Travego как мировую премьеру. Между тем это всего лишь доработанная версия «туриста», который начали выпускать в Турции более трех лет назад. Внешних изменений практически не заметно, поскольку главная изюминка скрыта от глаз – новые системы безопасности. По этому же пути идут другие производители.
«BUS OF THE YEAR 2009»
Год назад на выставке Busworld в Кортрийке был назван победитель в конкурсе «Coach of the Year 2008» – туристический лайнер Volvo 9700. Но выбор победителя в классе «коачей» чередуется с определением короля городских и пригородных пассажирских машин. И в этом году фаворитом конкурса «Bus of the Year 2009» стала пригородная 12-метровая Setra S 415 NF с низким полом.
Нынешняя серия пригородных низкопольников MultiClass 400 официально дебютировала в Ганновере ровно два года назад. Она дополнила семейство MultiClass 400 UL с высоким уровнем пола и повысила коммерческую привлекательность продукта. К моменту официального признания этого лайнера лучшим среди равных было продано более 570 машин. Данное обстоятельство сыграло не последнюю роль в решении 19 журналистов ведущих транспортных изданий Европы. Весомым вкладом в победу стало и успешное участие Setra S 415 NF в «Bus Euro Test 2008», итоги которого подводились в Берлине.
Габаритная длина 11 950 мм обеспечивает Setra S 415 NF хорошую пассажировместимость – 40 посадочных мест, не считая водителя. С учетом загрузки европейских пригородных маршрутов это оптимальное количество. Даже высота 3049 мм выбрана осознанно: такому автобусу не нужно вымахивать до трех с половиной метров, чтобы обеспечить пассажирам приемлемый комфорт. Низкий «рост» позволяет легко проезжать под невысокими мостами в сельской местности и уменьшает аэродинамическое сопротивление. Двигатель выбран не самый мощный – шестицилиндровый рядный Mercedes-Benz OM 457 hLA (EEV) с отдачей в 220 кВт/ 299 л.с. В принципе для расположенного на равнинной местности пригорода большего и не требуется. В противном случае вырастают затраты на первичную покупку техники и «аппетит» при потреблении топлива.
СО ВСЕГО МИРА
На IAA-2008 было не так уж много премьер, и тем более удивительно, что некоторые из них даже не значились в списке. Это в полной мере относится к VW Volksbus 18-320 EOT. Туристический лайнер цвета «серый космос», наверное, попал на выставку в самый последний момент, потому и отсутствовал в каталоге премьер.
Предчувствие меня не обмануло: двигатель Cummins ISC (Еuro-3) и непривычная для европейцев глухая перегородка между кабиной водителя и пассажирским салоном выдавали бразильское происхождение автобуса. Хотя дизайн экстерьера очень современен и легко вписывается в сложившиеся представления о том, каким должен быть лайнер такого класса. Вопрос о том, насколько заинтересует рынок этот продукт, остался за кадром, но за два дня моего пребывания на выставке вавилонского столпотворения около этого чуда техники я так и не увидел.
Зато довольно большой интерес у посетителей вызывала турецкая техника. Европейское подразделение Temsa Europe NV сумело сохранить интригу до последнего момента. Лишь незадолго до окончания пресс-конференции сотрудники компании открыли занавес, за которым скрывалась главная новинка сезона – 12-метровый пригородный Avenue. Его габаритная высота составляет 3 м, а с кондиционером на крыше – 3,2 м. Лайнер призван доставлять пассажиров из центра города на рабочие окраины и в жилой пригород. Его экстерьер разработан в стиле классического городского автобуса с низким уровнем пола, хотя салон в задней части поднят, как в хорошо знакомой россиянам модели Scania OmniLink. В моторный отсек устанавливают двигатель DAF PR228S3 стандарта EEV мощностью 228 кВт/310 л.с. при 2200 об/мин. С ним агрегатируют 6-ступенчатую автоматическую трансмиссию ZF 6 HP 594 с ретардером. Глядя на весь модельный ряд Temsa, понимаешь, что титул «Busbuilder of the Year-2008» («Автобусный производитель года-2008») достался компании не зря.
Европейский «турист» топ-класса Irisbus Magelys был представлен компанией IVECO Magirus AG. Он уже катался по разным выставкам и презентациям, и потому в Ганновере был отмечен лишь как немецкий дебют. Тем не менее машина интересная: красивая, комфортабельная, стильная. И хотя репортеры не спешили ее фотографировать, представителей фирмы это не сильно беспокоило: боссы транспортных компаний интересовались этой техникой не из праздного любопытства.
Теперь о российских экспонатах. В экспозиции немецкого представительства «Волжанина» – компании Volgabus было две модели: городской CityRitm 12 и туристический Delfin. Первый уже демонстрировался на прошлом «Ганновере», а второй был подан «с пылу, с жару». В отличие от одноименного лайнера, показанного на «КомТранс» в Москве, привезенный в Германию Delfin имел другую окраску и модернизированный салон.
Европейским дебютом блеснул автобусный филиал Минского автомобильного завода. На суд публики был представлен МАЗ-203176 в новом оформлении. Мой друг, итальянский журналист в шутку спросил: «Когда на белорусских автобусах индекс модели сравняется по количеству цифр с номером банковского счета?» Смех смехом, но почему бы не дать автобусу собственное имя, простое и хорошо запоминающееся...
НА ПРАВАХ ХОЗЯЕВ
Самыми представительными на IAA были немецкие производители. Впечатляющую экспозицию подготовила компания Daimler Buses. И хотя автобусы Mercedes-Benz и Setra стояли в разных залах, их мощь впечатляла. И это неудивительно: по словам главы Daimler Buses Гаральда Ландманна, минувший год стал самым успешным за всю историю продаж: заказчикам отгружено 39 100 комплектных автобусов и шасси, что на 8% больше по отношению к итогам 2006 г. В настоящее время идет переориентация с Евросоюза на Азию. Например, делаются инвестиции в Индию и, в частности, в компанию Sutlej Motors. Она будет выпускать туристические автобусы на шасси Mercedes-Benz исключительно для индийского рынка пассажирских машин. Это позволит укрепить позиции лидера и уверенно вести конкурентную борьбу в регионе.
Но самой главной интригой стал Mercedes-Benz Travego, оснащенный системой активного торможения Active Brake Assist и комплексом фронтальной защиты при столкновениях Front Collision Guard. В его активе 8-ступенчатая автоматизированная коробка передач Mercedes GO 240-8 PowerShift и масса новейших электронных устройств.
Люксовый бренд компании EvoBus GmbH дивизиона Setra Omnibusse притягивал к себе как магнитом. Причин тому было много: и победа в конкурсе «Автобус года-2009», и три мировые премьеры. Дебютантами стали: Setra S 416 HDH с системой Active Brake Assist (АВА) и 15-метровая Setra S 419 GT-HD. К изюминкам Setra S 416 HDH длиной 13,02 м относится и прозрачная крыша, благодаря которой в салон попадает больше естественного света, и 50 пассажирских мест в 4-звездном исполнении.
Достойный представитель ComfortClass 400 – 15-метровый Setra S 419 GT-HD – в Ганновере был показан с «мерседесовским» двигателем ОМ 502 LA V8 уровня Euro-5. Мощность 350 кВт/476 л.с. в сочетании с 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией ZF AS-Tronic AS 2300 наделяет водителя возможностью уверенно управлять автобусом в любых условиях. Комфортабельный салон немецкого красавца рассчитан на 60 пассажиров, для которых создан максимум удобств. Например, мультимедийная система оснащена 19-дюймовым монитором. Есть даже мини-кухня с 5-литровым бойлером. Но куда важнее наличие таких систем активной безопасности, как контроль за соблюдением дорожной разметки Lane Assistant и устройство поддержания заданной дистанции Distronic.
В официальном перечне премьер NEOMAN Bus GmbH вообще не оказалось. В настоящее время MAN предлагает двухосные модели с повышенной до 19 т допустимой полной массой – это реакция на возросшие по всей Европе требования операторов туристических перевозок.
Семейство Lion’s Shassis можно собирать как детский конструктор из пяти модулей. Фронтальный может иметь водительское место как с правым, так и с левым расположением руля. Для туристических лайнеров предусмотрены модули с независимой подвеской колес. Для приводного модуля подготовлены варианты с поддерживающей осью и без нее. На шасси устанавливают двигатели мощностью 250–480 л.с. и кузова длиной до 14,7 м.
NEOMAN Bus GmbH избрал для презентации всей гаммы благородный голубой «металлик». В этот тон были окрашены не только машины – даже настил пола и подсветка соответствовали общему стилю. Гости IAA увидели междугородные лайнеры Neoplan Starliner, Cityliner L и Tourliner С длиной 13,26 м с современной технологией MAN Pure Diesel. Она позволяет выполнять высочайший на сегодняшний день добровольный экологический стандарт EEV.
«Турист» среднего класса Tourliner С длиной 13,26 м обладает более короткой колесной базой по сравнению с Tourliner L. Но при 4-звездной классификации он способен перевозить такое же количество пассажиров. При этом он маневреннее и экономичнее, а значит, выгоднее в плане эксплуатационных затрат. Выставочный экземпляр был оборудован 400-сильным двигателем D20 с технологией AGR, не требующей присадок, и соответствовал стандарту EEV.
Новый туристический лайнер Neoplan Cityliner L стал еще одним объектом притяжения всеобщего внимания. При длине 13,99 м он имеет внушительные багажные отсеки суммарным объемом 11,4 м3 и до 59 посадочных мест по уровню классификации «3 звезды». В дополнение к серийно устанавливаемой системе курсовой устойчивости ESP, адаптивному круиз-контролю ACC и системе слежения за дорожной разметкой LGS производитель предлагает электронную систему управления амортизаторами CDS. Ею уже оснащены 40% трехосных автобусов, и их доля постепенно растет. Водитель может выбрать вручную одну из двух степеней жесткости подвески, в зависимости от состояния дорожного полотна и загрузки.
Приятной новостью для транспортников стала «неоплановская» линия продукции Individual. Она позволяет устанавливать собственное оборудование или то, что порекомендуют специалисты. На деле это было продемонстрировано на версии Neoplan Starliner с деревянным полом и эксклюзивной кабиной с тремя сиденьями. То ли еще будет!
В общем, наперекор кризису ганноверская автобусная осень удалась!