ВОЙНА С КОНТРАФАКТОМ
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Работа по борьбе с «серым» рынком и незаконным использованием интеллектуальной собственности ОАО «КАМАЗ» началась четыре года назад, в Департаменте правовой работы (ДПР). Сначала КАМАЗ обратился к органам власти республики с предложением создать межведомственную комиссию с участием прокуратуры, милиции, управления Федеральной антимонопольной службы, ГИБДД и подразделений самого КАМАЗа. «Камазовские спецслужбы» отработали механизмы выявления нарушений, координации действий различных ведомств и подразделений и, в конечном счете, добились существенного сокращения «серого» рынка на территории Татарстана. Затем этот опыт начали распространять на другие регионы России.
Сейчас борьба с «серым» рынком запасных частей стала частью защиты товарного знака ОАО «КАМАЗ» в целом. Оперативную работу по выявлению фактов нарушений ведут Департамент экономической безопасности КАМАЗа (ДЭБ), торгово-финансовая компания «КАМАЗ» и дилеры в регионах. По предоставленной ими информации отрабатывается юридическая часть общей задачи. Через территориальные управления Федеральной антимонопольной службы, арбитражные суды и правоохранительные органы КАМАЗ добивается устранения выявленных нарушений и наказания виновных.
Главным инструментом борьбы с недобросовестной конкуренцией и воздействия на «серый» рынок является исполнение «Плана совместных мероприятий ОАО «КАМАЗ», правоохранительных и контролирующих органов Республики Татарстан по профилактике, выявлению и пресечению экономических преступлений и обеспечению законности в организациях ОАО «КАМАЗ».
В рамках плана выполняются проверки организаций, имеющих отношение к механической обработке, изготовлению, ремонту и реализации запасных частей, узлов и агрегатов автомобилей КАМАЗ. Ведется совместная работа с таможенными органами, направленная на прекращение ввоза контрафактной продукции из-за рубежа. Так, в настоящее время судебными органами рассматривается ряд дел, возбужденных по статьям 7.12, 14.10 КоАП РФ таможенными и правоохранительными органами. В отношении одного из хозяйствующих субъектов судебным органом уже вынесено решение о конфискации контрафактных запасных частей, ввезенных из-за рубежа, на сумму 252 тыс. руб. и наложении штрафа в размере 30 тыс. руб.
Кроме того, нередко проводятся рейды. Например, в этом году сотрудники ДЭБ, ДПР и отдела милиции на КАМАЗе провели рейд на территории одного из гаражных кооперативов. Они выявили целый ряд нарушений, среди которых торговля контрафактными запасными частями и незаконное использование фирменного логотипа. «Улов» оказался впечатляющим: автонормали, пучки проводов, карданные валы, силовые кабели и другие запчасти, на упаковке которых стоял товарный знак КАМАЗа. Хотя нести изображение «бегущего коня» эти детали не имели права.
ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ
Сейчас расследуется ряд уголовных дел на основании ст. 180 Уголовного кодекса. По одному из них вынесен обвинительный приговор. На директора и главного бухгалтера челнинского предприятия, незаконно использующего товарные знаки ОАО «КАМАЗ», наложены штрафы 60 и 40 тыс. руб. соответственно. Кроме того, в пользу ОАО «КАМАЗ» присуждена сумма ущерба в размере почти 15 млн. руб. Следует отметить, что это первое в республике уголовное дело, доведенное до обвинительного приговора.
Что же касается незаконного использования статуса официального дилера ОАО «КАМАЗ», то ДПР совместно с ДЭБ и ОАО «ТФК «КАМАЗ», а также дилерами при выявлении недостоверной рекламы подает соответствующие заявления в антимонопольные органы РФ. Так, по последнему выявленному факту КАМАЗ направил в свердловский антимонопольный орган РФ заявление о пресечении акта недобросовестной конкуренции в отношении ООО «Альянс». Данное общество в сети Интернет указывало, что оно является официальным представителем ОАО «КАМАЗ». ООО «Альянс» в добровольном порядке устранило данное несоответствие. Кстати, более половины нарушителей адекватно реагирует на требование КАМАЗа прекратить незаконное использование интеллектуальной собственности и добровольно прекращает противоправные действия.
Всего за последние годы организовано и проведено 48 рейдов, проверено 126 организаций и частных предпринимателей, выявлено 95 субъектов «серого» рынка, из них в 61 обнаружены существенные нарушения в сфере сертификации, метрологии и налогового законодательства. Несколько руководителей привлечены к уголовной и административной ответственности, в отношении 18 организаций и частных предпринимателей вынесены постановления о приостановлении деятельности. По линии налоговой инспекции составлено 7 актов, на контроль взято 59 организаций и частных предпринимателей.
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКИ
Условно контрафактные запчасти можно разделить на три группы. Во-первых, детали, изготовленные кустарным способом и помещенные в упаковку, копирующую фирменную упаковку запчастей ОАО «КАМАЗ» и его официальных поставщиков. Во-вторых, отремонтированные детали, выдаваемые за новые. В-третьих, детали, изготовленные производителем, не имеющим должного сертификата качества или получившего таковой путем махинаций, без положенных испытаний продукции. Зачастую водитель, приобретая контрафактную деталь, не способен отличить ее от оригинальной. В отдельных районах России найти фирменные запчасти иначе как в «камазовских » сервисных центрах практически невозможно.
Чтобы помочь потребителям, ОАО «КАМАЗ» принимает меры. В частности, это закрепление прав на разработки ОАО «КАМАЗ», являющиеся интеллектуальной собственностью акционерного общества, внедрение проекта маркировки и прослеживаемости продукции. Со сторонними производителями заключаются лицензионные соглашения на право изготовления запасных частей.
Важная мера, направленная на борьбу с контрафактом, – использование фирменной упаковки для деталей, выпускаемых акционерным обществом. Об этом нужно сказать несколько слов.
Настоящую упаковку можно отличить от поддельной благодаря специальному индикаторному скотчу, который наклеивается на картонную коробку. Скотч представляет собой самоклеящуюся ленту, разделенную перфорацией (для обрыва) на отрезки равной длины. Лента многослойная. Наклеивание скотча на пломбируемую поверхность производится вручную, на стык упаковки. Его нижний адгезионный слой содержит повторяющиеся надписи «ВСКРЫТО», проявляющиеся при попытке отделить верхний слой. Повторное после снятия с пломбируемой поверхности наклеивание ленты невозможно.
В общем, работа идет и приносит результаты. Фирменным запчастям КАМАЗа потребители доверяют. Сейчас, например, в восточных регионах России прилавки магазинов и сервисных станций, торгующих запасными частями, буквально завалены дешевым ширпотребом «a la KAMAZ». Но стоит только где-нибудь открыться фирменному центру, как к нему выстраиваются очереди. Можно сказать, что даже в регионах, отдаленных от центра, потребители уже почувствовали уверенную поступь «камазовского» коня.