УКАЗУЮЩИЙ ПУТЬ
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Те, кто не любит углубляться в устройство, а лишь эксплуатирует технику, могут сразу перейти ко второй половине статьи. Остальным я коротко и упрощенно расскажу о системах навигации и собственно о навигаторах.
О космических системах навигации задумались вскоре после того, как начали осваивать безвоздушное пространство. Разработки велись первоначально для военных. Гражданские могли пользоваться космической навигацией только в очень ограниченных пределах. В России, например, запреты на получение данных от отечественной системы ГЛОНАСС полностью были сняты лишь в прошлом году.
Сейчас обеспечивает навигацией весь земной шар только одна система, созданная американцами. Именно ее данными пользуются российские водители, причем бесплатно. Да и не только водители, а еще геологи, летчики, мореходы и туристы. Глобальная система позиционирования (GPS) поддерживается в работоспособном состоянии за счет госбюджета США.
Она состоит из 24 непрерывно работающих спутников, расположенных в 6 орбитальных плоскостях. Имеются и резервные космические аппараты. Для определения координат навигатору требуются сигналы от четырех спутников. Поскольку сигналы из космоса очень слабые, они периодически пропадают, и аппарат переключается на получение данных от другого спутника. А прервать связь способны высокие дома и даже листья деревьев или источники посторонних электромагнитных импульсов. Поэтому в лесу и в тоннелях навигаторы не работают. Исключение – стационарные, размером с «двухдиновую» магнитолу аппараты, которые, как ракеты, имеют встроенный гироскоп и продолжают прокладывать путь, пока снова не появится сигнал.
Здесь трудно удержаться, чтобы не сделать отступление. Точно так же теряются сигналы спутниковых автомобильных сигнализаций. Угонщикам не составит большого труда прервать связь между автомобилем и космическим спутником. Поэтому не верьте рекламе о высокой надежности таких охранных комплексов.
Российская система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) была разработана в 1978 г. Орбитальная группировка, состоящая из 24 спутников, была введена в действие в 1995 г. Поскольку она не поддерживалась должным образом, то число действующих спутников сократилось на девять. Несмотря на громкие обещания ввести систему полностью в строй в 2008 г., сейчас она фактически недоступна гражданским пользователям и не обеспечивает покрытие всего земного шара. Не ясно также, будет ли российская навигация обладать такой же точностью определения координат, как американская.
Консорциум, созданный западноевропейскими странами и примкнувшими к ним Украиной, Индией, Китаем, Кореей, Израилем и рядом других государств, обещает буквально на днях ввести в эксплуатацию еще одну глобальную систему GNSS, или Galileo. Интересно, что при этом упомянутые Китай и Индия, а также Япония планируют строить свои собственные спутниковые системы навигации. А пока нам не остается ничего другого, кроме как пользоваться навигационными услугами «дядюшки Сэма».
КАКИЕ БЫВАЮТ НАВИГАТОРЫ
Навигатор – это компьютер, который обрабатывает поступающую информацию и сверяет ее с загруженной в него картой, а потом выдает рекомендации. Да, да, это самый настоящий карманный компьютер, в котором установлена операционная система. Чаще всего это Windows Mobile.
Кроме операционной системы компьютеру необходимо и другое программное обеспечение, которое в быту называют картами. Именно от того, какие карты местности загружены в навигатор, зависит, сможете ли вы поехать с ним, например, в Нижний Новгород или в Западную Европу. От того, как тщательно составлена карта, зависит, найдете ли вы сразу нужный адрес или будете долго плутать. Навигационная карта – это едва ли не самый главный критерий выбора навигатора. Сами приборы отличаются друг от друга не так сильно, как загруженное в них программное обеспечение. Производители приборов поступают хитро: заменить одну программу-карту на другую, как правило, нельзя.
Я не буду рассказывать об авиационных и морских навигаторах. Отмечу, что есть пешеходные приборы, которые используют туристы. Они имеют емкие аккумуляторы и небольшой дисплей с малым потреблением энергии, хорошо защищены от влаги. Мотоциклетные навигаторы тоже не боятся сырости, а еще вибраций, имеют крепление на руль.
Автомобильные навигаторы бывают двух типов: стационарные и переносные. Одни встраивают в приборную панель, причем в некоторых машинах это делают на заводе-изготовителе. Другие навигаторы представляют собой экран обычно с размером диагонали 3,5 или 4,3 дюйма. Он крепится на присоске к лобовому стеклу, чтобы водитель, когда смотрит на карту, не сильно отвлекался от дороги. Почти все современные навигаторы имеют ночной режим: цвета на экране меняются, например, с белого на темно-синий, чтобы не слепить глаза, когда стемнеет.
Важное преимущество таких приборов – выходя из машины их можно забрать с собой. Это спасает от кражи, а кроме того, благодаря встроенному аккумулятору навигатор сможет указывать вам путь, когда вы идете пешком. Некоторые модели можно использовать как плеер или видеоплеер. Зарядки аккумуляторов обычно хватает на 2–4 часа.
Еще одно преимущество таких приборов – вы покупаете готовый комплект, который можно сразу же использовать. К тому же он не очень дорог – в зависимости от размера экрана и дополнительных функций – от 5 до 17 тыс. руб.
Есть другое решение для автомобиля, точнее, оно универсальное. Нужен карманный компьютер или сотовый телефон-коммуникатор. Некоторые из них уже имеют приемник сигналов с навигационных спутников. Если нет, то такой приемник – он размером с половину пачки сигарет – можно купить примерно за 2,5 – 3 тыс. руб. в салоне сотовой связи. Некоторые приемники умудряются ловить сигнал даже из «бардачка» и передавать данные с помощью беспроводной связи Bluetooth на ваш коммуникатор.
Плюс такой схемы – можно загружать любые карты, купленные в магазине или скачанные из Интернета (существуют легальные бесплатные программы, правда они не такие подробные, как платные). Минус – нужно быть, как говорится, «продвинутым пользователем». Некоторые программы почему-то не хотят устанавливаться, с ними приходится помучиться. Цена такого решения обычно выше, чем просто покупка автомобильного навигатора, но, правда, последний не позволяет использовать себя в качестве телефона, а коммуникатор позволяет общаться и пользоваться Интернетом.
НЕ СУДИТЕ СТРОГО
Вернемся к началу статьи. Повертев в руках навигатор, я отправился звонить в фирму, которая предоставила его нам на испытания, чтобы узнать, не спалим ли мы прибор, подключив к бортовой сети 24 В. Правда, на некоторых грузовиках-иномарках есть 12-вольтовые розетки или прикуриватели. К счастью, оказалось, что навигаторы Garmin могут работать от электрического тока напряжением 24 В.
Кстати, пора представить нашего героя. Это навигатор Garmin 710. Размер экрана по диагонали – 4,3 дюйма. Экран, как и у большинства навигаторов, сенсорный, то есть нажимать на него можно просто пальцем. Прибор позволяет не только определять местоположение, но и имеет ряд дополнительных функций. В частности, он может проигрывать музыку и показывать фильмы, записанные на карту памяти типа SD. Есть также калькулятор, функция «мировое время» и т.п. Еще аппарат оснащен FM-трансмиттером, то есть радиопередатчиком. Штатную автомобильную магнитолу можно настроить на его волну и слушать музыку через акустическую систему автомобиля. Модуль Bluetooth, встроенный в аппарат, позволяет использовать его как устройство Hands free, то есть разговаривать по сотовому телефону по громкой связи. Звук будет доноситься из динамика навигатора. Чтобы позвонить, можно набрать телефонный номер с помощью клавиатуры на сенсорном экране.
Это одна из самых «навороченных» моделей фирмы Garmin, поэтому стоит она вместе с программным обеспечением в районе 15 тыс. руб. Сама же компания является одним из мировых лидеров в области навигационных устройств. А на тест прибор предоставила «Ассоциация 27» (адрес в Интернете: a27.ru), которая располагает сервисным центром по обслуживанию навигаторов Garmin, а также автомобильных радиостанций. В отличие от многих сервисных центров, этот находится недалеко от метро и от Третьего транспортного кольца в тихом уютном помещении. Приобрести навигаторы и автомобильные радиостанции также можно в торговом центре «Авто 31» (тел. (495) 722-22-71).
Слова о том, что навигатор выведет точно к месту назначения, – не пустой звук. Прибор рисует карту и человеческим голосом говорит, например: «Через двести метров поворот направо». При определении места нахождения компьютерный мозг не ошибается. А вот с выбором пути дело обстоит непросто.
Навигатор так запрограммирован, что он предлагает кратчайший путь. И если ты ему не следуешь, предлагает развернуться и поехать по рекомендуемому маршруту. Беда в том, что по Москве так напрямик не проехать: мешают заторы и запрет движения для грузовых машин. Нынешнее программное обеспечение («Дороги России», версия 5.03 от компании НАВИКОМ) это не учитывает. Заметим, что уже анонсированы модели навигаторов, которые принимают информацию о пробках, а затем предлагают обходной путь. Наверняка скоро появятся и карты, учитывающие маршруты, где грузовое движение разрешено.
Поздно вечером, когда пробок уже быть не должно, я поехал на легковой машине с востока на юго-запад Москвы. Маршрут электроника предложила через самый центр с выездом к Кремлю. Увы, на Васильевском спуске намечалось какое-то мероприятие, дорогу перекрыли, и я проторчал в пробке минут двадцать, а маршрут пришлось поменять. В Москве прямой путь – не самый лучший. Лучше проехать побольше километров, но миновать проблемные места. Зато когда я вынужденно поменял маршрут, компьютер пересчитал его заново и правильно привел к месту назначения.
Карты Москвы, напечатанные на бумаге, грешат неточностями. Увы, некоторые из них прокрались и в электронную карту. Возможен вариант, что прибор проложит маршрут там, где движение перекрыто. Но если вы туда не поедете, он предложит другой маршрут. Важно, что карты совершенствуются, ошибки исправляются. Такие исправления, а также изменения в движении создатель карт вносит раза три-четыре в год. Их можно скачать бесплатно из Интернета. А вот за обновления в следующем году нужно будет заплатить, в данном случае 1000 руб. за 12 месяцев. Замечу, что у разных изготовителей карт цены отличаются. Некоторые не выпускают обновления так часто.
Забавно, что можно проверить, где был водитель и в какое время. Навигатор фиксирует траекторию, чтобы вы потом смогли просмотреть на экране (или дома на компьютере) проделанный путь. Кроме того, в память навигатора Garmin 710 можно загрузить так называемые «пользовательские объекты POI» (например, расположение постов ГАИ или камер слежения). При приближении к объекту устройство выдаст звуковой сигнал. В прибор уже загружена база полезных адресов: вокзалы, рестораны, больницы, бензоколонки и т.п.
Если нажать нарисованную на экране кнопку «где я нахожусь?», то появится информация о ближайших больницах, заправочных станциях, ближайшем адресе и перекрестке. Кроме того, на экране будут показаны широта и долгота. Выйдя из автомобиля, не забудьте отметить его местоположение. Тогда гуляя по городу с навигатором, можно не опасаться, что не сможете разыскать место стоянки – прибор выведет к нему.
КОМУ ОН НУЖЕН?
Конечно, если водитель грузовика ездит все время по нескольким, одним и тем же маршрутам, он и без навигатора прекрасно ориентируется. А вот тем, кто доставляет товар все время по разным адресам, предположим, мебель или заказы Интернет-магазина, прибор укажет «где эта улица, где этот дом». Кстати, даже в Москве, где, как правило, по одну сторону улицы четные номера домов, а по другую – нечетные, есть очень запутанные адреса и хаотично расположенные строения. А ведь во многих городах с этим просто беда.
Наверное, и вам случалось заблудиться в городе. Последний раз я заблудился нынешней зимой в родной Москве, хотя езжу по ней много-много лет. Город большой, весь его знать невозможно. Номера домов в темноте не видны, указатели улиц есть не везде. Где центр, где кольцевая автодорога? Где север, где юг? Полная потеря ориентации. Это с моим опытом, а каково человеку, плохо знающему город? С навигатором такое в принципе невозможно – вы всегда знаете, где находитесь.
А еще бывает, когда указатели показывают, что до дороги, предположим, на Большую Мымру прямо. Следующая табличка: опять прямо вперед. А потом: на Большую Мымру назад. То есть самый главный указатель, показывающий поворот на эту самую Мымру, попросту отсутствует и вы, естественно, этот поворот проскочили. Нужно возвращаться и искать. Навигатор вовремя подскажет, когда свернуть. Только не гоните, чтобы не проскочить. Обновление информации на приборе происходит примерно раз в секунду, поэтому если готовитесь повернуть поезжайте чуть тише. Снизить скорость несложно, это проще, чем плутать в поисках поворота.
Еще два года назад на российском рынке не было автомобильных навигаторов с русскоязычными картами. Такие модели разработчики представили в конце 2006 – начале 2007 года. Первые карты были очень несовершенны. Они имели массу ошибок и ограничивались только Москвой и Петербургом. Сейчас карты стали намного лучше, а в списках регионов уже десятки названий. Но дело это совсем новое, поэтому программное обеспечение еще не идеальное.
В нынешнем году ситуация на рынке такая: магазины электроники и салонов сотовой связи предлагают десятки моделей навигаторов различных фирм. В области картографии работают несколько конкурирующих друг с другом компаний. Значит, продукт потребителями востребован. Здоровая конкуренция наверняка приведет к тому, что в самое ближайшее время появятся карты, удобные для всех водителей, а не только для владельцев легковых машин.
Несмотря на перечисленные нюансы, мне лично ездить с навигатором понравилось. Конечно, к нему нужно привыкнуть и не относиться слишком строго. Ведь ни один компьютер, даже гигантский, не может заменить человеческий мозг. Что уж требовать от слабенького процессора миниатюрного приборчика, тем более что он, в общем-то, не виноват: как запрограммировали, так и работает. Навигатор лишь советует, а принимать решения нужно своей головой.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Алексей МОШКОВ
Впервые о навигаторах я узнал от преподавателя начальной военной подготовки в техникуме, в конце восьмидесятых: «Есть у американцев такие ракеты, которые летят по заданному адресу. И если у ракеты стоит в задании «дом 5, корпус 2, квартира 9», то попадет она именно туда, а обитатели восьмой даже ничего не почувствуют».
Потом навигаторы пришли в автомобили, и приобрести их сейчас может каждый желающий. Мне представился шанс испытать прибор. Навигатор, вообще-то, предназначен для использования в автомобиле, но пусть для начала он поможет мне сориентироваться в лесу. Разработчики заявляли, что прибор полезен и при пеших прогулках. Захожу в Измайловский лесопарк, включаю, жду результатов. Связь со спутниками эта штука, находясь под листвой деревьев, так и не смогла установить.
Дубль второй. Включаю навигатор на полянке и захожу с ним в лес. Спутники найдены менее чем за минуту, а на экране отобразилось местоположение. Навигатор отчетливо видит каждое мое перемещение и подсказывает, как быстрее покинуть лес, на автомобиле, разумеется. Въездов в лесопарк много, на большинстве из них возведены противоавтомобильные заграждения, но маршрут на экране четко указывает на ближайший проходимый для машин выезд. Браво!
Следующий этап испытаний был в автомобилях. В прикуриватель «Опеля» штырь шнура питания не влез, хотя это весьма удачно получилось с гнездом «Фретлайнера», на нем я вместе с водителем и испытывал прибор.
А выводы для себя я сделал такие.
1. Большое преимущество навигатора в том, что его можно использовать без инструкции по эксплуатации. Меню там вполне дружелюбное.
2. Неудобно, что адрес надо вводить с точностью до дома. Зачастую, его не знаешь так подробно. Неплохо бы иметь возможность указывать просто город. Особенно это нужно дальнобойщикам.
3. Названия набирать неудобно. Шрифт здесь расположен по алфавиту, а не так, как в компьютере, это сбивает с толку.
4. Запретные для грузовиков места никак не отображаются.
5. Навигатор показывает кратчайший путь из пункта «А» в пункт «Б». Но далеко не всегда эта дорога самая быстрая, удобная и безопасная.
А самое главное – это то, что определение своего местонахождения в незнакомой местности по карте и выбор дальнейшего маршрута движения – интереснейшее занятие. А водителя постепенно лишают права заниматься им, как лишили его с помощью тахографов права распоряжаться своим временем, постепенно лишают права переключать передачи. Мало того, иноземные фирмачи делают поползновения, чтобы лишить водителя его исконных прав: газовать, рулить и тормозить. И что останется? Вставить свою карточку и набрать город и номер дома? А где романтика?
СЛАВА, водитель грузовика Freightliner
Водитель Слава называет адрес:
– Город Подольск, улица Силикатная, дом – неизвестно какой.
– Введите номер дома, – требует навигатор.
– Ладно, получи № 1!
Можно ехать. Навигатор предлагает:
– Следуйте по Кольцевой дороге, потом поверните налево.
– Зачем? – спрашивает Слава. – Я поеду напрямик.
– Перерасчет маршрута. Следуйте до развилки, затем направо.
– Вот это другое дело.
– Поверните направо, поверните налево.
– Нет нам туда хода. В одном месте дорога сильно разбита, в другом – грузовым машинам въезд запрещен.
Навигатор каждый раз пересчитывает маршрут, подсказывает и весьма сложные повороты, где сначала надо повернуть в одну сторону, а затем развернуться. Но все же на больших скоростях бывают запаздывания. Автопоезд проехал перекресток 2 – 3 секунды назад, а навигатор только начинает говорить про точку поворота. Хотя, конечно, если ориентироваться по нему изначально, к повороту мы придем с маленькой скоростью, и запаздывания не будет. Есть еще один момент, когда навигатор работает не совсем точно – это развязки типа «клеверный лист». Вроде повернули мы куда надо, а, несмотря на это, навигатор продолжает талдычить: поверните направо, поверните направо. И продолжается это до тех пор, пока две дороги идут более-менее паралельно.
– Хорошая игрушка, но мне она не нужна. Я и так знаю, куда ехать! – подытожил Слава.
ЮРИЙ, водитель грузовика DAF
Итак, вводим пункт назначения в навигатор и едем. На экране высвечивается клавиатура, нажимаем на нарисованные кнопки пальцами. Сначала набираем город, потом улицу, потом номер дома. Такая последовательность не показалась удобной. Тем более что подмосковный поселок Крекшино, где недавно построили огромные складские терминалы, сразу найти не удалось. А нам туда везти с железнодорожной станции контейнер, забитый китайскими зубными щетками. Оказывается, надо было набирать не город Москву, а город Крекшино, хотя он и не город вовсе. Это мы уже потом узнали. Догадаться непросто, хотя привыкнуть к такой системе можно.