КОШКА УХОДИТ, НО НЕ ПРОЩАЕТСЯ
Это означает, что компания из производителей дизелей для дорожных грузовиков превратится в импортера, так как производство автомобилей под брендом САТ все-таки останется.
Двигатели для грузовиков International, совместного предприятия САТ и Navistar будет изготовлять дивизион Navistar Engine Group. Предприятия группы будут выпускать даже те двигатели, которые будут иметь клеймо САТ.
Решение САТ вряд ли является сюрпризом для тех, кто следит за положением на мировом и североамериканском рынках двигателей. Еще в 2006 г. компания Paccar отказалась от установки моторов Caterpillar на свои средние грузовики, выпускаемые под брендом Peterbilt и Kenworth, отдав предпочтение продукции Cummins и развивая собственное производство средних дизелей. В дальнейшем примеру Paccar последовало отделение Daimler, производящее в Соединенных Штатах грузовики Freightliner. Daimler остановила свой выбор на двигателях Mercedes, что естественно, и Cummins, так как американским клиентам милее домашняя продукция.
Таким образом, в настоящее время компания Cummins является ведущим поставщиком двигателей в тяжелом американском классе 8, в который входят грузовики полной массой свыше 15 т. Бренд занимает около 40% в этом секторе рынка. Компания Caterpillar занимала четвертое место в этой рыночной нише вслед за объединениями производителей Detroit Diesel/Mercedes и Volvo/Mack. Сейчас двигатели Caterpillar устанавливаются на тяжелые грузовики Paccar производства Peterbilt и Kenworth. Но с вводом нового завода двигателей Paccar, строящегося в городе Колумбус штата Миссисипи, этот кусок рынка будет потерян для двигателестроителей САТ. Новый завод вступит в строй уже в будущем году и начнет производить соответствующие требованиям ЕРА-2010 двигатели DAF MS 12.9. Этот дизель с европейскими корнями заменит устанавливаемые в настоящее время дизели C13 производства Caterpillar.
Таким образом, это будет еще один удар по традиционному сопротивлению американцев двигателям из старушки Европы. Volvo и Daimler (с двигателями Detroit Diesel), МАН (через альянс с Navistar) все больше продаются в Новом Свете и уже не кажутся экзотическим товаром. В этих условиях, из-за снижения спроса со стороны производителей коммерческих автомобилей, Caterpillar не смог бы оправдать затрат на разработку двигателя, соответствующего экологическим требованиям ЕРА-2010. Компания будет поставлять мощные 15- и 16-литровые двигатели для International до конца следующего года. Моторы с таким рабочим объемом не могут предложить европейские компании. На дорогах Европы такие монстры не пользуются спросом.
Один из тузов в руках Cummins – способность поставлять американским автопроизводителям, таким, как Paccar, Volvo/Mack и Freightliner, агрегаты, способные составить конкуренцию моторам из Европы, и дать таким образом возможность выбора. Другим преимуществом является возможность дизелей Cummins выполнять жесткие требования ЕРА-2010 исключительно с применением рециркуляции отработавших газов – EGR, в то время как некоторые модели из Старого Света используют селективную очистку и добавление AdBlue в отработавшие газы. Для последней технологии, как известно, требуется создание дистрибьюторской инфраструктуры.
Уход Caterpillar с рынка автомобильных двигателей вызовет определенное волнение среди поставщиков «развлекательных автомобилей» и автобусов. Большинство из них, включая знаменитые желтые школьные автобусы производства Blue Bird, довольствовались средними дизелями САТ модели С7. В Европе агрегаты Caterpillar устанавливали на тяжелые финские грузовики Sisu. Скандинавы монтировали мощные С15 на лесовозах и самосвалах. Для более легких грузовиков финны использовали европейские дизели Renault DXi13 и Volvo D13.
Уход САТ никак не отразится на потребителях, уже эксплуатирующих автомобильные двигатели компании. Caterpillar будет продолжать поддержку своих дизелей, находящихся в эксплуатации. Кроме того, по словам президента Caterpillar Дугласа Оберхелмана, фирменные грузовики компании должны в будущем нацеливаться на работу в серьезных областях, таких, как строительство дорог, коммуникаций, нефтеразработка и добыча полезных ископаемых. Диапазон автомобилей должен охватывать, в конечном счете, средние и тяжелые грузовики как капотной, так и бескапотной компоновки. Они будут разрабатываться и производиться автомобильным дивизионом Navistar, компанией International. Продажи будут осуществляться через дилерскую сеть Caterpillar в Северной Америке. Эти новые грузовики, как планируется, появятся на рынке в 2010 г.
Вероятно, это будут не абсолютно новые модели, а достаточно переработанные модели International. Существенные и несущественные различия должны оправдать бренд САТ на этих грузовиках. В совместной работе с САТ заинтересован и International. Подписывая совместный меморандум, президент компании Navistar Даниель Устиан сказал: «В партнерстве с Caterpillar мы расширим модельный ряд, предлагаемый в США и других частях мира».
В Северной Америке на грузовики International будут устанавливаться дизели Navistar Maxxforce. Двигатели этого семейства с небольшим рабочим объемом разрабатывались Navistar. В то время как модели Maxxforce 11 и 13 являются американскими версиями дизелей MAN D20 рабочим объемом 10,5 л. и D26 с объемом 12,4 л. Эти модели соответствуют требованиям ЕРА-2010, обходясь лишь системой EGR. Союз между Navistar и Caterpillar также включает сотрудничество в разработке двигателей среднего диапазона для легких грузовиков и школьных автобусов. Это сотрудничество никак не повлияет на имеющиеся соглашения между MAN и Navistar.
Пока самым мощным двигателем, предлагаемым Navistar, является Maxxforce 13, развивающий 475 л.с. Там, где для тяжеловесов International требуется большая мощность, используются 15- и 16-литровые дизели Cummins. Это наводит на мысль о возможности появления в перспективе на грузовиках САТ двигателей Cummins.