250-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
Старт устроили в Мюнхене на Мариен-платц, возле ратуши. Участники пробега направились в Аугсбург – город дизельных моторов. Исторические машины остановились возле музея MAN, в котором работала большая выставка, посвященная Рудольфу Дизелю. Дело в том, что в этом году, 18 марта, автомобильный мир отмечал еще один юбилей – 150 лет со дня рождения изобретателя.
Затем караван направился в Нюрнберг. Здесь на главной площади города исторический автопробег финишировал. За три дня акции мероприятия посетили свыше 60 тыс. человек.
Если расставить транспортные средства, принимавшие участие в пробеге, по старшинству, то первым должен быть паровой трактор «MAN auf Achse» 1918 года выпуска. Несомненной исторической ценностью обладает также первый дизельный грузовик, изготовленный в 1923 г. Кстати, компания выпускает грузовики уже больше 90 лет.
Кавалькаду ветеранов сопровождал современный автопоезд «Mobile MAN-Museum». Внутри фургона площадью 60 м2 располагалась передвижная экспозиция, посвященная истории фирмы. Сегодня мы знаем MAN по таким брендам, как MAN Nutzfahrzeuge, MAN Diesel, MAN TURBO и MAN Ferrostaal, а также по специальным коробкам передач RENK. Современная структура компании определилась в 1986 г.
А история фирмы MAN началась в Аугсбурге в 1758 г., в самом начале эры угля и стали, когда в Руре 18 октября был открыт чугунолитейный завод St. Antony. Позднее здесь изготавливали изделия точного машиностроения, такие, как печатные станки.
В 1857 г. основали Аугсбургский машиностроительный завод. Здесь в 1873 г. под руководством профессора Мюнхенской высшей школы Карла Линде изготавливали первые холодильные установки. Но прославил завод ученик Линде, инженер Рудольф Дизель. Объективности ради стоит заметить, что с 1907 г. Дизель носил почетное звание «доктора-инженера», присужденное ему Германским обществом инженеров.
Компания заявила о себе такими образцами инженерного искусства, как первые в Германии стальные мосты, пароход на Рейне, подвесная железная дорога. В феврале 1893 г. Рудольфу Дизелю после долгой переписки удалось уговорить руководство Аугсбурмского машиностроительного завода приступить к изготовлению опытного образца своей тепловой машины. Через три года в феврале 1896 г. третья модель двигателя была испытана на производстве. Ныне она хранится в мюнхенском музее.
В 1898 г. Аугсбургский механический завод объединился с машиностроительным заводом Klett & Comp, располагающимся в Нюрнберге, под общим названием MAN – Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg A.G. Заслугу инженеров новой компании в работе над созданием дизелей трудно переоценить. Они шаг за шагом решали технические проблемы, о невозможности преодоления которых скептики раньше указывали Рудольфу Дизелю. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже двигатели из Аугсбурга получили гран-при.
Другая ветвь родословной компании MAN – фирма Bussing. В 1903 г. удачливый 60-летний бизнесмен Генрих Бюссинг с сыновьями организовал компанию для производства грузовиков и автобусов Spezialfabrik fur Motorlastwagen und Motoromnibusse. Он cконструировал грузовик, отличающийся от моделей Даймлера и Бенца. Бюссинг поставил перед собой цель сделать коммерческие автомобили не только технически совершенными, но и удобными в повседневной эксплуатации. Он не стал использовать в качестве прототипа гужевые повозки, а расположил двухцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. спереди под капотом. Первый автомобиль мог перевозить аж 3 т груза. В 1904 г. был готов первый автобус, который вышел на регулярный маршрут между Бруншвейгом и Вендербургом. Автобус перевозил 12 человек со скоростью 30 км/ч.
А собственные грузовики фирма MAN начала изготавливать на заводах M.A.N.-Sauer в Линдау и Нюрнберге в 1915 г. В первый год выпустили 123 автомобиля. В 1971 г. компания Bussing слилась с MAN.
Сегодня две третьих продаж MAN AG составляют грузовики и автобусы с дизельными двигателями.