КАРТИНЫ НА БОРТАХ
ИСТОРИЯ
Заглянем в прошлое, чтобы выяснить, как появилась технология нанесения рисунков «воздушной кистью». Аэрограф изобрел американец, житель Айовы Эбнер Пилер. Произошло это в 1879 г. Его устройство называлось «распределитель краски» и предназначалось для живописи акварелью и прочих проявлений изобразительного искусства.
В ХХ веке аэрографом овладели художники-оформители, которых до появления цифровой широкоформатной печати было великое множество. Объектом их творчества стали в том числе борта автомобилей, на которые наносились рекламные рисунки. Художественные аэрографические изображения на машинах вошли в моду благодаря фильму «Чужие» американского режиссера Ридли Скотта. Он вышел на экраны в 1978 г. Швейцарец Ганс Рихард Гигер предложил поэкспериментировать с «внеземным оживлением» автомобилей. В результате волна росписи автомобилей прокатилась по всей Америке, а позже переправилась через океан и взбудоражила Европу. В настоящее время рисунки на автомобилях стали полноценной разновидностью современного искусства.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Рисунок аэрографом может наноситься на любую поверхность. Сегодня в России живопись на автомобилях – модное явление. Во-первых, она тешит тщеславие. Хочется эксклюзивности – пожалуйста. Если покажется дорого, то можно придумать рисунок попроще, но это будет уже не искусство, а ремесло. Тем не менее, автомобиль все равно станет непохожим на другие.
В-вторых, что особенно важно для коммерческого транспорта, это реклама. Креатив сегодня собирает не только огромные бюджеты, но и становится необходимым для преуспевающей компании.
В-третьих, распространено мнение, что автомобиль с аэрографией практически невозможно угнать – он становится слишком заметным. Вряд ли найдется желающий купить ворованный автомобиль. Таким образом, аэрография – лучшая сигнализация.
Однако это мнение весьма спорное. Очень большая часть автомобилей похищается для разборки на запчасти. Поэтому рисунок угонщиков не остановит. Часть краденых машин перекрашивается перед продажей, следовательно, аэрография и в этом случае не спасет. Возможно, грузовик решили похитить для переправки в какой-нибудь «медвежий угол», куда сто лет не наведывалась ГАИ или где машины уважаемого владельца автопарка местная милиция не останавливает никогда. Помогут в этом случае рисунки на бортах? Вряд ли.
За рубежом реклама сильно способствовала популярности росписи грузовиков. Автомобили, пересекающие континенты вдоль и поперек, делают рекламу транснациональной без всякого на то согласования с местными властями. Даже простое оформление машины в корпоративном стиле, подчеркивают солидность, авторитет компании, что естественно рекламирует ее продукцию и услуги. За примерами ходить далеко не надо. В Германии, например, компания Herpa, занимающаяся производством масштабных моделей автомобилей, способствовала появлению целой серии расписанных фур.
ДИЗАЙН
Для того чтобы создавать роспись на автомобилях, недостаточно быть неплохим художником и иметь хороший аэрограф. Технология нанесения аэрографического рисунка сложна и трудоемка. Ошибка на любом этапе создания произведения может стать фатальной и перечеркнуть все усилия на пути от идеи до реализации. А так как аэрография автомобиля – это способ показать свою индивидуальность, то становится понятным, насколько важна высококачественная и профессиональная реализация идеи.
Определить, какой рисунок нанести на автомобиль, – одна из самых сложных задач. От этого зависит конечный результат работы. Сначала необходимо определиться, для чего вам рисунок. Если требуется рекламный текст, какая-либо эмблема, несложное изображение, тогда можно применить трафарет, использовать переводную картинку или просто наклейки. Эта работа достаточно простая. Совсем другая техника требуется, чтобы получить настоящую картину, создающую настроение и выполненную с фотографическим качеством. Это может сделать только художник, вооруженный аэрографом. Работы, выполненные с помощью аэрографа, не идут ни в какое сравнение с другими рисунками. Реализуются плавные переходы цветов, любые оттенки, произвольная кривизна линий.
На следующем этапе нужно определить тему рисунка, пропорции, цветовую гамму, стиль. Для того чтобы рисунок удачно смотрелся на кузове, он должен соответствовать ему по стилю, быть правильно размещенным.
После того как рисунок или тема оформления автомобиля выбраны, решается вопрос позиционирования рисунка на внешних частях автомобиля и в салоне. Моделирование с помощью современных компьютерных технологий позволяет заглянуть в будущее. Сначала автомобиль фотографируют и вводят его изображение в компьютер. Затем накладывает на полученное цифровое изображение различные варианты росписи. Наиболее удачные тщательно редактируются с точки зрения композиции, цветового и смыслового сочетания с экстерьером автомобиля.
Здесь важен системный подход к задаче. Нельзя упускать ни одного элемента автомобиля, рисунок должен гармонировать с кузовом. Очень важно не забывать, что кузов автомобиля не плоский, а имеет рельеф, порой весьма замысловатый. Объем должен помогать в восприятии картины, а не мешать этому. Поэтому фотография, на которую накладывается изображение, должна учитывать форму автомобиля и подчеркивать ее. Обязательно нужно учитывать и цвет кузова автомобиля, особенно в том случае, если он не перекрашивается полностью.
Не думайте, что это дело пяти минут. Это долгий и ответственный этап работы. Художником будет определено расположение рисунка, который может быть откорректирован в соответствии с формой кузова автомобиля. После принятия решения о том, что будет изображено на машине, и утверждения проекта заказчиком можно начинать собственно само нанесение рисунка.
ТЕХНОЛОГИЯ
Перед тем как авто попадает в распоряжение художника, оно тщательно моется (пороги, арки, днище, стыки кузовных деталей). При необходимости изготовляются сопутствующие трафареты и заготовки для нанесения изображения.
В первую очередь требуется подготовить поверхность кузова автомобиля, а именно, снять верхний слой лака. Если автомобиль был в эксплуатации, то, как правило, его поверхность имеет различные дефекты, такие, как сколы, царапины, вмятины. От качества подготовленной поверхности будет зависеть и качество выполненной работы в целом. Это неотъемлемая составляющая технологии нанесения аэрографии на автомобиль. Перед нанесением рисунка поверхность должна быть идеальной. Рисунок может быть нанесен не только на отдельную деталь кузова, но и заполнить всю поверхность. В этом случае производится полная покраска всего автомобиля. Если автомобиль новый или на его деталях нет повреждений, то данная процедура вас не коснется.
Процесс нанесения рисунка очень трудоемкий и растянут по времени. Художник аэрографист должен в совершенстве владеть, ко всему прочему, малярным делом. Нанесение рисунка проводится в несколько этапов. Сначала наносится основа/фон, а далее начинается настоящее колдовство. Рисунок накладывают слоями, непосредственно один на другой, чтобы предыдущий слой не успел высохнуть, «мокрый по мокрому». Если изображение сложное, то перед прорисовкой мелких деталей предыдущий слой краски необходимо высушить полностью. Это необходимо для придания прочности краскам на рисунке. Детали рисунка на автомобиле выписываются точно так же, как кисточкой рисунок на холсте. В этом деле важны навыки живописца: поставленная рука, владение законами композиции. Без художественного образования ничего толкового не получится.