ПЯТЬ МИНУТ АМЕРИКИ
Начиналось все на другом складе, недалеко от МКАД, где мы загружались. Там началась поездка для меня. Слава же с утра успел получить груженый контейнер в Подольске, поменять его на порожний в Южном порту и встать под еще одну погрузку. «Я не один такой, – рассказывает Слава. – Нас, частных водителей контейнеровозов в Москве около тысячи. Знаем друг друга давно, ведь большинство занимается этим бизнесом еще со времен Советского Союза. Я вот на 15 автокомбинате работал, потом на «дядю». Этот автопоезд у меня с 2001 года».
Итак, тягач «Фретлайнер FLG-120», двигатель 11-литровый «Детройт Дизель», 330 лошадей, 10 передач. Полуприцеп – тоже американский, облегченный, рассчитанный на перевозку 40-футовых контейнеров. Процесс езды на этой машине, как и на любом другом «американце» имеет свои особенности, но о них позже. А пока у нас затишье. Загрузка 40-футового контейнера занимает массу времени, водители успевают сходить в кафе, пожаловаться друг другу на свои проблемы.
Один из коллег Славы, имя он просил не называть, попал в следующую ситуацию: хозяин, являющейся по жизни его другом, решил продать сцепку, на которой он работает. У водителя нет денег для того, чтобы самому выкупить подвижной состав, тем более, что за далеко не новый «Рено Премиум» с «телегой» хозяин рассчитывает выручить 80 тыс. евро. Можно конечно, пойти работать по найму, что категорически его не устраивает, ведь оплата труда на новом месте будет в несколько раз меньше, чем при работе на постоянных клиентов. Такой вариант не проходит даже как временный. Выпав из «обоймы» обратно попасть не так-то просто…. Выкупить тягач, взяв кредит в банке, тоже не получается. Машина не новая, и несколько банков, которые тут же обзвонил Слава, отказали в выдаче кредита на ее покупку.
«Ну и плюнь ты на эту сцепку, – сказал ему Слава. – Пойдем, посмотрим «американца» в лизинг. Сейчас их можно взять без первого взноса». Приехали на площадку, заставленную капотными «американцами». Все 2003–2004 годов выпуска, стоимость 1 600 – 1 800 тыс. руб. Мы не единственные покупатели. Вместе с нами ходит водитель из Петербурга, пока работающий на «Мазе». Менеджер не дает опомниться, у него связка ключей, он моментально открывает любую машину и расписывает удобства кабин: «посмотрите, какой диванчик, посмотрите, какие тумбочки…. А внешность!»
Нас же интересует совсем другое.
– Простые, как валенки, – осматривая один тягач за другим, говорит наш потенциальный покупатель.
– Это хорошо, – поддерживает его водитель из Петербурга. – Но, двигатель брать лучше «Детройт». У «Камминса» постоянно приходится менять форсунки.
– Машинки-то, кстати, укатанные – замечает Слава, указывая на трещину в бампере у одного тягача, и отсутствовавшую антенну у второго.
– Нет, они такими стали после парома, – отвечает продавец. – Ведь Атлантика – это шторма, айсберги и «волчьи стаи» подлодок адмирала Деница. Трудно доставлять машины в нашу страну.
– Слава, неужели так важно, есть антенна или нет, и сколько трещин на пластиковом бампере? – спрашиваю я.
– Это показатель отношения к технике. Все зависит от того, в какой транспортной компании раньше работали эти машины. Видишь, они почти все одинаковые.
Ну, а что же наш покупатель? Его больше волнуют условия приобретения. Выясняется следующее. Фирма, торгующая тягачами, сотрудничает со многими банками, но везде условия для покупателей примерно одинаковые. Первый взнос при покупке машин в лизинг составляет 50–60% именно это для нас самое важное. В принципе, можно найти банк, берущий первоначальный взнос и в 30%, но при этом, конечно, вырастут проценты. Что же до кредита, то его чаще используют физические лица при покупке легковых авто. Кстати, чтобы уменьшить сумму первого взноса нужно стать индивидуальным предпринимателем. В таком случае, он будет равен 15–25%, а в случае удачи можно найти вариант и без такового. Но, взять «бесплатно» машину не получиться: страховку, стоимость которой колеблется в районе 70 тыс., оплачивать все равно придется.
Мы посовещались, и решили:
1. Наш, пока безымянный для читателей водитель постарается как можно скорее стать индивидуальным предпринимателем. При этом желательно зарегистрироваться в области (так выгоднее).
2. Машину мы в этой фирме брать не будем. Нельзя сказать, чтобы они были совсем уж убитые, но партия, находящаяся сейчас на стоянке пришла явно не из лучшей транспортной компании.
3. По завершении оформления индивидуального предпринимательства можно попытаться найти менее дорогую модель, например, «Интер-9700» в другом, более удаленном от МКАД месте.
«А «Реношку» мою, хозяин пусть продает, – говорит заметно повеселевший водитель. – Хоть за 80 тысяч, хоть за 120. Флаг ему в руки! Сейчас очень трудно это сделать. Все стоянки забиты непроданными подержанными машинами». Пора возвращаться на склад. Наши контейнеры уже загружены, остается получить документы, пломбу, и вперед.
Как я уже говорил, американский тягач в движении имеет свои особенности. Главные из них – это большая длина машины, вызывающая у неопытного водителя трудности при маневрировании, и специфическая коробка передач. Хотя они у всех машин разные, но как правило, синхронизаторов на них нет, и сцеплением нужно пользоваться только при трогании с места. Схему переключения нашей 10-ступенчатой коробки видно на фото. На первый взгляд кажется, что это «пятиступка» с делителем, вроде «камазовской», но все несколько сложнее. «Половинки», таковыми на самом деле не являются, просто это передачи, переключение которых может осуществляется флажком.
В отличие от европейских машин, начинаем разгон с первой и до шестой не пропускаем ни одной. Далее следуют восьмая и десятая. Скорость конечно, в начале разгона черепашья, но ничего, никто не бибикает сзади как тем, кто едет на легковушке или среднетоннажнике. Все понимают, что нам тяжело. Нам и правда тяжеловато. Кажется, нас здорово перегрузили, но возвращаться и выяснять отношения неохота. До пункта назначения как-нибудь доедем. Скорость 50 км/ч. Включена десятая, последняя передача, и тягач неторопливо ускоряется до 70. При этой скорости на тахометре чуть выше 1 200 оборотов, а всего двигатель можно раскрутить до 1 800.
Кинематическая максимальная скорость кажется, здесь не очень большая, но это не важно. На узких второстепенных дорожках ближнего Подмосковья не очень-то разгонишься. Всюду ведутся дорожные работы, постоянно встречаются населенные пункты, развязки. Да, и крутых поворотов достаточно. Что удобно, передачи переключать как правило, не надо. Как я уже говорил, если скорость выше 50, так и едем на десятой. Если же дорога идет на подъем, достаточно перевести флажок на 9, затем, в подходящий момент слегка сбросить и вновь нажать «газ».
В очень крутую горку мы однажды забирались на 7 передаче, скорость при этом была едва ли превышала 30 км/ч. В этом отношении характер «американца» мне понравился. Несмотря, на относительно слабый двигатель, машина не требует постоянного переключения передач, поскольку на низких оборотах двигателя момент достаточно велик. Претензий к работе подвески – никаких. Хотя она комбинированная, а не чисто пневматическая, при движении по асфальту все выглядит очень пристойно. Длинная машина не козлит, а, дошедшие до кабины вибрации вполне гасятся подрессоренными сидениями.
Имеется и моторный тормоз. На панели приборов два переключателя. Первый отвечает за два цилиндра, второй за остальные четыре. Включаешь их, и при отпускании педали газа машина начинает замедляться. Торможение при помощи управления клапанами двигателя довольно эффективное: на седьмой передаче можно тормозить почти до полной остановки.
– Слава, ты так уверенно ориентируешься в кредитно- лизинговых делах. Наверное, есть немалый опыт?
– Да. И эту сцепку, и китайский самосвал, который еще есть у меня, я брал в лизинг. Легковую машину – в кредит. Я нормально работаю, и банки охотно дают мне деньги.
– Жизнь в кредит не напрягает?
– Нет, я же работаю и плачу нормально.
– А чисто психологически?
– Тоже нет. Привык уже. Я еще хочу небольшой фургончик, кубов на 10 – 11 взять в лизинг.
– Тебе эта работа нравится?
– Если я выхожу утром из своего дома, у меня на участке стоит машина, есть заказы, как это может не нравиться? Я еду, я спокоен. Я зарегистрирован, налоги и взносы в Пенсионный фонд уплачены. Путевки, документы на груз – все это есть. Придраться не к чему. Чего же тут не работать? Даже время на хобби остается. Я вот раньше в группе играл, сейчас хочу продолжить. Только на новом уровне. Есть несколько человек, надеюсь организовать уже свой ансамбль.
– Время остается?
– Не только у меня. Я знаю своих коллег, которые ходят в походы на байдарках, собирают мотоциклы. Увлечения разные. Хотя, мне конечно, немножко легче. Тягач стоит у собственного дома, хочу – в выходной день занимаюсь им, хочу – строю что-нибудь.
Терминал ППЖТ (предприятие промышленного железнодорожного транспорта) в Подольске. На небольшой площадке горы контейнеров, кранов нет. Из погрузчиков работает только один, другой сломан. Вдобавок пересменка.
– Здесь мы долго простоим, пойдем чай пить.
Для этого идем в помещение приемосдатчиков (попробуйте это сделать в том же Кунцево!). Через 20 мин раздается команда «по машинам». Мы подъезжаем под выгрузку моментально, а стоящие рядом «Мазы» лихорадочно газуют, пытаясь накачать воздух. Без всякого крика и гама контейнерный погрузчик «Фантуцци» снимает наш сундук.
– Двадцать минут, это долго?!
– Просто здесь работает не РЖД, а частник. Обычно стоишь гораздо меньше.
Обратный путь проходит быстро. Только все же замечаю, что крутые повороты мы на скорости проходить не можем, «телега» плохо вписывается в них и некоторое время едет по обочине.
– Слава, а на какой машине ты начинал работать?
– На электровозе ВЛ-8. Был помощником машиниста ТЧ Бекасово.
Прямо наваждение какое-то. За прошедший год это уже третий. Из помощников машинистов среди героев моих статей был автослесарь на «американском» сервисе, водитель туристического автобуса в Венгрии, теперь вот Слава. Вроде ничего, бывает. Но пишет эти строки бывший машинист железнодорожных путевых машин.
– Техника не подводит?
– Нет, только приходится менять втулки рессор, ну и расходники, разумеется. Еще, в последние два месяца было много работы, особо машиной не занимался, накопились разные мелочи. Скоро придется заниматься ими. А серьезного – ничего. Вот, «китаец» – другое дело, скучать не дает!
– А как на такой работе с отдыхом, отпусками?
– Ну, отдыхаю я во время погрузки, отпуск тоже как-то брал две недели. Да, не очень и нужен он. Отдыхать можно и выходные дни, а за границей – где я только не был – даже жил в Германии!
Дорога незаметно подходит к концу. Мы возвращаемся на тот же склад, с которого и начали сегодня маршрут. Внезапно раздается звонок. У одного из тягачей «Ивеко», водителя которого Слава хорошо знает, застучал движок. Придется ехать, перецепляться. Груженый контейнер нельзя оставлять на дороге. Времени – без двадцати десять. Увы, я не смогу принять участие в этом мероприятии, иначе попасть домой до закрытия метро мне не светит.
Какой же вывод из всей этой истории? Я Славу очень уважаю, но, рекомендовать кому-либо идти по его стопам не могу. Дом, две большие машины, которые надо постоянно ремонтировать, кредиты…. Не для меня все это. Но «пять минут Америки», когда мы ехали по Симферопольскому шоссе – это здорово. Есть, все-таки в жизни водителя приятные моменты.